Фонематическая ритмика
учебно-методический материал на тему
Методика включает работу над звуками речи, слогами с выделением ударного звука, долготой и слитностью звучаний, темпом, ритмом речи, изменением силы и высоты голоса. Материал можно давать в виде отдельных упражнений в игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonematicheskaya_ritmika.docx | 15.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Фонематическая ритмика, как нетрадиционный метод
обучения речи для детей с ТНР.
Развитие речи у детей с ЗПРР – формирование самостоятельной речи. Этому предшествует вызывание потоковой речи, работа над сопряженной и отраженной речью. В этом случае имеем дело со сложными формами нарушения речи: дизартрией в стертой форме, сенсо-моторной алалией.
У детей с нормальным развитием на пятом году жизни резко возрастает интерес к звучащим словам. Они вслушиваются в слова, подбирают нужные слова, узнают знакомый звук в слове, вычленяют его из слова. В ДОУ этот звучащий мир ребенку открывает педагог. Он так же учит ребенка управлять своим голосовым аппаратом (произносить слова громко, тихо, медленно, быстро), уточняет и закрепляет произношение отдельных звуков, обогащает словарный запас и т.д. Это может быть многократное повторение слов с данными звуками на занятиях, выделение их голосом, а так же использование фоноритмики, как нетрадиционного метода обучения речи.
Методика включает работу над звуками речи, слогами с выделением ударного звука, долготой и слитностью звучаний, темпом, ритмом речи, изменением силы и высоты голоса. Материал можно давать в виде отдельных упражнений в игровой деятельности и на занятиях для уточнения произношения слов, в работе над словом, фразой, в инсценировках, песнях.
Для примера возьмем один из разделов «Работа над звуками речи». Она проводится педагогом 3-4 минуты перед занятием по обучению грамоте. Движения примерные, могут быть любые, лишь бы они соответствовали звуку, совпадали с речью, с постепенным ускорением или замедлением.
- Произношение (пение с движениями) гласных звуков:
(А) – руки в стороны;
(О) – «кольцом» руки вверх;
(Ы) – кулачки вперед;
(И) – руки прямо вверх («Ракета взлетает»);
(Э) – руки назад.
2. Произношение согласных звуков с включением их в слоги, слова и фразы. (Накапливаем предметный и глагольный словарь, запоминаем чистоговорки).
(М) – ладонь у щеки, движение руки в сторону.
(МА, МО) – «Ам, ам, мама там», «Ом, ом, там мой дом».
(П) – поочередное движение указательных пальцев перед собой.
«Ап, ап, дождик кап - кап», «Уп, уп, вкусный суп».
(Б) – кулачек у щечки, затем ладонь раскрывается. «Ба, ба, новая изба».
(Н) – указательный палец у крыльев носа. «Ан, ан, красивый диван».
(Т) – руки в кулачки, движения перед собой. «Ат, ат, - это солдат», «Ит, ит, самолет летит».
(Д) – так же, но движения более резкие . «Да, да, бегут года».
(Л) – вращающиеся движения кистью рук. «Ал, ал, я гулял».
(Р) – вращающие движения рук «Веретено». «Ра, ра - у лисы нора», «Ру, ру – все быстро уберу».
(В) – открытая ладонь поднимается вверх «Самолет взлетает». «Ва, ва, вот сидит сова».
(Ф) – открытая ладонь движется от губ. «Аф, аф, вот шкаф».
(С) – движение указательного пальца от губ в сторону. «Со, со - укатилось колесо».
(З) – движение указательного пальца в воздухе. «За, за, вот коза».
(Ц) – движение открытой ладони сверху вниз. «Ац – заяц».
- движение указательного пальца из кулачка (Т+С). «Ца, ца, стоит овца».
(Ш) – открытые ладони рук перед собой, поднимаем вверх – вниз. «Ша, ша – купаем малыша».
(Ж) - открытые ладони рук (или «в пучке») в движении из стороны в сторону. «Жа – убежали два ежа».
(Ч) – ладонь собираем «в щепотку». «Ач, ач, мач». «Чо, чо, горячо!»
(Щ) – ладонь открыта, пальчики в стороны, движение рук сверху вниз, имитируем водопад. «Ащ, ащ, мокрый плащ»
(К) – ладонь перед собой, указательный палец вперед, большой вверх, движение руки к плечу. «Ак, ак, в саду растет мак», «Ок, ок, у меня платок»
(Г) – ладонь перед собой, резкое движение к плечу. «Гуси, гуси, га, га, га».
(Х) – открытая ладонь перед губами, произносим звук, затем резкое движение ладони назад, к плечу. «Ха, ха, поймали петуха».
Благодаря фонематической ритмики дети лучше артикулируют, улучшается зрительное и слуховое внимание. Двигательная активность детей приобретает дополнительную значимость – снижается отвлекаемость на занятиях, улучшается контроль над речью. Лучше запоминаются сложные слова, например: предложение, четырехугольник. Простота в использовании позволит разнообразить занятия по обучению грамоте и развитию речи.
Методика разработана центром Э.И. Монгард и представлена Новиковой О.И. (МГПУ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Конспект логопедической ритмики « Волшебный карандаш»
Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Учитель-логопед Хакимова Муна...
Непосредственная образовательная деятельность " Логопедическая ритмика для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи".
Данное занятие позволяет развивать у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи чувство ритма, плавную, связную речь....
Рабочая программа кружка по ритмике «Игровая ритмика» для детей от 4-7 лет.
Рабочая программа дополнительного образования по ритмике, сроком реализации три года....
Конспект индивидуального занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у ребенка 6 лет с элементами логопедической ритмики
Конспект индивидуального занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у ребенка 6 лет с элементами логопедической ритмикиТема: Звук «Ш»Цель: Постановка звука «Ш». Изучение лексическ...
Развитие фонематического слуха на основе фонетической ритмики (старшая группа).
Фонетическая ритмика - система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...
Фонематическая ритмика в помощь воспитателю по звуковой культуре речи»
предлагаю упражнения по звуковой культуре речи. все двигательные упражнения сопровождаются стихотворным текстом. можно использовать в младшем дошкольном возрасте. есть и ритмическиеупражнения для стар...
Консультация логопеда "«ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА В СИСТЕМЕ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ»
Цель: изучить особенности иcnoпьзoвaния логоритмическихcpeдств при устранении дислалии, дизартрии, нарушений голоса. Упражнения и игры для коррекции дислалии;музыкально-ритмические з...