Мастер-класс для педагогов
материал (младшая группа) на тему

Бухтиярова Оксана Михайловна

Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_pedagogov.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 53 города Новосибирск

Мастер-класс для педагогов

«Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры»

Подготовила:

Воспитатель группы № 3 Бухтиярова О.М.

                                              г. Новосибирск, 2018г.

Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску новых, интересных технологий и методов по сенсорному развитию детей младшего возраста.

План:

  1. Теоретическая часть
  2. Практическая часть
  3. Рефлексия

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые коллеги! Спасибо, что пришли на встречу.

  1. Теоретическая часть

Все мы знаем, что в детском возрасте у ребенка есть потребность в игре и главное место, основное, должна занимать игра. Ведь ребенок, играя, познаёт жизнь и учится.

Сначала освежим в памяти понятие сенсорное развитие. Сенсорное развитие это направленное действие на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, является основой познаний мира. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того насколько совершенно видит, слышит и осязает окружающее. Основным средством реализации задач являются дидактические игры.

Естественный способ развития ребенка – это игра. Использование дидактических игр в свободное время, НОД и в домашних условиях расширяют представление детей об окружающем мире.

Обучая детей в процессе дидактических игр, я стремлюсь, чтобы игровая деятельность перешла в радость учения. Роль педагога, родителя в процессе игры – поддерживать интерес деток. В процессе игры дети решают разные  логические задачи и это детям интересно.

  1. Практическая часть

Уважаемые коллеги, какие дидактические сенсорные игры есть у вас? Чему могут научить ребёнка эти игры?  (ответы педагогов).    Позвольте представить дидактические игры, которые я использую для сенсорного развития детей:

  1. Дидактические игры с пуговицами. Цель: развивать воображение, зрительно-моторную координацию, внимание, сенсорное восприятие, мелкую моторику пальцев, усидчивость. (игры с пуговицами)

- «Пуговицы рассыпались. Разложи их по цвету»  цель: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук.  

- «Пуговицы рассыпались. Разложи их по форме»   цель:: закреплять  знание геометрических форм (круга,  квадрата), развивать мелкую моторику рук.  

-«Найди лишнюю пуговицу» Цель: развивать логическое мышление детей.  

- «Найди пары одинаковых пуговиц»  цель: формировать умение  подбирать пары пуговиц на основе сходного сенсорного признака, развивать мелкую моторику пальцев рук.  

- «Мозаика» цель: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук, воображение.  

- «Чудесный мешочек»  цель: развивать тактильные ощущения

  1. Дидактическая игра «Бассейн для игрушек»

Цель: воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

Материал: Фасоль, насыпаем в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно спрятать игрушки от киндер-сюрприза, различные мелкие игрушки, предметы.

Ход игры:

Попросить малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.

  1. Дидактическая игра «Помоги паучку найти квадратик»

Цель: закрепление цвета, развитие внимания.

Ход игры:

В игре могут участвовать от 1 ребёнка до всей группы детей. На столе раскладываются карточки с изображением паучков 10 цветов. Воспитатель просит детей  подобрать квадратики такого же цвета, что  паучки и вставить в пустой квадрат под паучком. Стимулируйте активную речь ребенка:  показывая на детали картинки, задавайте наводящие вопросы.

  1. Дидактическая игра «Спрячь мышку»

Цель:  Закреплять знание цвета, находить геометрические фигуры, учить идентифицировать цвета;

Материал: домик в котором нарисована мышка (мышкин домик, дверца из геометрических фигур тех же цветов)

Ход игры:

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Спрячь мышку», мышек мы будем прятать в (норки) домики, которые лежат у вас на столах. Чтобы котик не нашел мышку, ее нужно спрятать за дверцей такого же цвета и фигуры, что и домик (норка). Будьте внимательны! Если вы неправильно подберете дверцу, то котик съест мышку.

Дети: Слушают объяснение, играют, подбирая дверцы одинакового цвета и фигуры с домиками (норками). Проговаривают названия цветов.

