Проект "По дорогам сказок"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Николян Сюзанна Самвеловна

Проект "По дорогам сказок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_dorogam_skazok.docx322.82 КБ

Предварительный просмотр:

            аленка логотип Муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение

детский сад  комбинированного  вида №23   «Аленушка»

Картинки по запросу проект по дорогам сказок

Выполнила: Николян С.С.

2017 год

Содержание

1.  Актуальность проекта

2.  Тип проекта

3.  Состав участников проекта

4.  Срок реализации проекта

5.  Продолжительность проекта

6.  Цель и задачи по проекту

7.  Межпредметные связи по проекту

8.  Описание продукта, полученного в результате проекта

9.  Форма проведения презентации проекта

10. Материально-технические ресурсы, необходимые для реализации проекта

11. Поэтапная совместная деятельность по решению задач проекта

12. Ожидаемый результат

13.  Диагностика

14. Приложение к проекту (конспекты занятий, бесед)

15. Из опыта работы по реализации данного проекта в МДОУ «Аленушка» №23 (таблицы диагностики, фотоматериал)

Цель:

С помощью сказок создать условия для развития у детей нравственных качеств.

Задачи:

Для детей:

   Образовательные

* Знакомство детей с новыми авторскими и народными сказками.

*  Обогащение  впечатлений детей за счёт различных форм работы.

* Регулирование своего поведения нравственной нормой.

*  Обогащение  словарного запаса детей по данной теме.

   Воспитательные

*воспитание  чувства сопричастности к народной культуре.

* формирование духовно – нравственных качеств личности детей в процессе воспитательно-образовательной работы.

*формирование понимания добра и зла.

   Развивающие

*Развитие творческих способностей, эмоциональной сферы детей.

*Развитие отзывчивости, внимания к людям, терпимости, взаимопомощи.

Для педагога:

повысить уровень духовно-нравственного воспитания детей; формировать представление о воспитании у детей нравственных качеств путём сказок.

Ожидаемый результат

     Для детей:

  - усвоение детьми добродетели, направленность и открытость детей к добру;

  - позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, другим людям и самому себе;

  - потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость;

  - ответственность за свои дела и поступки.

      Для педагога:

   - внедрение новых методов в работе с детьми;

   - повышение профессионализма;

   - самореализация.

       Для родителей:

    - повышение уровня личностного сознания.

Тип проекта творческий

Состав участников        -  воспитатель группы

                                             - музыкальный руководитель

                                             - дети средней группы

                                             - родители воспитанников группы

 Срок реализации

  четыре месяца: 1 ноября 2017 года – 20  февраля 2018 года

Продолжительность проекта – долгосрочный

Межпредметные связи по проекту

Описание продукта, полученного в результате проекта –

1. Выставка работ детей по проекту для детей, педагогов ДОУ, родителей:

рисование «Добрая сказка»;

2. Выставка работ родителей, сочинивших сказки для детей по проекту -для детей, педагогов ДОУ, родителей:

книга «Добрая сказка».

Форма проведения презентации проекта –

Выставка работ детей, родителей по теме проекта.

Методико-демонстрационный материал,

необходимый для выполнения проекта –

* Подбор методической литературы по теме проекта.

 *Подборка музыкального материала по теме проекта.

* Подборка сказок по теме проекта.

* Подборка иллюстраций к сказкам.

* Картотека русских народных игр.

* Картотека дидактических игр.

Поэтапная совместная деятельность по решению задач проекта

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

Подготовительный

  • Подбор сказок.
  • Подбор иллюстраций по теме проекта.
  • Подготовить детей к более осмысленному пониманию содержания сказки.
  • Рассматривают иллюстрации по теме проекта.
  • Повышается интерес детей к сказкам, желание часто слушать их.

2 этап

 Целеполагание

  • Педагог формирует проблему: знают ли дети данные сказки.
  • Педагог вводит детей в проблему:

есть ли у детей представление о своих достоинствах и недостатках;

осознают ли дети собственные ценности и уникальность.

  • Входят в проблему: пытаются узнать сказки.
  • Вживаются в проблему: рассматривают иллюстрации,

размышляют, беседуют друг с другом и педагогом о своих достоинствах и недостатках, о своём поведении.

3 этап

исполнение

  • Чтение сказки «Какого цвета зебра?»

Беседа по сказке.

Игра «Назови добрые дела».

Словарная работа по содержанию сказки.

  • Чтение «Сказки о тёплых пушинках».

Беседа по сказке.

Словарная работа по содержанию сказки.

  • Чтение сказки «Волшебная темнота».

Беседа по сказке.

Решение задач: закончить сказку так, чтобы зайчик перестал бояться темноты.

Игра «Хорошо – плохо»

  • Чтение сказки «Ленивая птичка».

Беседа по сказке.

Словарная работа по содержанию сказки.

Познакомить с пословицами «Нежные ручки всегда в отдыхе», «Труд человека кормит, а лень портит».

