Статья «Педагог XXI века»
статья

Шеина Александра Павловна

Современное дошкольное воспитание претерпевает значительные изменения, связанные с поиском обновления его содержания, перестройкой взаимодействия в системе «педагог- ребенок». Бесспорно, что инновационные образовательные направления в системе дошкольного воспитания требует педагога нового типа.

Поиск наиболее оптимальных, эффективных форм организации учебных занятий, стремление создать авторитетное и престижное образовательное учреждение, служит основанием для инновационной деятельности педагогов ДОУ.

Сегодня образовательным учреждениям нужны педагоги с высоким интеллектуальным потенциалом и определенным профессиональным сознанием.

«Образовывать человека, существо самое непостоянное и самое сложное из всех, есть искусство из искусств». (Т. Назнанзин).

Воспитатель дошкольного образования – это не просто профессия, а призвание и каждодневный огромный труд. Многие очень быстро уходят из этой профессии, потому что не видят себя в ней.

Педагог дошкольного образования должен:

Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Воспитатель дошкольного образования должен владеть новейшими технологиями в области обучения и воспитания детей, а также обладать широкой эрудицией, педагогической интуицией, высокоразвитым интеллектом и высоким уровнем нравственной культуры.

Воспитатель должен обладать основами точных, естественных и гуманитарных наук, уметь ответить на все детские «почему». Он – музыкант и певец, танцор и художник, скульптор и чтец.

Жизнь постоянно выдвигает новые требования и, чтобы идти с ней в ногу, воспитатель должен заниматься самообразованием, ориентироваться на опыт передовиков. Внедрять новые технологии, менять содержание работы, быть готовым к трудностям, оставаться твердым в своих начинаниях. Иначе он не сможет работать на уровне сегодняшних достижений педагогической науки.

Развитие профессиональной компетентности – процесс постоянный. Эффективность и результативность работы с детьми зависит от амплификации педагогического опыта воспитателя и его умелого применения.

Быть воспитателем в современных условиях сложно и ответственно, так как нужны всесторонние знания, опыт, надо постоянно находиться в творческом поиске, вносить в работу что-то новое.

Педагоги 21 века – это настоящие мастера своего дела, специалисты высокой квалификации, которых отличает творческий подход в работе, инициативность, открытость, доброжелательность, демократичность в общении. Каждый педагог должен обладать яркой творческой индивидуальностью, артистизмом.

Размышляя с коллегами о том, каким должно быть образование 21 века, мы много дискутировали, но в одном остались солидарны: центральная фигура педагогического процесса – ребенок.

Сегодняшняя работа с детьми, в какой – то степени сложнее, чем в предыдущие годы. Но в тоже время интереснее. Возросло их информационное поле. Они смотрят ТВ, читают самую разнообразную литературу. Конечно, не вся эта информация несет позитивное отношение к жизни, друзьям, взрослым. И нам надо много и доказательно работать, чтобы развивать у детей толерантность, доброжелательность. Дети получают много информации, а наша задача – научить их, ею пользоваться.

Воспитатель – это мудрец, к которому дети идут с любым вопросом, и он должен дать ответ: почему медведи белые, почему люди не летают, где у комара ухо, у какой птицы зимой рождаются птенцы, что такое водопад, как образуется снег.

Сколько вопросов сразу! Где взять ответ? Если надо, воспитатель открывает даже энциклопедию. Воспитатель детского сада должен знать не меньше, чем преподаватель в школе или институте.

Кем станут наши дети, когда вырастут, - покажет время.

Главное в работе педагогов XXI века - совершенствование условий, способствующих воспитанию гуманной, социально – активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, ценности культуры, здоровья и бережно относиться к ним.

Воспитание – это непросто искусство, а высочайшая ответственность педагога за то, что он делает и как. Это искусство учить и бесконечно учиться самому.

В нашей деятельности невозможно остановиться на каком-то этапе профессионального роста. Мы все время в движении на пути к совершенству.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: " Педагог XXI века"

Происходящие во всех сферах общественной жизни России перемены, связанные с возрастанием личностного фактора, обусловливают изменения в подготовке будущих педагогов в области экологического образовани...

Какой он педагог XXI века?

Изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», предъявляют новые требования к современному воспитателю.   Как сказал Диоген «Всё течёт...

Эссе на тему "Я-педагог XXI века"

Здесь Вы можете ознакомится с тем, как происходило становление меня, как педагога-психолога. И узнать что из этого вышло....

Педагог 21 века

Каким я вижу педагога 21 века?...

Я педагог XXI века или размышления о...

Эссе на тему " Я педагог XXI века или размышления о......

Публикация в Международном сборнике статей "Наука XXI века"

Статья, опубликованная в Международном сборнике статей "Наука  XXI века"...