педагогический проект "Народные игры"
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Крысенко Анастасия Валентиновна

        Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот вид деятельности частью жизни детей. Особенность народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Считается, что только народные игры для дошкольников являются истинно художественной и естественной основой для успешного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igry.docx453.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 1392 имени Д.В. Рябинкина»

Педагогический проект

«Народные игры»

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1676440288_gas-kvas-com-p-detskii-folklor-risunok-21.jpg

                          Составила: Крысенко Анастасия Валентиновна,

                  Воспитатель ГБОУ

                                                  «Школа № 1392 имени Д.В. Рябинкина»

г. Москва

2024 год

        Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот вид деятельности частью жизни детей. 

        Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; само реализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть. Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.

        Особенность народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Считается, что только народные игры для дошкольников являются истинно художественной и естественной основой для успешного воспитания. Народные игры для дошкольников -это естественная среда, в которой искусство переплетено с жизнью людей. Народные игры могут подарить дошкольникам встречи с чудными мелодиями, исполненными подлинно родным языком. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основа для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Игры в естественной форме ненавязчиво учат ребёнка быть добрым, трудолюбивым, любить природу, гордиться своим родным краем.

        Дошкольники мало знают обычаи, традиции русского народа. Из наблюдений за детьми видно, что они редко играют в народные игры. Поэтому мы решили разработать педагогический проект, который направлен на приобщение детей к национальной культуре через русские народные игры.

  • Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, посредством русских народных игр;
  • Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс в рамках данного проекта;
  • Развивать речь дошкольников посредством проговаривания и разучивания считалок, потешек, поговорок.
  • Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;
  • Разработать картотеку народных игр для детей старшего дошкольного возраста;
  • Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, народному календарю, к народным играм.

Участники проекта:

  • Воспитатели группы
  • музыкальный руководитель
  • инструктор по ФК
  • Дети старшей группы
  • Родители

Тип проекта: интегрированный

 по составу участников – фронтальный (дети, родители, педагоги, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель)

по целевой установке –  информационный, игровой;

 по срокам реализации – (долгосрочный) сентябрь 2022-май 2023

Организация деятельности участников проекта:

Взаимодействие и сотрудничество всех участников проекта.

I этап – подготовительный: сентябрь

  • анкетирование родителей
  • наблюдение за игровой деятельностью детей;
  • выделение и уточнение целей и задач;
  • подборка русских народных игр;
  • создание условий для реализации проекта.

II этап – основной: октябрь - апрель

  • Работа с детьми.
  • Взаимодействие с родителями.
  • Взаимодействие со специалистами и педагогами

III этап – заключительный: май

  • Анализ деятельности системы по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры.
  • Обобщение и систематизация опыта.

  1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
  2. Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используют считалки.
  3. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
  4. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
  5. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
  6. Основной этап реализации проекта – октябрь – апрель 2023 г.

Срок

Направления

деятельности

Вид деятельности или

форма работы

Название мероприятия (игры)

Октябрь

Работа с детьми

Беседа

«Спорт для нашего здоровья

Праздник

«Осень в гости к нам пришла»

Спортивный досуг

«Матрешки»

Народная пальчиковая игра

«Этот пальчик хочет спать»

Народные  игры – подвижные, малоподвижные

«Кот и мыши», «Ловишка», «Жаворонок»

«Эхо; У   Маланьи, у старушки»

Работа с родителями

Анкетирование

Работа с педагогами

Анкетирование

Ноябрь

Работа с детьми

Беседа

«В какие игры играли наши родители»

Игра с движением

«Баба-Яга»

Развлечение

«В гости к дедушке Лесовику»

Народные  игры – подвижные, малоподвижные

«Перелизы», «Ловишка»,

«Зюзюка»

Народная пальчиковая игра

«Замок»

Декабрь

Работа с родителями

Консультация

«Народные игры и современные дети»

Работа с детьми

Аппликация

«Хоровод»

Народные  игры – подвижные, малоподвижные

«Горелки», «Мороз», «Лиса и зайцы», «Медведь».

«Скалка»

Народная пальчиковая игра

«Бабушкины пирожки»

Спортивный досуг

«Зимушка-зима»

Январь

Работа с педагогами

Консультация

«Народные игры и их особенности»

Работа с детьми

Беседа

Досуг «Зимние Святки»

«Зимние виды спорта

Народные  игры – подвижные, малоподвижные

Заря», «Пятнашки» «Жмурки на местах»

«Слепой козел»

«Много троих хватит двоих»

Народная пальчиковая игра

«Сорока-белобока»

Февраль

Работа с детьми

Рисование

«Моя любимая игра»

Хороводные игры

«У Маланьи, у старушки»

Праздник

«Масленица»

Народные  игры – подвижные, малоподвижные

«Ручеек с платочками»

«Юрта», «Салки-догонялки»

Народная пальчиковая игра

«Птички-невелички»

Спортивный досуг

«Заюшкина избушка»

Март

Работа с детьми

Дидактическая игра

«Сказочная путаница»

Хороводные игры

«Идёт матушка, Весна»

Развлечение

«Весеннее гулянье»»

Народные  игры – подвижные, малоподвижные

«Скок-скок-перескок», «Кошки-мышки», «Гори-гори ясно», «Воробей»

