Утренняя гимнастика
статья (младшая группа) на тему

Гордеева Татьяна Владимировна

В настоящее время является актуальным вопрос оздоровления детей дошкольного возраста. В эти годы формируется осанка, идет активный рост и развитие всех систем организма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gimnastika.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утренняя гимнастика как средство оздоровления дошкольников в рамках реализации стандарта.

Гордеева Татьяна Владимировна, воспитатель г. Серпухов МДОУ детский сад №44 «Колокол ъчик»

В настоящее время является актуальным вопрос оздоровления детей дошкольного возраста. В эти годы формируется осанка, идет активный рост и развитие всех систем организма.

А современная жизнь ставит перед педагогами много проблем, среди которых актуальной является проблема сохранения здоровья. Малыш должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить, воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявленные к нему требования. Здоровье является важнейшей предпосылкой для формирования характера, развития воли, природных способностей. Задача воспитателей детских садов обеспечить оздоровительными видами деятельности режим дня дошкольника, разнообразя формы работы по формированию у детей культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья. Одной из таких форм является утренняя гимнастика.

Утренняя гимнастика одна из важнейших компонентов двигательного режима детей, начиная с ясельного возраста. Основная задача утренней гимнастики - укрепление и оздоровление организма ребенка. Движения, которые даются в утренней гимнастике, усиливают все психологические процессы: дыхание, кровообращение, обмен веществ, помогают развитию правильной осанки. Утренняя гимнастика вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность и сохраняется у ребенка на всю жизнь.

Утренняя гимнастика является важнейшей составляющей в формировании здорового образа жизни. Хотя утренняя гимнастика непродолжительна по времени, однако оказывает огромное оздоровительное влияние и является вводной, поскольку ускоряет вхождение организма в деятельность. Она ежедневно компенсирует до пяти процентов суточного объема двигательной активности детей. Перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные задачи: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств детей, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки и т.д.

В детском саду утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр к совместным видам деятельности. В то же время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики. Ежедневное проделывание физических упражнений благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка.

Кроме оздоровительного значения утренняя гимнастика преследует и воспитательное значение. С помощью утренней гимнастики дети приучаются к определенному режиму. Путем ежедневных упражнений у детей улучшаются основные движения: бег, ходьба, прыжки. Дети приобретают и закрепляют навыки размещения в пространстве - построение в колонны на определенном расстоянии друг от друга при помощи глазомера, а не вытянутых рук. У детей воспитывается выдержка, организованность, дисциплинированность. Утренняя гимнастика способствует развитию внимания у детей. Без внимания нельзя добиться хорошего качества выполнения движений. У детей развивается память, умение делать упражнения по показу, по слову. Ежедневно проводимая утренняя гимнастика организует детей на дальнейшую деятельность.

С весны и до поздней осени утреннюю гимнастику проводим на открытом воздухе на площадке, а дождливую погоду на веранде. Дети одевают специальную форму (чешки, шорты, футболки, цвет футболок отличается у мальчиков и у девочек), в прохладную погоду в легких кофтах, не стесняющих движений. Дети младшего возраста обычно занимаются в повседневной одежде. В зимнее время для проведения гимнастики используем музыкальный зал, температура, в котором не превышает 16 градусов. Перед утренней гимнастикой помещение проветриваем. И обязательно проводится влажная уборка.

Чтобы ребенок получил заряд бодрости, хорошего настроения и чувствовал себя после зарядки комфортно, стараюсь проводить ее как можно интереснее, используя художественное слово, различные предметы (кубики, платочки, флажки, мячики, султанчики). В конце зарядки провожу подвижную игру. Интересна для детей утренняя гимнастка, которую провожу, используя элементы танцев, ритмической и художественной гимнастики в зависимости от возраста детей. Для малышей провожу гимнастику игрового характера, в которой есть сюжет, интересный и знакомый детям персонаж, ведь малышам необходим образец для подражания. Яркие игрушки и шапочки персонажей увлекают и радуют детей, заставляя двигаться, выполняя предложенные задания. А утренняя гимнастика пройдет интересней, если будет сопровождаться музыкой, ведь она положительно воздействует на эмоции детей и служит залогом хорошего настроения на целый день. Для детей интересна утренняя гимнастика в загадках. Например, «Зверь я горбатый, А нравлюсь ребятам». (верблюд) дети встают на четвереньки, кладут на спину два каких-нибудь мягких предмета: маленькие набивные мячи или подушечки, имитируя горбы. Медленно походят в таком положении.

Выбирая упражнения для утренней гимнастики, воспитатели нашего детского сада обращают внимание на анатомический принцип подбора упражнений и, что они должны затрагивать различные мышечные группы: плечевой пояс, боковые мышцы туловища и мышцы спины, мышцы брюшного пресса, ноги, стопы, внимательно следят за тем, чтобы упражнения выполнялись детьми правильно.

