Моделирование образовательной деятельности при проведении режимных моментов в разновозрастной группе.
статья по теме

Фадеева Юлия Сергеевна

   Каждый ребенок имеет право на счастливое проживание периода дошкольного детства, и получения качественного дошкольного образования. Однако всем известно, что решение воспитательно-образовательных задач, формирование достаточного уровня знаний и умений детей в условиях разновозрастной группы детского сада вызывает у воспитателя некоторые трудности.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моделирование образовательной деятельности при проведении режимных моментов в разновозрастной группе

Каждый ребенок имеет право на счастливое проживание периода дошкольного детства, однако всем известно, что решение воспитательно-образовательных задач в условиях реализации федерального государственного стандарта в разновозрастной группе малокомплектного детского сада вызывает у воспитателя значительные трудности.

Отличительной особенностью разновозрастной группы является качественно новый социальный опыт межличностных взаимоотношений. Здесь ребёнок на протяжении всего дошкольного возраста имеет естественную возможность не только наблюдать, но и самому быть постоянным, активным участником всех событий.

Полноценное развитие ребёнка немыслимо без строгого выполнения режима дня. Однако это не означает, что нужно устанавливать отдельные режимы для всех возрастных групп, абсолютно точно соблюдать распорядок времени, указанный в программе для каждого года жизни ребенка. В условиях разновозрастной группы это не возможно, так как происходит совпадение во времени разных процессов. Поэтому, целесообразно составлять режим общий для всех. При наличии в группе детей двух смежных возрастов - за основу берется режим старших детей, а с младшими режимные процессы начинают на 5-10 минут раньше.

Образовательная деятельность, осуществляемая в форме совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах, осуществляется на протяжении всего времени пребывания детей в детском саду по всем направлениям развития.

Первая половина дня

Утро – это спокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. Утренний прием – наиболее благоприятное время для индивидуального общения воспитателя с каждым ребенком. В эти часы планируется образовательная деятельность по направлениям развития.

Во время утреннего приема воспитатель обращает внимание на внешний вид детей, воспитывает у детей культуру общения, следит, чтобы все дети нашли себе интересную деятельность, не ходили без дела и не мешали другим. В утренние отрезки необходимо планировать только знакомые для детей виды деятельности по образовательным областям.

Проведение утренней гимнастики.

Планировать утреннюю гимнастику можно для всей группы. В этом случае надо обязательно учитывать разные требования к качеству, темпу, продолжительности упражнений. Гимнастика с детьми 3 - 4 лет чаще всего носит игровой характер, и многие упражнения строятся на подражании действиям разных персонажей. Обычно младшие проделывают упражнения меньшее количество раз, чем их старшие товарищи. От старших требуется также более точное и качественное выполнение движений.

Для того чтобы старшие дети могли проделать упражнение большее количество раз, им предлагается одним начать упражнение и показать малышам, как правильно его делать. Затем это же упражнение они проделывают с малышами. Во время выполнения старшими упражнений маленькие наблюдают и отдыхают.

Организация умывания один из важных элементов в режиме ДОУ. Способствует привитию устойчивых гигиенических навыков, развитию самостоятельности, воспитанию взаимопомощи.

Проводится дифференцированно, однако дети должны усвоить общие для всех правила:

- заходить в умывальную комнату постепенно;

- в первую очередь моют руки малыши, старшие помогают им и учат;

- не задерживаться у раковины: остальные дети ждут;

- мыть руки, засучив рукава, не наливать на пол.

При организации питания требуется соблюдать следующие правила:

- все необходимое для организации питания готовить к тому моменту, когда дети начинают мыть руки.

- рассаживание за стол проводить постепенно, начиная с младших детей и тех, которые едят медленно.

  • пищу для младших  детей готовить заранее

Организация одевания

В разновозрастных группах внимание воспитателей и младшего воспитателя обращается в первую очередь на малышей. Помогать малышам воспитатель приглашает старших детей. При сборах на прогулку целесообразно одевать детей постепенно и подгруппами отсылать их с младшим воспитателем.

