Проект на тему: " Педагог XXI века"
статья по окружающему миру по теме

Происходящие во всех сферах общественной жизни России перемены, связанные с возрастанием личностного фактора, обусловливают изменения в подготовке будущих педагогов в области экологического образования. Глубокий экологический, экономический кризис, потребность в изменении социальной политики общества и государства, устранении разобщенности социальных, психологических, педагогических, правовых, медицинских мер и ориентированности образования на личностное развитие, признание приоритетности экологического образования привели к изменению образовательной политики, что потребовало от педагогов - руководителей развития соответствующих видов управленческой деятельности.
В настоящее время перед педагогами поставлена проблема сохранения духовных ценностей, здоровья, изменения структуры мышления в сторону экологического, формирования целостной картины мира, передачи средств и способов жизни и деятельности в постоянно меняющихся экологических и социальных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagog_xxi_veka.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог XXI века

Все большее число исследователей подходят к выводу, что результат бедственного состояния природы есть результат разрушения личности, внутреннего мира человека, его ценностей, его отношения к миру как общему достоянию. Экологический кризис во многом мировоззренческий, философско-идеологический кризис. Отношение человека к природе определяется тем, насколько глубоко нормативно-ценностные аспекты мировоззренческого понятия природы взаимодействуют с системой его ценностей. Главной задачей экологического воспитания является формирование внутренней потребности у людей работать над разрешением проблем окружающей среды, ответственности за ее состояние. Экологическое воспитание должно привить человеку знания и навыки разумного общения с природой, в ходе которого люди будут применять, и развивать методы и способы конструктивного взаимодействия с природой. Успешность экологического образования зависит от непрерывности на всех его ступенях. Дошкольное детство - ответственный период в жизни человека и первый этап в системе экологического образования. В этот период закладываются основы отношения к окружающему миру, ценностные ориентации в нем. Важность дошкольного периода в экологическом образовании человека подчеркивали в своих исследованиях А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, JI.B. Моисеева и др.

Экологическое образование дошкольников, новая категория дошкольной педагогики, Находится на этапе становления, в рамках которой ведутся исследования в области определения содержания, подходов, принципов, технологий. Большой вклад в разработку данной проблемы внесли П.Г.Саморукова, С.Н.Николаева, Н.Н.Кондратьева, Л.С.Игнаткина, И.А.Хайдурова, Н.Н.Вересов, В.ИЛогинова, А.М.Федотова, Н.А.Рыжова, И.Р.Колтунова, С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин и др.

Наличие разнообразных программ по экологическому образованию дошкольников, программно-методическая литература, учебно-наглядные пособия нового поколения играют большую роль в экологическом образовании дошкольников и способствуют созданию и реализации инновационных воспитательно-образовательных моделей, при которых различными средствами и методами достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей дошкольного возраста. Эффективность действия такой модели во многом зависит и от взрослых, которые окружают ребенка, их отношения к проблемам экологии и экологического образования, личностных качеств. Реализовать задачи создания в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического образования, повышения уровня экологического образования персонала и родителей может педагог, обладающий лидерскими качествами.

Реально сформировать экологическое общественное сознание можно только в течение жизни нескольких поколений, поэтому начать нужно с воспитания лидеров экологического движения, которые станут проводниками идей основанных на нравственных установках человека. Этот процесс немыслим без участия педагогов, ибо они работают и на настоящее и на будущее. Потребность общества в педагоге-лидере, способном к формированию экологического сознания в обществе, работающего вместе с людьми и во имя людей, создает предпосылки для разработки новых подходов к системе профессиональной подготовки студентов педагогических вузов.

Происходящие во всех сферах общественной жизни России перемены, связанные с возрастанием личностного фактора, обусловливают изменения в подготовке будущих педагогов в области экологического образования. Глубокий экологический, экономический кризис, потребность в изменении социальной политики общества и государства, устранении разобщенности социальных, психологических, педагогических, правовых, медицинских мер и ориентированности образования на личностное развитие, признание приоритетности экологического образования привели к изменению образовательной политики, что потребовало от педагогов - руководителей развития соответствующих видов управленческой деятельности.

В настоящее время перед педагогами поставлена проблема сохранения духовных ценностей, здоровья, изменения структуры мышления в сторону экологического, формирования целостной картины мира, передачи средств и способов жизни и деятельности в постоянно меняющихся экологических и социальных условиях. Все названные проблемы носят комплексный характер и требуют обеспечение комплексного подхода и коллективного их решения средствами медицины, социологии, экологии, педагогики, психологии, философии, и др. наук о человеке. Все чаще возникает необходимость создания межведомственных коалиций, решающих эти проблемы в условиях микрорайона, города, региона.

