Методические рекомендации воспитателям и студентам по формированию представлений о «Красной книге».
учебно-методический материал на тему

Методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации воспитателям и студентам по формированию представлений о «Красной книге».

Выполнила: Гибадатова В.З

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания дошкольников должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Экологическое  воспитание как направление дошкольной педагогики в настоящее время становится одним из важных вопросов, реализуемых во многих дошкольных учреждениях. Ни для кого не секрет, что проблема загрязнения окружающей среды всё больше обращает на себя внимание современного общества. Поэтому актуальность охраны природы не подлежит сомнению. Воспитание у детей экологической грамотности всё больше выступает на первый план в современной системе образования.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям, поэтому формирование экологического сознания необходимо начинать с раннего возраста и продолжается всю жизнь.  Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, т.е. любви к живой и неживой природе, необходимо просветить ребенка, дать ему минимум знаний о растительном и животном мире, о среде, сформировать начальные нравственные понятия и экологически грамотное поведение.

Настоящие методические рекомендации разработаны на основе обязательного минимума содержания по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста с учётом приоритетного экологического направления работы ДОУ. Рекомендации построены в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями детей. Методические рекомендации учитывают психологические особенности детей, позволяют осуществить личностно-ориентированный подход к каждому ребенку выбрать свой темп усвоения программного материала. Доминирует атмосфера доброжелательности, сопереживания, взаимопомощи.

Исходя из того, что экологическое воспитание должно включать в себя краеведение и необходимость вести с детьми природоохранительную работу, поэтому в программу вводится изучение экологической обстановки края.

Рекомендации, необходимые для проведения непосредственной организованной образовательной деятельности:

1 Образовательная деятельность сочетается с динамической паузой.

2. Продолжительность непосредственной организованной образовательной деятельности 25-30 минут.

3.Регулярность проведения непосредственной организованной образовательной деятельности – 1 раза в неделю, во второй половине дня.

4. Всего непосредственных организованных образовательных деятельностей – 30.

5. Мониторинг уровня знаний и умений детей проводится два раза в год:

вводный (сентябрь – октябрь), итоговый (май).

6. Создание и поддержание в ходе непосредственной организованной образовательной деятельности эмоционально-позитивного фона.

7. Соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещение, проветривание, время проведения).

Законодательное и научно – методическое обеспечение

Закон РФ «Об образовании».

Конвенция о правах ребенка.

Конституция РФ.

Устав МДОУ.

Программа «Детство» / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева.

Парциальные программы: «Юный эколог» /С.Н. Николаева, «Мы в

Мордовии живем» /О.В. Бурляева, «Программа логопедической работы

по преодолению общего недоразвития речи у детей» / Т.Б. Филичева,

Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова.

Цели и задачи

Цели:

Создание условий для формирования экологической  культуры детей старшего дошкольного возраста.

Формирование потребности изучать и познавать окружающий нас мир.

Формирование ответственного отношения к родной природе и готовности к активным действиям по ее охране.

Основные задачи:

Формирование основ экологического мировоззрения и культуры.

Формирование экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.

Формирование осознанного и бережного отношения детей к природе родного края.

Расширение и обобщение знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.

Развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно – следственные связи.

В основе методических рекомендаций лежат следующие принципы:

• Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей.

• Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.

• Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.

• Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.

• Принцип системности. Деятельность планируется систематически.

• Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.

Основные формы и методы работы:

Наблюдение

Беседа

Исследовательская деятельность

Экспериментальная деятельность

Проектная деятельность

Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия

Работа с энциклопедической и природоведческой литературой

Для эффективной работы по данному направлению в детском саду должны быть созданы благоприятные условия:

Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые уголки природы, подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями; на территории садика: экологическая тропа, сад и огород, зона лекарственных растений;

Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов;

Создание  мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.

Развивающая экологическая среда должна быть  представлена по  следующими центрами:

«Уголок природы»

Календарь природы, модель календаря природы

Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены

в соответствии с их особенностям, паспорта растений)

Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки, воронки)

Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины)

Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы

Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…)

Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия» (коробки с необходимыми

материалами для моделирования среды обитания)

«Огород на подоконнике»

Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)

Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)

«Умелые ручки»

Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами.

Детям предложены различные материалы:

Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…)

Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)

Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты…)

Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам,

по сезонам…) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.

«Экологическая тропа»

Центр организован  на территории детского сада.

Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.

Список использованной литературы:

1. Л.И. Грехова «В союзе с природой» - эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: ИГЛ «Ставрополь, 2002 г.

2. «Мы»: Программа экологического образования детей. Н.Н. Кондратьева и др. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 240 с.

3. Редакция журнала «Марий Эл учитель» «Природа – наш дом» - г. Йошкар- Ола, 1996г.

4. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) – М.: ВАКО, 2005 г.

5. Л.Ф. Тавленко «В гармонии с природой» Часть 1 старшая группа: Программа и методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений – Ульяновск:6. «Добро пожаловать в экологию» Часть 2. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. / Сост. О. А. Воронкевич. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 336 с.

7. С. Н Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном  детстве», - Москва: Новая школа, 1995 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов, студентов педагогических заведений по формированию осзнанного отношения к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста.

В статье представлены методические рекомендации для педагогв, студентов педагогических заведений по формированию осзнанного отношения к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста....

Методические рекомендации к конспекту занятия: Познание. Формирование элементарных математических представлений во второй младшей группе по теме «Зоопарк».

Методические рекомендации к конспекту  дают возможность  воспитателю граммотно подойти к проведению занятия во второй младшёй группы....

Методические рекомендации воспитателям по формированию у дошкольника навыка соблюдения ПДД.

В материале рассмотрены причины ДДП, указаны факторы, влияющие на детей, а так же задачи по формированию навыка безопасного поведения на дороге....

Методические рекомендации к конспекту занятия: Познание. Формирование элементарных математических представлений во второй младшей группе по теме «Зоопарк».

Методические рекомендации к  конспекту занятия: Познание.Формирование элементарных математических  представленийво второй младшей группе  по теме «Зоопарк". Подготовила  воспи...

Методические рекомендации воспитателю по использованию сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативной компетенции дошкольников

Методические рекомендации воспитателю по использованию сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативной компетенции дошкольников...

Методические рекомендации. Комплекс игр, направленных на формирование представлений ребенка об ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ. #Сидим дома#

Рекомендуем комплекс игр, направленных на формирование представлений ребенка об ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ. Развивающие игры можно сделать самим....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА непосредственно образовательной деятельности по формированию представлений о малой родине и Отечестве у детей 6-7 лет по теме «Любимых детских книг творец и верный друг ребят… (Рассказ о писателе А.П. Гайдаре)»

Занятие является итогом знакомства с земляком - А. П. Гайдаром. Воспитание патриотических чувств, формирование уважетельного отношения к родной культуре - это главный смысл мероприятия....