  1. Дидактическая игра «Помоги курочке найти яйцо» Цель: закрепление цвета, развитие внимания.

Ход игры:

В игре могут участвовать от 1 ребёнка до всей группы детей. На столе раскладываются карточки с изображением курочек разных цветов. Воспитатель просит детей помочь курочке найти яичко в цвет курочки. Стимулируйте активную речь ребенка:  показывая на детали картинки, задавайте наводящие вопросы.

  1. Дидактическая игра «Геометрическое лото» Цель: закрепление цвета, знание геометрических форм.

Ход игры:

Вариант 1

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Ход игры: в игре могут участвовать 4 ребенка. Раздаются карточки 4 игрокам. Ведущий берет фишку, показывает игрокам, называя цвет и геометрическую фигуру. Игрок, у которого на карточке есть такая фигура, берет фишку и закрывает ею фигуру изображённую на своей карточке. Игра продолжается, пока все фигуры на одной карточке не будут закрыты.

Вариант 2

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Ход игры: в игре могут участвовать от 1 ребёнка до всей группы детей. На столе раскладываются все фишки. Воспитатель просит 2-3 детей найти фигуры округлой формы, воспитатель просит других ещё 2-3 детей найти фигуры квадратной формы. Игра заканчивается, когда все фишки будут найдены.

Вариант 3

Индивидуальная работа с ребёнком или с подгруппой детей.

Ход игры: в игре участвует один ребёнок или не сколько детей. Раскладываются фишки на столе. Воспитатель просит ребёнка (детей) найти фишки красного (жёлтого, синего т.д.) цвета.

  1. Дидактическая игра «Закончи ряд» Цель: развитие логического мышления, внимания, зрительного сосредоточения.

Ход игры:

Карточки различаются по степени сложности: изгибы дорожек, использование разного количества фигур, которые отличаются друг от друга по форме, цвету и величине.

Ребенок должен закончить ряд по предложенному образцу (смотрим, правильно ли ребенок справился с этой задачей, если не правильно, то помогаем ребёнку выполнить эту задачу). Потом дети могут поменяться дорожками и продолжить самостоятельно игру.

  1. Дидактическая игра «Шумовые коробочки» Цель: развитие слуховой памяти, умения различать и дифференцировать шумы, логики, тренировка концентрации внимания. Материалы: шумовые коробочки с различными наполнителями, издающими разные звуки (цветные карточки с изображениями того, что лежит в коробочках. Для данной игры из контейнеров из-под киндер-сюрпризов было изготовлены шумовые коробочки.. В качестве наполнителей использованы: гречка; пуговицы; фасоль; монеты; макароны; пуговицы; рис; сахар, пустая коробочка)

Вариант 1.

Составление рядов Нужно расставить шумовые коробочки в ряды. Прежде всего найти самый громкий, затем самый тихий шум и определить средний, сравнивая его с первыми двумя шумами. Начинать следует с трёх коробочек. Если ребёнок научился классифицировать три коробочки, то можно одну за другой ввести все остальные. Каждую новую коробочку сравнивают со всеми уже расклассифицированными коробочками и упорядочивают относительно них. Число коробочек для классификации определяется в зависимости от способностей и интереса ребёнка.

Вариант 2.

Звуковое лото. Послушать с детьми, как по-разному звучат контейнеры. Потом обратить внимание детей на картинку и проговорить, что на ней изображено. Затем предложить детям угадать, что лежит в контейнерах, и поставить их на соответствующую картинку. В такое звуковое лото дети играют с большим интересом и увлечением!

 Рефлексия

Сегодня мы с вами подтвердили, что  познание неизвестно проходит через восприятие сенсорных качеств и свойств, от ощущений к понятиям и представлениям. Хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития.

Благодарю Вас за активное участие! Всем большое спасибо! До свидания. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

       Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу

Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...

Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.

повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

Мастер-класс "Коммуникативная компетентность педагога"

Цель данного мастер-класса:Выявление уровня общительности педагогов.Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...