Народная пальчиковая игра

«Едут-едут бабка с дедом»

Спортивный досуг

«Весну красную зовем»

Работа с педагогами

Семинар - практикум

«Русские народные игры с детьми дошкольного возраста»

Апрель

Работа с детьми

Заучивание стихотворения

«Мирная считалка»

Хороводные игры

«Ой, бежит ручьём вода»

Праздник

«Весна пришла»

Народные  игры – подвижные, малоподвижные

«Хлопушки», «Мельница»

«Тишина» «Море волнуется». «Много троих хватит двоих»

«Пора бабушка в пир»

«Молчанка»

Народная пальчиковая игра

«Пастушок»

Работа с родителями

Мастер - класс

«Русские народные игры как средство приобщения детей к истокам народной культуры»

Май

Работа с детьми

Праздник

«Фестиваль народных игр»

Хороводные игры

По желанию детей

Народные  игры – подвижные, малоподвижные

По желанию детей «Горелки с платочком»

«Здравствуй сосед». «Салки у тетки»

«Поливалася вода»

Общий результат: создание системы народных игр по приобщению детей к истокам национальной культуры (проект).

  1. Изготовление картотеки народных и хороводных игр (по возрастам), пособий и атрибутов по теме проекта
  2. Фестиваль народных игр для детей.
  3. Консультации для родителей и педагогов.
  4. Семинар – практикум для педагогов «Русские народные игры с детьми дошкольного возраста».                

Мониторинг: критерии оценки знаний старших дошкольников об истории и культуре русского народа (методические рекомендации кандидата педагогических наук Соломенниковой О.А.)

Критерии уровня по русской культуре дошкольников:

  • знания о жанрах устного народного творчества.
  • знание загадок (2-3 загадки), считалок, потешек.
  • знание иллюстраторов детских книг.
  • знания о народном декоративно-прикладном искусстве.
  • знания о характерных особенностях народных промыслов.
  • знания народных праздников, обычаев, национальных игр.
  • умение назвать любимые сказки.
  • умение выразительно, в собственной манере пересказать отрывок из сказки.
  • умение рисовать орнамент в различных геометрических формах, используя геометрические и растительные элементы.
  • умение украшать бумажный силуэт декоративной росписью.
  • умение лепить игрушки из пластилина.

Высокий уровень  - Ребенок активно интересуется культурой быта русского народа, ему интересно, проявляет инициативу в играх, стремится к общению, знает считалки, поговорки.

Средний уровень –  У ребенка наблюдается эпизодический интерес к бытовой культуре русского народа.

Низкий уровень –    У ребенка не сформирован интерес и потребность в использовании народных подвижных игр.

Результаты мониторинга

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

До проекта

37%

43%

20%

После проекта

81%

12%

7%

Вывод: в начале года высокий уровень – 37%, средний – 43%, низкий – 20%. В конце года – высокий – 81%, средний – 12%, низкий – 7%. Прослеживается динамика, что говорит о положительных результатах реализации интегрированного проекта. Дети используют в активной речи потешки, считалки, загадки. Умеют играть в русские народные подвижные игры. Знают быт и культуру русского народа.

  1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
  2. Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию/ под ред. Л. В .Коломийченко.-М.:ТЦ Сфера, 2016.-192с.
  3. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт.-сост. В. Н. Косарева.-Волгоград: Учитель, 2014.-166с.
  4. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  5. Малова В.В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры/ В.В. Малова.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2013.-351с. (Пособие для педагогов дошкольных учреждений).

https://thelawofattraction.ru/wp-content/uploads/9/1/3/9135232fc7f7d489bdb36ab902b19eb0.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Игры и игрушки, в которые играли наши бабушки и дедушки (ненцы)».

Цель: проанализировать роль ненецких игр и игрушек в воспитании детейЗадачи: изучить материалы, содержащие о играх и игрушках ненецкого народа;- собрать и проанализировать материал по данной теме;- за...

КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ (В рамках педагогической недели «ИГРА И ИГРУШКИ») «ПОЕЗДКА В ТЕАТР»

Образовательные области: « Познание», « Музыка», «Художественное творчество».Старшая группа...

Педагогический проект "Играли наши мамы, играли наши папы..."

Педагогический проект для детей старшей группы, срок реализации 3 недели....

Педагогическая программа "Играй, общайся, развивайся" по направлению "Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста".

Так как в современное время педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дети испытывают серьёзные затруднения в общении со сверстниками. Нашему обществу нужны люди с активной жизненно...

Педагогический проект "Играем весело и дружно" (летние подвижные игры)

Педагогический проект "Играем весело и дружно" (летние подвижные игры)...

Час педагогического мастерства «Играем в дворовые игры»

Цель: систематизация знаний педагогов о значении дворовых игр в жизни ребенка.Задачи:1. Актуализировать знания о дворовых играх, правилах проведения дворовых игр, их классификации.2. Сп...

Педагогический совет : «Развитие и педагогическая поддержка игры как ведущей деятельности дошкольника»

Педсовет: Игра в современном дошкольном образовании.Слайд1. НазваниеСлайд 2.Старший воспитатель: В современной дошкольной педагогике одной из самых острых является проблема игры. Ценность игры для дет...