Организация прогулки

На прогулке, как и в помещении, воспитатель заботиться о том, чтобы все дети были заняты, интересно играли со своими сверстниками и со старшими детьми, трудились, наблюдали за явлениями окружающей жизни и т. д., создает условия для разнообразной двигательной активности всех детей возрастных подгрупп.

В зависимости от цели и физических нагрузок подвижные игры могут проводиться со всеми детьми и отдельно с одной группой. Предпочтение следует отдавать играм с двумя или одной подгруппой, т. к. в этом случае легче учесть разные возможности детей. 

На одной прогулке нет необходимости планировать все формы работы, но в то же время есть виды деятельности, требующие ежедневного внимания: наблюдения, подвижные игры, игровые упражнения на закрепление основных видов движений. Остальные формы работы с детьми можно планировать периодически.

Организация дневного сна 

 В режиме разновозрастной группы длительность дневного сна  младших детей сокращена по сравнению с обычными одновозрастными группами, поэтому особенно важно создать благоприятные условия для быстрого засыпания и спокойного сна детей младшей подгруппы. Их надо первыми готовить ко сну и укладывать спать. Поднимать детей необходимо в обратном порядке                        

Вторая половина дня

При планировании второй половины дня важное место занимают разнообразная игровая, трудовая, театрализованная деятельность,  а также восприятие художественной литературы и фольклора. Этот отрезок времени предполагает более спокойную деятельность.

При планировании необходимо учесть все предшествующие виды деятельности в течение дня и не перегружать план однообразными формами работы с детьми.

Таким образом, организовать жизнь детей в условиях разновозрастной группы детского сада так, чтобы сделать ее спокойной и яркой, содержательной и интересной, тесно увязав повседневную жизнь с обучением, игрой, трудом - важнейшая задача воспитателя. А умелое использование всех положительных сторон совместного воспитания детей разного возраста будет содействовать формированию в коллективе правильных взаимоотношений, интереса детей к совместным играм, общим занятием, коллективной трудовой деятельности.

Но все это не происходит само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей.    

Принцип уважения к старшим детям очень важен для их психологического комфорта, поскольку им часто приходится встречаться с требованием со стороны взрослых, уступать малышам. Младшие дети всегда могут присутствовать и по мере сил участвовать в любом занятии - при условии, что они не мешают старшим детям.

Организуя жизнь детей, их разнообразную активную деятельность, воспитатель должен, прежде всего, заботиться об охране и укреплении здоровья каждого ребенка, его полноценном физическом развитии, о создании бодрого, жизнерадостного настроения.

Используемая литература

1.​ Гербова В.В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа.- М.: Мозаика- Синтез, 2014.

2.​ Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах.- М.: Просвещение, 2013.

3.​ Курилова Т.В., Волошина Л.Н. Игровые физкультурные занятия в разновозрастной группе. ФГОС.- Волгоград: Учитель, 2016

4.​ Писаренко С.Н. Комплексное планирование в разновозрастной группе детей 2-4 лет.- Волгоград: Учитель, 2014

       5. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение в разновозрастной группе. - М., 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по организации и проведению режимных моментов в разновозрастной группе.

Материал будет полезен воспитателю, помощнику воспитателя, руководителю физ.воспитания. Подробно расписаны все режимные моменты в ДОУ (утренний прием, гимнастика, организация умывания ,  организа...

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов 1мл.группа

Ежедневное планирование образовательной деятельности при проведении режимных моментов в 1 младшей группе по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред.Н.Е.Вераксы...

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов Подготовительная группа

Совместная деятельность воспитателя и детейОбразовательная деятельность при проведении режимных моментовПодготовительная группа...

Буклет "Образовательная деятельность при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования"

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования...

Рекомендации по проведению режимных моментов в разновозрастной группе ДОУ

Рекомендации по проведению режимных моментов в старшей разновозрастной группе детского сада....