Создание мини-музея "Вещи ХХ века"
статья (старшая группа) на тему

Развитие кругозора и привитие эстетического вкуса у ребенка  складываются под воздействием 3 факторов: целенаправленной работы педагогов,  влияния окружающей среды, в которой растет ребенок, воспитания родителей.

Эти задачи успешно решаются в рамках музейной педагогики. У нашего мини-музея есть особенность - в создании принимают участие дети и их родители. Воспитанники видят важность своего труда в организации мини-музея. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_mini-muzeya_veshchi_hh_veka.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Создание мини-музея

«Вещи XX века»"

Пройдет и сто, и двести лет,

И триста лет пройдет,

Но каждый снимок и портрет

Любую вещь, любой предмет

В музее сохранит народ.

            Сергей Михалков

Построить фундамент для развития всесторонне развитой личности – одна из задач, которая стоит перед дошкольным педагогом. Широкий кругозор дошкольника дает толчок для активизации процессов познания, мышления, воображения, фантазии, творчества.

 Развитие кругозора и привитие эстетического вкуса у ребенка  складываются под воздействием 3 факторов: целенаправленной работы педагогов,  влияния окружающей среды, в которой растет ребенок, воспитания родителей.

Эти задачи успешно решаются в рамках музейной педагогики.

В детском саду музеи называют «мини-музеями». «Мини-» в дошкольном учреждении эталон возраста детей, размера музея, узости тематики.

Наш групповой музей, созданный в 2013 году, называется  «Вещи XX века».

Цель создания мини-музея:

- знакомство дошкольников с вещами, находящимися в обиходе в прошлом веке, их ролью в жизни людей; подготовка малышей к взрослению, используя игровые технологии, с помощью средств музея; приобщение детей и их родителей к искусству посредством музея.

Направление деятельности мини-музея: поисково-собирательское.

 Это направление вызывает желание детей проявить себя в поиске, исследовании.

 У нашего мини-музея есть особенность - в создании принимают участие дети и их родители. Воспитанники видят важность своего труда в организации мини-музея.

Дети  обсуждают тематику новой экспозиции, приносят предметы старины, которые становятся  экспонатами нашего общего дела.  

        Наш музей ставит перед собой следующие задачи:

  • Обогащение предметно-развивающей среды;
  • Формирование у дошкольников представления о музее;
  • Формирование проектно-исследовательских  умений и навыков;
  • Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
  • Сохранение традиций, патриотическое воспитание граждан своего Отечества;
  • Развитие творческого и логического мышления, воображения;
  • Вовлечение родителей в жизнь группы

В настоящем музее запрещается трогать экспонаты, а в нашем необходимо прикоснуться, ощутить руками, рассмотреть предмет со всех сторон. В обычном музее дети всего лишь наблюдатели, слушатели экскурсовода, а в нашем случае – участники создания экспозиции. Стоит отметить, что и близкие люди, родственники детей работают над расширением экспонатов музея.

Располагаются музейные коллекции в специально отведённом месте в групповом помещении. Здесь же на выставке размещаются детские работы на тему: «Я посетил музей», в которых ребята отражают увиденное. Дошкольники из старших групп проводят экскурсии для малышей, выполняя, таким образом, роль экскурсоводов.

Наш мини-музей — результат общения, совместного творчества воспитателя, воспитанников и их семей.

Дошкольники могут использовать  экспонаты музея самостоятельно в процессе игровой деятельности или вместе с воспитателем в процессе организованной образовательной деятельности.

Совместно с родителями  и детьми  была собрана библиотека    рассказов, которые используются как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.

Внедрение технологии музейной педагогики в условиях дошкольного образовательного учреждения дает ребенку возможность стать воспитанным и образованным человеком, с детства приобщенным к истории культуры, традициям, патриотизму, музею.

 В основу  положены следующие принципы:

• принцип опоры на интересы ребенка;

• принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

• принцип наглядности;

• принцип последовательности;

• принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Характеристика помещения: групповая комната

Площадь, занятая под экспозицию: 1кв.м.