Человечество, стремясь к научно-техническому прогрессу, оставалось безразличным к деградации окружающей среды, поэтому перед ним всерьез стала проблема выживания. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. И только недавно стали задавать себе вопрос, всегда ли правомерно вторгаемся в «святая святых» — окружающий нас мир. Появилась потребность охранять природу от ее неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Ведь основы мировоззрения, базовые личностные качества ребенка формируются именно в этот период, а в дальнейшем лишь развиваются, поэтому каждый воспитатель должен быть готов вести экологическое воспитание своих подопечных, используя в своей деятельности всевозможные средства, особенно близкие к духу и возрасту ребенка устное народное творчество.

Если сорок-пятьдесят лет назад экологические проблемы обсуждали только специалисты, то сейчас о том, что «экология» везде, знают даже дети. Когда в 1870 году Эрнст Геккель ввел в науку это слово, вряд ли он предполагал, что лет через сто оно станет популярным в массовом сознании. Термин «экология» происходит от греческого oikos - дом, родина, обиталище, местопребывание.

Экология - это наука, изучающая системы живых организмов, их отношения с окружающей средой и зависимости между различными формами жизни. В сознании большинства людей слово «экология» связано еще и с понятиями «тревога», «защита», «сохранение». И, несмотря на это, лишь недавно стало приходить понимание того, что экологический кризис — это, не в последнюю очередь, разруха «в головах», и именно в них нужно вначале привести все в порядок. Экологическое воспитание дошкольников — это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к Отечеству. «Рыбе - вода, птице — воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину». Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.

Экологическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование у ребенка эмоционального, бережного отношения к природе, способность видеть ее красоту, а не детальное знание особенностей каждого вида животного или растения. Любознательный, пытливый ум дошкольника, его чуткое доброе сердечко отзывается на гармонию. Дети начинают задумываться об отношении взрослых к природе и задают им вопросы: «Разве можно оставлять после себя мусор, засорять наши водоемы? Разве хорошие люди так поступают? Будет ли у нас будущее?» Готовы ли мы ответить на эти вопросы? Экологическое поведение в окружающем мире формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Построить свою жизнь в гармонии с природой следует начать по возможности раньше. Самая настоящая и натуральная красота заложена в природе, и задача воспитателя состоит в том, чтобы раскрыть ее перед ребенком, помочь маленьким душам увидеть ее, научиться ценить это богатство.

При ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть ее дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждому его движению. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание. Экологическое воспитание дошкольников — это процесс формирования у детей осознанно отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение возникает во взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах его поведения. Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Поэтому важно с раннего детства научить ребенка беречь красоту природы, так как в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры. Задача воспитателя детского сада состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим выводам о единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и ее развитии, целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе, рациональном использовании природы и охране ее. Параллельно с этим идет формирование у детей способности эстетически относиться к миру, воспринимать и оценивать прекрасное, своей деятельностью умножать красоту окружающего, побуждать задумываться над взаимоотношениями людей и природы.

Статья 42 Конституции Российской Федерации гласит:

«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушителями».

В связи с этим ученые-педагоги, занимающиеся экологическими проблемами на разных возрастных этапах (A.M. Галеева, СЯ. Глазачев, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, B.C. Шилова и др.), обращают внимание на тот факт, что экологическое образование должно стать обязательным на всех ступенях системы образования. Большое значение при этом отводится дошкольному образованию, закладывающему фундамент экологического развития личности.

Самая трудная задача — это направить неиссякаемую энергию детей в такое русло, чтобы их общение с природой приобрело глубокий смысл, и было наполнено радостью.

Решение задач экологического образования дошкольников осуществляется при непосредственном и обязательном участии педагога. Именно он должен помочь воспитанникам сделать правильный выбор, обеспечить передачу ценностей экологической культуры. Именно педагог призван закладывать основы бережного отношения к природе в этом возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Какой он педагог XXI века?

Изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», предъявляют новые требования к современному воспитателю.   Как сказал Диоген «Всё течёт...

Эссе на тему "Я-педагог XXI века"

Здесь Вы можете ознакомится с тем, как происходило становление меня, как педагога-психолога. И узнать что из этого вышло....

Педагог 21 века

Каким я вижу педагога 21 века?...

Статья «Педагог XXI века»

Современное дошкольное воспитание претерпевает значительные изменения, связанные с поиском обновления его содержания, перестройкой взаимодействия в системе «педагог- ребенок». Бесспор...

Статья на тему: "Навыки 21 века у педагога-новатора".

Современное образование должно представлять гибкую модель, а не жесткую диктатуру.  Благодаря гибкому подходу можно добиться индивидуализации образования, персонального подхода.  С...

Эссе на тему «Педагог – профессия на века?! – настоящее и будущее профессии»

Эссе для регионального конкурса "Образование без границ"Эссе на тему «Педагог – профессия на века?! – настоящее и будущее профессии» Нередко профессии теряют сво...