Утреннюю гимнастику условно подразделяют на три части: вводную, основную и заключительную. Каждая часть имеет свои задачи и содержание. В вводной части организую внимание детей, закрепляю их согласованным действиям, выработке правильной осанки и подготавливаем организм к выполнению более сложных упражнений. Для этого включаю: построения (в колону, в шеренгу); строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом); перестроения из одной колоны в две, из двух колон в четыре, в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными шагами в сторону; непродолжительную ходьбу, чередующуюся с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, с крестным шагом); бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками. Продолжительность вводной части в среднем длиться от 1 до 2 минут в зависимости от возраста детей.

Во второй, основной части ставлю задачи укрепления основных мышечных групп, формирования правильной осанки. Для решения данной задачи дети выполняют общеразвивающие упражнения в определенной последовательности. Сначала упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц. Затем упражнения для мышц туловища. Далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы. После упражнений с большой нагрузкой следует повторить первое упражнение или аналогичное ему. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности.

После выполнения всех общеразвивающих упражнений дети младшего возраста выполняют прыжки и бег, переходящие в заключительную ходьбу. Дети старшего возраста выполняют прыжки в сочетании с ходьбой, затем заключительную ходьбу с выполнением различных заданий. В заключительной части гимнастики проводится ходьба или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание.

Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение. Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений развивает физические качества - сила, ловкость, гибкость, улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.

Утренняя гимнастика является неотъемлемым организующим моментом в режиме дня дошкольного учреждения и важной составной частью физкультурно - оздоровительной работы с дошкольниками.

Список литературы

  1. Ермакова З.И. На зарядку, малыши! - 2-е изд., перераб. - Мн., «Нар. асвета», 1981. С. 3 - 57.
  2. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. - М: Издательский центр «Академия», 2002. - С.91 - 94.
  3. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста - М., «Просвещение», 1972. С. 203 - 208.
  4. Мащенко М.В., Шишкина В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику? - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2005. - С.63 - 64.
  5. Нарскин Г.И. Физическая реабилитация и укрепление здоровья

дошкольников: Пособие для педагогов дошк. Учреждений / Г.И. Нарскин, М.В. Коняхин, О.А. Ковалева и др.; Под. Ред. Г.И. Нарскина. - Мн.: «Полымя», 2002. - С. 17 - 18, 122 - 131.

  1. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду: пособие для воспитателя дет. сада. - М., «Просвещение», 1986. С. 47 - 49, 53 - 55, 62 - 65, 96-99, 130- 133, 171 - 173
  2. Тарасова З.И. Физкультурные занятия в разновозрастной группе детского сада: пособие для педагогов ДУ. - Мн., 2000. С. 25.
  3. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М., «Просвещение», 1976. С.189- 192.
  4. Шебеко В.Н., Овсянкин В.А., Карманова Л.В., Физкульт - ура! - Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1997. - С.64.
  5. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В. А. Физическое воспитание дошкольников - М: Издательский центр «Академия», 2000. - С.12О - 122.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс утренней гимнастики в старшей группе. Самоанализ утренней гимнастики.

Комплекс утренней гимнатики в старшей группе.Самоанализ утренней гимнастики....

Сценарий развлекательной утренней гимнастики совместно с родителями: «Флэшмоб по-детсадовски или утренняя гимнастика в честь Дня защиты детей «На зарядку – становись!»

Подготовил воспитатель:Большакова Ольга Николаевна1 июня 2016 годаСпассОформление и проведение: воспитатели Большакова О.Н.,Антонова Л.В., Митрофанова О.В., видео младший воспитатель: Лисенкова О.В.фо...

Консультация и проведение открытого показа утренней гимнастики для малоопытных воспитателей детского сада. На тему: «Роль музыки на утренней гимнастике»

В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека, физическое развитие ребёнка дошкольного возраста занимает особое место. Одной из самых важных составляющих успеха физического разв...

Комплекс утренней гимнастики воспитателям ДОУ "Утренняя гимнастика -залог здоровья"

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, она способствует поднятию натроения у детей, эмоционального и мышечного тонуса, помогает закреплять двигательные навык...

«ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ» НА ТЕМУ: «КВЕСТ – ИГРА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ»

Проводя ежедневно утреннюю зарядку, педагог решает много образовательных задач, что подразумевает интеграцию всех образовательных областей и соответствует ФГОС. Утренняя зарядка создает организованное...

Утренняя гимнастика для дошкольников 5-7 лет. (комплексы утренней гимнастики тематического характера)

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физическ...

Утренняя гимнастика проводиться под музыку «Спортивные зверята.» Комплекс утренней гимнастики.

Комплекс утренней гимнастики.1.Ходьба на месте, ходьба  на месте на носках, руки на поясе. 2. «Хлопки»И.П. стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища-руки в стороны -рук...