Как разработать и составить конспект непосредственно образовательной деятельности по ФГОС (статья)
статья на тему

Балашова Татьяна Анатольевна

   Данная статья поможет правильно составить конспект, раскрыть систему внедрения активных форм и  методов обучения, ориентированных на эмоциональную сферу, способствующих формированию творческой активности ребёнка, его духовно-нравственному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kak_sostavit_konspekt_nod.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как составить конспект  

непосредственно образовательной деятельности по ФГОС.

(статья)

    Введение ФГОС дошкольного образования поставило перед воспитателями задачу пересмотра методик, форм и методов образовательного процесса. Принципы образовательных областей, заложенных в ФГОС, требуют от воспитателя определённого объёма знаний, а от детей самостоятельности, инициативности и любознательности.

   Основным видом обучения в деятельности дошкольников является игра, через которую ребёнок может максимально реализовать свой творческий потенциал. Современный педагог должен уметь создавать условия для постепенного вовлечения детей в более сложные творческие формы игровой активности на занятиях.

   В практической деятельности воспитателей продолжают оставаться проблемными такие вопросы: как повысить мотивацию, какие использовать методы, формы, приёмы обучения? Нелегко даётся выбор содержания материала и тема непосредственно образовательной деятельности (НОД). Также есть затруднения в формулировке задач - познавательных, развивающих, воспитательных.

   Данная статья поможет правильно составить конспект, раскрыть систему внедрения активных форм и  методов обучения, ориентированных на эмоциональную сферу, способствующих формированию творческой активности ребёнка, его духовно-нравственному развитию.

    В содержание  НОД должны быть внесены элементы воспитательно-образовательной работы по всем образовательным областям: речевое, познавательное, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое развитие. Они  составляются с учётом современных технологий обучения, самостоятельной деятельности детей, форм индивидуальной работы.

   НОД  проводится по заранее определённому программному содержанию. Это обеспечивает систематичность и последовательность образовательной работы, формирует элементарную систему знаний. Программное содержание осваивается всеми обучающимися. НОД строится на основе принципов дидактики: сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, доступности. НОД  имеет постоянно закреплённое место в режиме дня, что позволяет вести работу с детьми планомерно и систематично.

   Воспитатель должен конкретизировать планирование применительно к каждой НОД, продумывать и составлять конспекты. Конспект НОД необходим каждому педагогу, независимо от его стажа и педагогического мастерства. Конспект составляется на основе тематического плана, содержания программы, знаний воспитанников, их интересов, учёта психологических особенностей.

    В конспекте НОД должны быть отражены следующие моменты:

  • название НОД;
  • приоритетное направление НОД;
  • интеграция областей;
  • форма организации (совместная деятельность педагога с детьми);
  • материалы и оборудование (иллюстрации, куклы, раздаточный материал, демонстрационный материал, музыкальный центр, проектор и экран мультимедийный);
  • цель;
  • задачи (образовательные, воспитательные и развивающие);
  • технологии (здоровьесберегающие, игровые, информационно-куммуникационные);
  • ход НОД (включает следующие компоненты: указание последовательности этапов и примерного распределения времени по этим этапам, сюрпризный момент,  фиксацию способа мотивации обучения, содержание и форму вопросов и ожидаемых ответов, задания для познавательной деятельности, содержание образовательных проблем, инструктаж к выполнению заданий);
  • итог НОД с предполагаемыми ответами детей.

   На НОД педагог должен использовать такие приёмы сотрудничества, при которых каждый ребёнок чувствовал бы себя самостоятельной и свободной личностью. Задача педагога сделать дошкольника активным участником процесса обучения, поднимать авторитет каждого из них; создавать условия для свободного высказывания своего мнения, поощрять находчивость, творчество, самостоятельность детей. Педагог должен видеть в каждом ребёнке уникальную личность, верить в неё, создавать ему ситуацию успеха и одобрения.

   Педагог должен владеть ключевыми профессиональными умениями:

  • создавать высокую мотивацию;
  • отмечать индивидуальные особенности детей;
  • просто и доступно выдавать информацию;
  • сопровождать успехи детей поощрениями;
  • подводить итоги результативной деятельности детей.

    Определение цели и задач.  

   Рождение любого занятия начинается с осознания и правильного и чёткого определения его конечной цели - чего педагог хочет добиться, затем установления средства -что поможет педагогу  в достижении цели. А уж затем определения способа, как педагог будет действовать, чтобы цель была достигнута.                            

   Цель-есть заранее запрограммированный результат, который должен быть  достигнут с детьми в конце занятия. Цель должна быть чётко сформулированной, конкретной, понятной, достижимой, с указание средств её достижения. Каждое занятие направлено на достижение триединой цели: обучения (познавательная цель), воспитание (воспитательная цель), развитие (развивающая цель).  Цель выражается именем существительным (изучение, сообщение). Цель ставится на всё занятие.

    Задачи - это средство достижения цели. Задачи разбиваются на этапы занятий, они детализированы, не должны иметь общий характер их формулировка должна быть краткой, конкретной и чёткой. Задачи помогают выделить главные идеи этапов занятия и более чётко организовать познавательную деятельность детей. Задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления  задуманной проблемы в рамках занятия. В формулировке задач ключевым словом должен быть глагол (закрепить, развивать). Задачи решаются в ходе занятия и представляют собой перечень конкретных требований к формированию определённых требований к формированию определённых знаний, умений, навыков в развитии и воспитании ребёнка. Поскольку задачи вытекают из общих целей, они включают в себя три аспекта-познавательный, воспитательный и развивающий.

В конце конспекта должен быть подведён итог. Удалось ли добиться поставленной цели?  Что детям  особенно запомнилось, понравилось, почему?  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему: Беседа «Унылая пора! Очей Очарованье!...» Разработала: Воспитатель МБОУ д/с № 9 г.Славянска-на-Кубани Малютина Валентина Михайловна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему:  Беседа «Унылая пора! Очей Очарованье!...» Разработала:Воспитатель МБОУ д/с № 9г.Славянска-на-КубаниМалютина Валентина Ми...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Путаница». (По мотивам сказки К.И.Чуковского «Путаница») Разработали: Чеховская Т.А., Корсакова А.В.

Занятие разработано для детей подготовительной группы по мотивам сказки К.И. Чуковского "Путаница". Занятие проводится в игровой форме, способствует развитию логического мышления, сенсорных ...

Как правильно разработать конспект непосредственно образовательной деятельности по ФГОС

Уважаемые коллеги предлагаю примерный образец конспекта образовательной деятельности....

Как разработать конспект непосредственно образовательной деятельности по федеральному государственному образовательному стандарту в дошкольном образовательном учреждении

Воспитатели  являются практиками, поэтому, для них сложная задача составить конспект непосредственно образовательной деятельности правильно по требованиям федерального государственного образовате...