Консультация для педагогов ДОУ "Детский «мастер – класс» как способ развития инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте" (Конкурс)
консультация

Савельева Анна Васильевна

«Детский мастер-класс» в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод. Использование мастер-класса позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить инициативу и творческое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16.69 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Детский «мастер – класс» как способ развития инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте


          Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность и инициатива. 
          В нормативных документах Российской Федерации, таких как Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования, на воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
          Детская самостоятельность и инициативность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания, так как необходимо решать проблему подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе. Таким образом, у дошкольников в процессе воспитания и обучения в дошкольном учреждении, необходимо сформировать способность самостоятельно ставить цель и определять задачи собственной деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход совместной деятельности, достигая положительного результата.
          Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, способен предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью.
          Исследования психологов доказывают, что в дошкольный период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества, чтобы каждый ребёнок мог самореализоваться, развить свои умственные и творческие способности через познавательную активность, стал более общительным и доброжелательным, свободно выбирал вид деятельности, активно участвовал в совместной деятельности, самостоятельно принимал решения, выражая свои чувства и мысли. В практике целесообразно применить одну из инновационных форм, как детский «мастер-класс».
          Детский «мастер – класс» – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, это особая форма организации детской деятельности, позволяющая детям проявить самостоятельность и инициативу, продемонстрировать свои личные достижения, открытия в какой-либо области, а также овладеть культурными способами передачи своего опыта и восприятия опыта сверстников.
          При создании «мастер – класса» дети не получают информацию в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственно познавательно- исследовательской, продуктивной, творческой деятельности. Педагог предоставляет ребенку свободу выбора и самостоятельности.
          В процессе реализации «мастер-класса» происходит интеграция всех областей:
Социально-коммуникативное развитие.
Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Физическое развитие.
           В ходе работы были сформированы правила организации мастер-класса:
- мастер-класс проводится по инициативе детей и исходя из образовательного заказа группы; 
- тема мастер-класса обговаривается на групповом сборе;
- педагог индивидуально обговаривает с ребенком и этапы выступления, и его содержание;
- участие родителей в подготовке мастер-класса приветствуется;
- оптимальное количество мастер классов – два;
- взрослый может не принимать участие в «мастер-классе», а может быть партнером по совместной деятельности во время «мастер-класса».
           Совместно с детьми обсудили и сформулировали правила для детей участвующих в «мастер-классе»:
- выступая, говорим громко, внятно, не торопясь;
- слушаем внимательно, не перебивая «мастера»;

- вопросы задаем после того, как «мастер» закончил объяснение и показ;

- не стесняемся задавать вопросы;
- все работы признаются ценными, плохих работ не бывает;
- благодарим «мастера» за представленный опыт.
           Работа над «мастер-классом проходит в несколько этапов.
1 этап – выбор темы. 
Тема для «мастер – класса» может быть любой. Например, творческая деятельность - рисование – «Ветка сирени», ручной труд – «Кормушка»; оригами - «Собачка»; физическое развитие – «игра- забава «Накорми кролика морковкой». Тему «мастер-класса» дети выбирают на групповом сборе.
2 этап – обсуждение содержания «мастер-класса».
Когда определились с темой можно переходить к обсуждению «мастер-класса». Педагог индивидуально обговаривает с ребенком этапы выступления и его содержание, привлекая родителей по мере необходимости. Необходимо, так же продумать, что должен включать в себя «мастер-класс», какие материалы и атрибуты будет использовать «мастер». На этом этапе происходит изучение источников информации, ее отбор.
3 этап – презентация темы «мастер-класса».
Формы представления могут быть разными – текст, игра, загадка, стихотворение, рассказ из опыта. После чего дети-участники принимают решение,  к какому «мастеру» они пойдут. А педагог заранее продумывает, как расположить площадки каждого «мастер-класса», чтобы всем было удобно. В  группе должно быть организованно одновременно столько мастер классов, сколько было решено проводить по правилам проведения.
4 этап – представление опыта «мастером».
После презентации темы, ребята проходят к своим площадкам и «мастер» самостоятельно пошагово представляет свой опыт – этапы изготовления продукта деятельности (рисунок, поделка, аппликация, рассказ и т.д.).
5 этап – практический.
После чего ребята-участники выполняют свои работы и если они затрудняются, то «мастер» оказывает словесную или практическую помощь.
В завершении мастер-класса дети презентуют свои работы другим ребятам и взрослыми.  Разворачивая игровую деятельность в активной зоне, привлекая других детей. 
           Ценность детских «мастер-классов»
Для детей, дающих мастер – класс:
- приобретение опыта публичных выступлений;
- формирование коммуникативных навыков;
- возможность почувствовать себя успешным;
- развитие самостоятельности, ответственности;
- развитие инициативы.
Для детей, участвующих в мастер – классе:
- овладение новыми способами действий;
- приобретение опыта коллективной деятельности;
- формирование регулирования поведения, подчинение правилам;
- стимул к деятельности, поиска новых способов действий;
Для педагога:
- способ поддержки детских инициатив;
- возможность сделать образовательный процесс увлекательным для детей;
- выявить способности детей;
- выстроить сотрудничество с родителями;
Для родителей:
- возможность увидеть своего ребенка в новом свете испытать гордость за него;
- увидеть зону ближайшего развития своего ребенка;
- способ принять участие в реализации образовательной программы.
          Таким образом, «
детский мастер-класс» в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод. Использование мастер-класса позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление; способность детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для новой деятельности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС"

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспита...

Консультация для педагогов «Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Консультация для педагогов «Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»...

Мастер – класс «Игры на развитие инициативы и самостоятельности в двигательной активности».

Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным сам...

Детский «мастер – класс» как способ развития инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера челов...

Опыт работы "«Детский мастер-класс как способ развития инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте».

             Основным принципом дошкольного образования согласно Федеральному Государственному Стандарту является построение образовательной деятельности на о...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Создание условий для развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста»

На мастер-классе речь пойдет о том, что же зависит от нас с вами и что мы можем делать для решения важной задачи по формированию таких ценных качеств личности детей как инициативность и самостоятельно...

Опыт работы "Детский мастер-класс как способ развития инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста"

quot;Скажи мне - и я забуду,Покажи мне - и я запомню,Дай мне сделать - и я пойму"                             (Конфуций...