Педагогический проект «Народные игры»
проект (старшая группа) на тему

Бундеева Ирина Леонидовна

Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот вид деятельности частью жизни детей. Дети не имеют представления о играх, жизни другого народа, доступное их возрасту.                                           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narodnye_igry.docx263.78 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Народные игры»

Пояснительная записка.                                                                                                     Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей старшего дошкольного возраста непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки, народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.    Народные игры отражают культурно-историческое развитие народа; содержат национально-ценностные ориентиры по отношению к социальному окружению, предметному миру; объединяют национальные и общечеловеческие моменты. Подвижные, хороводные, досуговые все разновидности народных игр помогают решению задач физического, художественного, эмоционального развития детей, национального и общечеловеческого воспитания.                                                                    Актуальность проекта.                                                                                                                                                   Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребёнок живёт в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва и т. д.                                                                    Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот вид деятельности частью жизни детей. Дети не имеют представления о играх, жизни другого народа, доступное их возрасту.                                                                               Участники проекта: воспитатель, дети, родители, музыкальный руководитель.                                                                                                     Основная цель проекта.  Познакомить детей с подвижными играми народов Поволжья.                                                                                                              Задачи проекта.                                                                                                                                                                      1. Дать элементарные знания об особенностях национальностей Поволжья, посредством ознакомления с народными п/и, предметами быта, показать сходство между традициями и обычаями наших народов.                                                                                                                                                             2. Познакомить и разучить подвижные игры татарского, русского, мордовского и чувашского народов (с музыкальным сопровождением, с музыкальными хороводами).                                                                                   3. Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный календарь; с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.                                                                                                             4. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.                                                                                                                        5. Способствовать активному участию родителей в организации досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей с подвижными играми народов Поволжья.                                                                                                               6. Приобщать детей и родителей к народным играм.

Инновационная направленность проекта.                                                                                                              Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проект  позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.  Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к народным играм.

Реализация проекта:

1. Подготовительный этап

- выявить основные проблемы, сформировать идеи по их решению. С целью расширения теоретических знаний детей подобрать специальную  литературу;                                                                                                                                                                                                                                          - выбор темы изучения в соответствии с интересами и возможностями, совместное обсуждение с детьми;                                                                                                       - составление плана мероприятий.

2. Основной этап – этап реализации

Совместно с родителями и детьми изучаем выбранную тему через:

- подбор информации в книгах, журналах;

- рассказы бабушек и дедушек об играх их детства;

- рассказы воспитателя и музыкального руководителя;

Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.

Рассматривание иллюстраций альбома «Русские народные подвижные игры»

Познавательное занятие «Игры наших бабушек и дедушек»

Разучивание правил народных игр Поволжья

Разучивание русских народных считалок.

Выставка детских рисунков «Играем в бабушкины игры»

Конкурс «Кто больше знает народных игр? »

Спортивное развлечение «Играем вместе»

Музыкальный праздник «Масленица»

Итоговое музыкально- спортивное развлечение «Ярмарка народных игр»

Работа с родителями:

Родители могут активно участвовать в значимом для них процессе.

Памятка «Роль народной  игры в воспитании детей» (воспитатели старшей группы)

Выставка семейных рисунков «Играю вместе с семьей» (родители, дети)

Консультация «Роль русских игр в жизни детей»

Беседа «Организация подвижной игры на воздухе»

Круглый стол. Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта

Досуг «Играем вместе» (инструктор по физкультуре, воспитатели, дети, родители)

«Народная игра – это школа воспитания» - папка-раскладушка

Музыкальный праздник «Масленица»

Спортивно – музыкальный праздник «Ярмарка народных игр »                                          

3. Заключительный этап

-провести анализ проведенной работы, соотнесение результата с поставленными целями;

- оформление презентации

- итоговое мероприятие.

4. Продукт                                                                                                                                 Спортивно – музыкальный праздник «Ярмарка народных игр »                         Картотека народных игр  

Ожидаемый результат:                                                                                                              Проект разрешил проблему, реализовал поставленные задачи. Дети научились играть в  народные игры, самостоятельно выбирать игру, самостоятельно контролировать выполнение правил игры. У детей развился интерес к народным играм. Родители с огромным желанием приняли участие в беседах, досуге и праздниках.

H:\Новый портфель\Фото. Детский сад Ромашка\P1040403.JPG  100_2728

Список литературы

1. Дыбина О. В., Сидякина Е. А., Киреева Т. И. Люби и знай свой отчий край. /Под ред. О. В. Дыбиной. Тольятти. : Издательство ТФСамГПУ, 2001. 157 с.

2.. Захарова Л. М. Проблема формирования у дошкольников позитивного отношения к людям разных национальностей в отечественной педагогике (вторая пол. XIX в. в.) : Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1998. 17 с.

3. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР - Москва: Просвещение, 1988 - с. 239

4. Корнеева Е. И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников (средний дошкольный возраста) : Дисс.. канд. пед. наук. М., 1995. 181 с.

5. Науменко Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. М. : Линка-Пресс, 2000. 224 с.

6. Панкеев И. А. Русские народные праздники. М. : Яуза, 1998. 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект « Народный фольклор вокруг нас»

Познакомить детей с устным народным творчеством и некоторыми видами прикладного народного творчества, приобщение ребят к важной части духовной культуры народа. Научить находить элементы народного фоль...

Педагогический проект "Народная игрушка"

Практический материал для ознакомления детей раннего возраста с народной игрушкой...

Педагогический проект "Народные культура и традиции"

Творческий,нравственно- патриотический проект...

Проект педагогический Тема « Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Тип  проект:   педагогический Вид проекта: творческий, групповой, долгосрочныйПо продолжительности: -  долгосрочный Участники:  дети старшей группыУчастники проекта: ...

Педагогический проект "Народные подвижные детские игры"

Окунаясь в историческое прошлое русского народа можно выделить ряд игр и развлечений, в которые играли наши прабабушки и дедушкии в которые могут сейчас играть дети....

Педагогический проект "Народные подвижные игры"

В нашем мире жизненные ценности сменились в сторону материального благополучия, Мало уделяется внимание духовно - нравственным вопросам. Мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. Мой ...

педагогический проект "Народные игры"

      Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому за...