Роль искусства в формировании духовного мира детей
статья на тему

Юткина Лариса Геннадьевна

Статья для педагогов и родителей о влиянии художественных произведений на формирование личностных качеств характера ребенка, на обогащение его духовног мира, на формирование своего более широкого взгляда на окружающий мир, на видении ценностей  жизни, на формирование отношений между детьми и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_iskusstva_v_formirovanii_duhovnogo_mira_detey.docx15.68 КБ

Предварительный просмотр:

   Роль  искусства  в  формировании  духовного  мира детей

                          дошкольного  возраста.

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, театральная деятельность, музыка, скульптура, народное творчество, живопись.

Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста. Ценно то, что оно пробуждает философское отношение к жизни. Невозможно при этом вспомнить слова А. А. Биока – тонкого ценителя искусства: «Живопись учит смотреть и видеть (это вещи разные и редко совпадают ). Благодаря тому живопись сохраняет живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети».

Влияние искусства на становления личности, его развитие очень велико. Без воспоминания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умение понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творческой личности.

Работая непосредственно с детьми дошкольного возраста, мы понимаем, что воспитание творческого восприятия детьми природы или любые виды искусства  пробуждает у них способность не только чувствовать в этом гармонию, красоту, но создавать их в любой своей деятельности, в любых жизненных ситуациях, во взаимоотношениях с людьми , с окружающим миром.

Ценно то, что с накоплением опыта ребенок осознает себя частью природы, а значит, частью прекрасного. Повышается самооценка личности, уверенность в себе, ребенок становится психологически и эмоционально более устойчив, склонен к большей рассудительности и размышлению.

Нам становится близка тревога художника и педагога                           Б. М. Неменского о том, чтобы с раннего детства успеть воспитывать у ребят «невосприимчивость к художественным суррогатам», привить им против этого иммунитет, выработать художественный вкус, эстетическую взыскательность, самостоятельность суждении, понимание подлинного искусства.

Знакомя детей с произведениями искусства, мы раскрываем перед ними картинку окружающего мира: быт, труд людей в различных сферах деятельности (в семье, на строительстве, в поле, на фабрике, в школьном классе, в медицинском кабинете и т. д.)  При этом мы не только знакомы с предметами, но и раскрываем значимость труда мастера, своеобразие его мастерства, чувства. Мы учим устанавливать связи в произведении, знакомим со средствами выразительности т.о. происходит непосредственная познавательная деятельность детей.

Особое  место  в  познании  мира  искусства  занимает  развитие  речи. Ведь речь  ребенка  показатель  того, насколько  ребенок  понимает  художественные  произведения  или  образ.

Здесь  мы  придаем  особое  значение  интонационной  окраске  речи, эмоциональной  отзывчивости, развитию  словаря, развитию  связной  речи. Поэтому  на  занятиях  по изобразительному  искусству широко  используем  средства  выразительности поэтического  языка, образные  сравнения, слова, обозначающие  нравственные  качества  людей (добрый, гуманный, человечный, трудолюбивый, отважный, мужественный и т. д.), вводя  их в активный и пассивный  словарь  детей, а  так же специфические  изобразительные  термины – холодный  и  теплый  тон, светотени, краски яркие, сочные, размытые, насыщенные и т.д. слова  связанные с композиционным  построением.   Оперируем  изобразительными  терминами,  не  вводя  их  в  активный  словарь  детей (колорит, воздушность, композиции…)

С помощью художественного  творчества  развиваем и  мыслительную  деятельность:  умение  делать  обобщение на  основе  анализа, сравнивать  и  объяснять,  развивать  внутреннюю  речь. Она  помогает  ребенку  спланировать  и  высказать  свои  суждения, соотнести  умозаключения, она  закладывает первоначальные  основы  творческого  восприятия  искусства. Более полное  познание  детьми  произведения  изобразительного  искусства  позволяет  воспитателю  не  только  развивать  у  них  интерес  к  творчеству, но и формировать  первоначальные  основы  мировоззрения.

Искусство,  способствует  воспитанию  различных  чувств  у  людей  активизируется  интерес к общественной  жизни  страны, к различным видам  деятельности  человека, отношениям его в процессе  труда, к ценностям, которые  создает  народ, художественному  творчеству.

Дети  обогащают  свой  нравственный  опыт, у них  формируется нравственное  сознание. Они  учатся  сравнивать  собственный  опыт  с  опытом  творческих  личностей и переносить  воспринятые  способы взаимоотношений  между  людьми в  реальные  жизненные  ситуации.  Так  закладывается  основа  представлений о нравственно – эстетическом  идеале.

Учить  дошкольников  видеть  в  художественных  произведениях  красоту  человеческих  поступков, взаимоотношений, сравнивать  изображенное в  произведении  искусства  явление с реальной действительностью – значит  развивать  их  эстетические  чувства, которые  проявляются у  детей  вначале в эмоциональных и речевых реакциях, а затем, при дальнейшем ознакомлении их с искусством, в собственной художественной  деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...