Совместно с детьми и родителями был разработан план по созданию мини-музея.

Практический этап

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответственный

1

Проведение консультации  с родителями: «Мини музей в группе»

ОКТЯБРЬ

Воспитатели

2

Проведение бесед о создании музея в группе с  родителями

3

Информационный блок (наглядная информация)

4

Рассматривание фотоматериалов, презентаций с детьми

5

Определение темы;  названия мини-музея;                                                                   - разрабатывание его модели;                                                          - выбор места для размещения;

Практический этап

1

Создание мини-музея в группе

Ноябрь - декабрь

Воспитатели

2

Сбор экспонатов для музея

3

Разработка бесед

4

Пополнение музея экспонатами

В течение года

Родители, дети

Внедренческий этап

1

Открытие мини-музея в группе

Декабрь

Воспитатели, родители

2

Экскурсия в мини-музей в группу

В течение года

3

Проведение образовательной деятельности в мини-музее

4

Оформление мини – музея: альбома;  презентации;   паспорта;

 картотеки экспонатов

Рефлексивный этап

Обобщение опыта работы.

Май

Воспитатели

Экспонаты расставлены на полках, стеллажах рядом с игровой зоной, что даёт удобство в работе с музеем. Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки, рассматривать, использовать   для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности.

В музей собраны разные экспонаты XX века.

Экспонаты из области техники:

Диапроектор,  фотоаппарат, радиоприемник, бухгалтерские счеты, радиоприемник, электрический калькулятор, будильник, электронные часы, барометр.

Экспонаты из области быта:

Угольный утюг, старинная ручная стиральная машинка – стиральная доска, различные виды кошельков, косметичек, сумка-авоська, детское праздничное платье мамы.

• Коллекции марок, календариков, открыток, фантиков, журналов, книг.

• Денежные купюры и монеты.

• Коллекция посуды:   самовар, мясорубка.

Дети, познакомившись с музеем еще в дошкольном возрасте, станут впоследствии наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.

Музей играет образовательную, развивающую и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи.

Опыт показывает, что создание мини-музеев способствует возникновению желания познавать и исследовать как у детей, так и у взрослых.  

Это подтверждают рассказы воспитанников о семейных посещениях выставок, залов краеведческого музея, а также активная помощь родителей в подборе экспонатов, создании группового мини-музея.

Литература:

  1. Н.А. Рыжова «Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями» Лекции 1–4, Москва,  Педагогический университет

 «Первое сентября» 2010

  1. Маслова С.Г., Соколова Н.Д. «Программа «Здравствуй, музей» Москва, Педагогический университет «Первое сентября» 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Через года, через века - помним"

Знакомство дошкольников с подвигом советских солдат проходит через деятельность, близкую детям - сюжетно-ролевую игру. Большая предварительная работа по чтению произведений А. Твардовского, С.Михалков...

Проект "Через года, через века - помним"Фрагменты игры

Фотографии фрагментов проекта "Через года, через века помним". Проект имел большое место в воспитании гражданской позиции дошкольников. Был представлен на районном методобъединении, заслужил высокую о...

Урок физкультуры 21 века

Конкурсная работа для Всероссийского конкурса "Урок физкультуры 21 века". Работа вышла в финал....

Нужно ли играть в ладошки в 21 веке.

В РАБОТЕ ПРЕДСТАВЛЕН МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ  -  игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук. “Рука является вышедшим наружуГоловным мозгом”И. Кант  Все мы родом из детства. На...

Презентация на тему "Средние века"

На картинках изображены замки средних веков(v-xv века), показаны доспехи рыцарей и рыцарские походы, здесь можно увидеть посвящение в рыцари и начало рыцарского турнира....

Проект на тему: " Педагог XXI века"

Происходящие во всех сферах общественной жизни России перемены, связанные с возрастанием личностного фактора, обусловливают изменения в подготовке будущих педагогов в области экологического образовани...