  • Чтение сказки «Соловей и хлопковый куст».

Беседа по сказке.

Словарная работа по содержанию сказки.

Познакомить с пословицами «Жадное брюхо ест по ухо», «Жаден как волк, а труслив как заяц».

  • Чтение сказки «Вежливый кролик».

Беседа по сказке.

Словарная работа по содержанию сказки.

Упражнение «Закончи слово».

  • Чтение сказки «Розовый слонёнок».

Беседа по сказке.

Словарная работа по содержанию сказки.

Речевая игра «Какой слонёнок?»

  • Чтение сказки «Цветик – семицветик» В. Катаева.

Беседа по сказке.

Словарная работа по содержанию сказки.

Игра «Загадай желание»

  • Дети убеждаются в том, что делать добро приятно. У детей появляется желание делать добрые дела.

Пересказывают сказку, отвечают на вопросы.

Знакомятся со словами «панцирь», «африканский баобаб».

Дети рисуют иллюстрации к сказке.

У детей воспитывается доброжелательность по отношению к другим. Пересказывают сказку, отвечают на вопросы.

Знакомятся со словами «Зелье», «заклятье», «раздражение», «гадость».

Дети рисуют иллюстрации к сказке.

  • Дети осознают, что не стоит бояться темноты.

Пересказывают сказку, отвечают на вопросы.

Решают задачи: что надо сделать, чтобы зайчик не боялся темноты.

Игра «Хорошо – плохо»: когда темнота хорошо, а когда плохо.

Дети рисуют иллюстрации к сказке.

  • У детей воспитывается трудолюбие.

Пересказывают сказку, отвечают на вопросы.

Знакомятся  с пословицами «Нежные ручки всегда в отдыхе», «Труд человека кормит, а лень портит».

Дети рисуют иллюстрации к сказке.

  • На примере сказки дети видят, что жадничать не только некрасиво, но и вредно.

Пересказывают сказку, отвечают на вопросы.

Знакомятся  с пословицами «Жадное брюхо ест по ухо», «Жаден как волк, а труслив как заяц». Дети рисуют иллюстрации к сказке.

  • На примере сказки у детей воспитывается культура общения.

Пересказывают сказку, отвечают на вопросы.

Упражнение «Закончи слово».

Дети рисуют иллюстрации к сказке.

  • На примере сказки у детей воспитывается уважение к себе и другим как к личности.

Пересказывают сказку, отвечают на вопросы.

Подбирают эпитеты к слову «слонёнок: «Какой слонёнок?»

  • На примере сказки дети видят, что можно быть счастливым от того, что сделали кому-то добро. Пересказывают сказку, отвечают на вопросы.  Ручной труд: «Цветик семицветик». Загадывают свои желания.

4 этап

презентация

Презентация книги «Добрая сказка» .

Помогают в оформлении книги, рисуют.

Актуальность.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со  всем окружающим миром в целом.

Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Сказка - средство эмоционально - волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Сказка является одним из самых доступных средств  для духовно - нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Дети верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне.

Выводы по окончании проекта

Данный проект, который был реализован в МДОУ  «Аленушка»,

с 1 ноября 2017 года – 20  февраля 2018 года (возраст детей от 5-х до 6– и  лет) показал следующее:

Для детей:

- у детей повысился интерес к сказкам, желание чаще слушать их; 

 - у детей сформировалось представление о своих способностях и возможностях, достоинствах и недостатках, конструктивное поведение в различных ситуациях;

 - у детей совершенствовалась способность взаимодействовать с другими людьми, преодолевать барьеры в общении;

 - дети стали соотносить своё настроение с настроением другого, совершенствовалась способность взаимодействовать со сверстниками;

 - обогатился  словарный запас детей по данной теме.

Для педагога:

- повысился  уровень духовно-нравственного воспитания детей;

- повысился профессионализм, самореализация.

Для родителей:

- родители приняли активное участие в создании книги «Добрая сказка»

-  домашние чтения сказок  и разговоры с детьми приобрели большее значение.

План работы по проекту «Добрая сказка»

МЕСЯЦ

ТЕМА

ЗАДАЧИ

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

БЕСЕДА

ПО СКАЗКЕ

Октябрь

1. Чтение сказки «Какого цвета зебра?»

Л.А. Литвинцева, стр.20.

Показать детям на примере сказки, что делать добро приятно.

Помочь детям понять, что делать добро – это дарить радость себе и другим.

Вызвать желание делать добрые дела.

«Африканский баобаб».

«Панцирь».

1. Какие добрые дела делала зебра?

2. Чего на самом деле хотела зебра?

3. Что сказала зебре черепаха?

4. А в человеке что самое главное?

5. Чему нас учит сказка?

2. Чтение  сказки «Сказки о тёплых пушинках».

Л.А. Литвинцева, стр. 24.

Воспитывать в детях доброжелательность по отношению к другим.

«Зелье».

«Заклятье».

«Гадость».

