Речевая подготовка к обучению детей к школе в условиях двуязычия
статья по теме

Мамедова Оксана Валерьевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Речевая подготовка к обучению детей  к школе в условиях двуязычия  

 В настоящее время готовность к школьному обучению рассматривается как определенный уровень интеллектуального, волевого, речевого развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства.

В связи со сменой  образовательных парадигм и стремительной модификацией школьных программ, использованием методов обучения, требующих от учеников владения коммуникативными умениями и навыками, умением конструктивно работать в группе, анализировать и обобщать получаемую информацию, доказывать собственную точку зрения. Особое значение в плане готовности к обучению в школе имеет речевая деятельность, которая изучалась такими исследователями как Е.Е.Кравцовой, Н.И. Кузиной, М.И.Лисиной, Е.И.Пассовым, И.И.Зарецкой, Г.М.Кучинским и др. Значение этой составляющей готовности к школьному обучению особенно явно выступает в случаях ее несформированности, что наблюдается у детей живущих в условиях двуязычия.

Современные условия жизни общества сопряжены со значительной миграцией населения, проживанием некоренного населения в среде, в которой они, как правило, не теряют родной язык и другими причинами, в связи с чем, развитие речи детей протекает в условиях двуязычия. Двуязычным считается человек, более или менее постоянно пользующийся  в жизни двумя языками. Считается, что по-настоящему нормально двуязычие развивается  в случае, если хотя бы на одном языке человек может адекватно выразить любую свою мысль. Если же речь полноценно не сформирована ни на одном языке, то разрушается сама структура мысли,  и попытки самовыражения терпят крах. Это ведет не только к психологическим стрессам, но и к глубоким потерям  в качестве общения.

Вопросам двуязычия посвящено немало научных трудов таких ученых как Н.М.Родина, Е.Ю.Протасова, В.А.Аврорин, А.М.Богуш и др. Но, к сожалению, несмотря на многочисленные исследования, посвященные проблемам формирования речевой готовности к школе и детского билингвизма, проблема формирования речи как составляющей  готовности к школе  в условиях двуязычия, изучена недостаточно глубоко.

В связи с этим можно сделать вывод о существовании противоречий : между современными требованиями к уровню сформированности речевой деятельности для успешного обучения в школе и ее недостаточной сформированностью у детей шести-семи лет живущих в условиях двуязычия.

Готовность к школе - это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка. Усложняющиеся школьные программы и непосредственно школьное обучение ставят будущего первоклассника в жесткие рамки. Обучение в школе кардинально меняет всю его жизнь: свою самооценку и отношение со взрослыми и сверстниками. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы поведения ребенка, наиболее значимым для него является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.

Единого определения понятия «готовность к школе» не существует до сих пор по причине многогранности, самой его сути. Л.И.Божович отмечала: «Готовность к школе складывается из таких факторов как определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, произвольности регуляции деятельности и готовности принять социальную позицию школьника»

Наиболее полное понятие «готовность к школе» дано в определении П.А.Венгера, под которым он понимал «определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющим этого набора, прежде всего является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутряняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность ребенка дошкольного возраста»

Таким образом, исходя из многих психолого-педагогических исследований следует признать, что готовность к школе является сложным по структуре,  многоаспектным понятием.

Речевая готовность детей является одним из главных компонентов их

готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для того чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, необходимо четко представить, что же входит в содержание и какие компоненты самые важные для изучения речи. Речевая готовность рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи.

А.Н.Леонтьев считал что «Овладение языком является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов».

Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком. Известно, что большинство людей  в современном мире владеют больше, чем одним языком, то есть являются двуязычными. Детское двуязычие в настоящее время охватывает почти половину детей нашей планеты. Но как происходит формирование второго языка, развитие речи у детей, растущих в двуязычных семьях – вопросы, на которые пытаются ответить многие исследователи, но однозначных ответов нет.

Еще в 1928 году Л.С. Выготский писал «Вопрос о многоязычии в детском возрасте выдвигается сейчас как один из самых сложных и запутанных вопросов современной психологии с одной стороны, а с другой как проблема исключительной теоретической и практической важности. Последнее едва ли нуждается в пояснении».  

Путь речевой готовности к школе  двуязычных детей весьма сложен и труден. Однако это не является поводом для отказа от двуязычного воспитания. Необоснованный отказ от воспитания двуязычной личности может сыграть роковую роль в жизни воспитанников. Доказано. Что чем больше языков  изучает ребенок, тем больше возможностей у него для восприятия и описания действительности, для разнообразия типов суждений. Знание двух языков несомненно расширяет речевые способности ребенка, развивает мышление, языковое чутье.

     Речевое развитие двуязычных детей является интересным феноменом, исследуемым в различных областях знания. Но существует  необходимость преемственности между семьей и обществом в вопросах воспитания двуязычия, создания успешной развивающей среды для поддержки всех языков, любых так называемых «тропинок в язык», т.е. индивидуальных путей овладения иными языками и их применениями, причем они могут быть усвоенными в многообразных условиях и разными методами.

                                                 

Список литературы

  1. Аврорин В.А.Двуязычие и школа. Проблемы двуязычия и многоязычия.- М., 1972.
  2. Аветисян Э.С. Динамика формирования мысли в процессе овладения вторым языком. Автореферат.- М., 1984.
  3. Бабаева Е.А. Готовность к обучению в школе детей –билингвов с речевой потологией. Автореферат. – М., 1992.
  4. Бейн Ю.А., Понарин А.И. Билингвистическое воспитание детей// Вопросы психологии.1994. №3
  5. Венгер П.А. Готов ли ваш ребенок к школе. -М., 1994.
  6. Богуш А.М. Речевая подготовка к школе -К., 1984.
  7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.1999.
  8. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т-3-М., 1983.
  9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.- М., 1969.
  10. М.М.Кольцова Ребенок учится говорить. – М., 1973.
  11. Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками.-М., 1967.
  12. Леонтьев А.Н. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969.

13.Гризик Т.И. Примерная общеобразовательная программа воспитания,  

     образования и развития детей старшего дошкольного возраста. – М., 2007.

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка детей к школе – необходимое условие успешного обучения.

Школа  не только новые  условия жизни и деятельности человека – это новые отношения, новые обязанности, новые контакты. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, новым забо...

Материалы конференции по подготовке детей к школе в условиях внедрения ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения для родительской общественности

Доклад   по подготовке детей к школе в условиях внедрения ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в рамках родительской конференции .  Принципиальное ...

Подготовка детей к школе в условиях ДОУ

Подготовка детей к школе в условиях ДОУ           Когда начинать готовить ребёнка к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребёнка до школы? Одни считают, что над...

Статья на тему «Реализация модели подготовки детей к школе в условиях ДОУ комбинированного вида».

Статья на тему «Реализация модели подготовки детей к школе в условиях ДОУ комбинированного вида»....

«Подготовка детей к школе, в условиях ДОУ».

Готовность к школе – совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.Подготовка к шко...

Значение речевой подготовки на обучение в школе.

Данная статья рекомендована воспитателям и начинающим логопедам, работающим в дошкольном учреждении. Невозможно преувеличить значимость правильной красивой речи на обучение в школе. Ребенок с хорошо р...