«Раздражение».

1. Что сделала злая ведьма?

2. Чем заканчивается сказка?

3. Что для людей означали тёплые пушинки?

4. Что принёс людям поступок злой колдуньи?

5. Чему научила сказка нас?

6. Почему люди должны по доброму относиться друг к другу?

Ноябрь

1. Чтение сказки «Волшебная темнота».

Л.А. Литвинцева, стр. 25.

Помочь детям осознать, что не стоит бояться темноты.

1. Чем хороша темнота?

2. Что даёт ночная темнота людям?

3. Чему учит мказка?

2. Чтение сказки «Ленивая птичка».

Л.А. Литвинцева, стр. 27.

Воспитывать в детях трудолюбие.

Пословицы: «Нежные ручки всегда в отдыхе», «Труд человека кормит, а лень портит».

Куда птичка отправляля свою дочку?

2. Почему птичка всё-таки полетела за водой?

3. Чему учит эта сказка?

4. Как вы помогаете дома?

Декабрь

1. Чтение сказки «Соловей и хлопковый куст».

Л.А. Литвинцева, стр. 28.

На примере сказки показать детям, что жадничать не только некрасиво, но и вредно. Формировать отрицательное отношение к жадности.

Пословицы:

«Жадное брюхо ест по ухо», «Жаден как волк, а труслив как заяц».

1. Почему соловей никого не подпускал к кусту?

2. Чего хотели птицы когда подлетали к кусту?

3. Чему учит сказка?

4. Почему плохо быть жадным?

2. Чтение сказки «Вежливый кролик».

Л.А. Литвинцева, стр. 30.

Воспитывать культуру общения.

Упражнение «Закончи предложение»

1. Что сделал кролик, прежде чем войти в пещеру?

2. Как поздоровался кролик с пещерой?

3. Какой опасности избежал кролик?

4. Чему учит эта сказка?

Январь

1. Чтение сказки «Розовый слонёнок».

Л.А. Литвинцева, стр. 34.

Показать детям, что каждый человек особенный и неповторимый, и ребёнок в том числе. Помочь каждому ребёнку обратить внимание на свои лучшие качества и окружающих людей.

Речевая игра:

«Какой слонёнок?»

1. Что беспокоило розового слонёнка?

2. Кто помог слонёнку в решении проблемы?

3. Что посоветовал слонёнку старый мудрый слон?

4. Чем вы отличаетесь друг от друга?

2.  Чтение сказки «Цветик – семицветик» В. Катаева.

Н. М. Сертакова, стр. 78.

Совершенствовать способность детей взаимодействовать с другими людьми, преодолевать барьеры в общении. Помочь осознать общность между собой и другими.

Словесная игра «Закончи предложение»

1. Какое желание Жени принесло пользу?

2. Какие желания загадал бы ты в данной ситуации?

3. Подумайте и загадайте такое желание, от исполнения которого стало хорошо окружающим вас людям?

4. Чему научила сказка нас?

                                                               На начало проекта

Уровень выше среднего – 12%

Высокий уровень – 17%;

Средний уровень – 38%;

Низкий уровень – 33%

На конец проекта

Уровень выше среднего – 19%

Высокий уровень – 23%;

Средний уровень – 47%;

Низкий уровень – 11%

Вопросы детям по мониторингу:

1.Вспомни  и назови «добрые» сказки?

2. Почему сказки называются «добрыми»?

3. Чему учат нас сказки (перечислить какие)?

4. Как бы ты поступил на месте зебры («Какого цвета зебра»)?

5.Что значит делать добро?

6. Почему не стоит бояться темноты «Волшебная темнота»)?

7. Покажи на примере сказки, что жадничать некрасиво («Соловей и хлопковый куст»

8. Какие твои лучшие качества?

4 балла – высокий уровень;

3 балла – выше среднего уровень;

2 балла – средний уровень;

1 балл – ниже среднего уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи в старшей-подготовительной группе "По дорогам сказок"

Разработанное занятие по развитию речи в старшей-подготовительное группе детского сада...

Литературная викторина по теме"Дорогами сказок К.Чуковского"

- Закрепить знание детей о прочитанных сказках К. Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки;- Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку;- Развивать творческую инициативу, и...

Конспект занятия "По дорогам сказок"

Конспект занятия по развитию речи  предназначен для воспитателей старших дошкольных групп , а также для логопедических групп детей с общим недоразвитием речи...

Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)

Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...

Спортивный праздник "По дорогам сказок"

Спортивный праздник,посвященный 23 февраля с нестандартным оборудованием....

Нетрадиционные формы проведения родительского собрания "КВН По дорогам сказок"

Детство-самое счастливая пора жизни. Яркость и богатство впечатлений детства остаётся в памяти человека  навсегда. Вот почему необходимо воспитывать любовь к чтению и к книге с раннего детства. В...

Развлечие "По дорогам сказок" старшая группа

Развлечение по художественной литературе, старшая группа...