Как правильно разработать конспект непосредственно образовательной деятельности по ФГОС
план-конспект занятия

Айрапетян Ирина Александровна
Уважаемые коллеги предлагаю примерный образец конспекта образовательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как правильно разработать конспект непосредственно образовательной деятельности по ФГОС

воспитат

Уважаемые коллеги, предлагаю примерный образец конспекта непосредственно образовательной деятельности. Это не значит, что вся страна должна писать именно так. В каждом регионе могут быть свои традиции написания конспектов. Самое главное – конспект должен отражать современные тенденции развития дошкольников и быть методически грамотным.

Прежде всего, следует заметить, что четкого замещения слову «занятие» на данный момент нет. В одних регионах называют «непосредственно образовательная деятельность» (НОД), в других — «организованная образовательная деятельность» (ООД), в третьих — «образовательная ситуация» (ОС). Все эти определения правильные, так как отражают конкретную образовательну        ю        деятельность.
Но в защиту слова «занятие» хочу сказать, что педагоги-дошкольники всегда вкладывали в это понятие немного иной смысл, чем, например, учителя школы. Занятие у нас проходило в игровой форме, с различными проблемными ситуациями, сюрпризными моментами и хорошей двигательной активностью воспитанников. Никогда в детском саду не было чисто учебного занятия!

Итак,        конспект:
1. Заголовок. В заголовке не обязательно писать название НОД (например, конспект непосредственно образовательной деятельности «В гостях у Петрушки»). Можно просто обозначить направление деятельности («Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию»). Написать возраст (группу) детей (для детей старшего дошкольного возраста).

2. Можно после заголовка указать приоритетную образовательную область в процессе НОД и желательно интеграцию с другими образовательными областями, а также интеграцию детских видов деятельности.

3. Указываются формы организации коллективной деятельности (работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми) и самостоятельной деятельности детей (если она запланирована).

4. Далее указывают: материал и оборудование; предварительную работу; планируемые результаты.

5. Задачи. Сразу хочу предостеречь педагогов от ошибки. Некоторые коллеги пишут: «цели НОД». Это методически неправильно. Цель – это финальный и общий результат, протяженный во времени. Какой цели можно добиться, например, за 15 минут образовательной деятельности в младшей группе? Слово «цель» правильнее писать, например, при разработке планирования комплекса (т.е., нескольких) НОД, при разработке проекта (так как он многогранен) и других, протяженных во времени, комплексов образовательных мероприятий. Тем более, что цель бывает одна, а задач может быть много.
И для
конкретной образовательной деятельности подойдут конкретные задачи, которые должны быть решены к концу этой образовательной деятельности (через 15 минут в младшей или через 35 минут в подготовительной группе). То есть, если педагог написал задачу в конспекте НОД, то он должен ее решить в процессе НОД. Поэтому в конспекте не пишите по 10-15 задач. Пяти, максимум шести хватит.
Можно слово «задачи» заменить фразой «программное содержание».
В задачах не писать глагол
«учить»! Грамотнее писать — «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать», «приобщать» и т.д.
Задачи можно разделить на 3 группы:
развивающие, обучающие, воспитательные (воспитывающие). Обращаю Ваше внимание на интересный нюанс: многие педагоги вместо слова «обучающие» пишут слово «образовательные», имея в виду только обучающие задачи. А ведь в понятие «образование» (читайте закон «Об образовании в РФ») входит и обучение, и воспитание. Значит, в образовательных задачах будут и обучающие, и воспитательные вместе. В этом случае у Вас будет 2 группы задач: развивающие и образовательные.

6. Ход непосредственно образовательной деятельности. 

Вводная часть (мотивационный этап). Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации. В конспекте прописывается эта ситуация.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап). В конспекте прописываются образовательные ситуации, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые знания, закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы.

Заключительная часть (рефлексивный этап). В конспекте написать вопросы воспитателя, при помощи которых он фиксирует у воспитанников новые понятия и новые знания, а также помогает детям анализировать собственную и коллективную деятельность в процессе НОД.

Памятка в оформлении написания конспекта непрерывной образовательной деятельности в ДОУ (2 вариант)


В ходе написания конспекта педагогу необходимо
:
*сформулировать цели и задачи НОД и ее отдельных этапов,
*раскрыть структуру и предметное содержание НОД,
*продемонстрировать владение методами и приемами мотивации учебно-воспитательной деятельности, организации учебной деятельности обучающихся,
*проиллюстрировать примерами учет индивидуальных особенностей воспитанников и конкретных характеристик группы, в которой будет проводиться НОД.


Конспект предполагает отражение основных этапов НОД:
1. тема НОД;
2. организационный момент;
3. постановка цели и задач;
4. опрос воспитанников по пройденному материалу;
5. объяснение нового материала;
6. закрепление нового материала;
7. подведение итогов.


Этапы        работы:
Вводная часть:
 Организационный момент, включающий: постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе НОД (что должно быть сделано, чтобы их дальнейшая работа была эффективной); определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе НОД; описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе и темы образовательной деятельности (с учетом реальных особенностей группы, с которым работает педагог).
Основная часть: Знакомство с новым материалом. Дидактическая игра (игровая ситуация), создающая мотивацию к деятельности. Детям предлагается игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднений.
Затруднение в игровой ситуации. В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы этого еще не знаем, не умеем…). Воспитатель побуждает задавать вопросы и вместе с детьми определяет тему предстоящей деятельности. В результате детьми делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
Открытие нового знания или умения. Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной (игровой) деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ деятельности (действия).


Заключительная часть: Закрепление материала. Воспроизведение нового в типовой ситуации. На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового.


Повторение и развивающие задания. Приводятся в конспекте по желанию воспитателя.


Подведение итогов занятия; описание положительных действий воспитанников, определение перспективы полученных знаний (что нового узнали, где новое пригодится).


Титульный лист: Название дошкольного образовательного учреждения (полностью, по уставу), тема НОД, конспект непосредственной образовательной деятельности, составил (а): ФИО, город.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие и речевое развитие;
Тип: интегрированное
Возраст детей:
Формы непрерывной образовательной деятельности
: совместная деятельность.
Формы организации: группа, подгруппа.
Цель: конечный результат, то, к чему мы стремимся.
Задачи: образовательные, развивающие, воспитательные
Словарь новых слов: (если есть)
Предварительная работа: (если проводилась)
Оборудование и материалы: (атрибуты, материал)
Ход непосредственной образовательной деятельности (НОД)

Структура написания конспекта НОД в соответствии с требованиям ФГОС ДО (3 вариант)

Титульный лист:

 название ДОО

вид НОД

тема

возрастная группа

Ф,И.О. педагога полностью

 Должность

Возрастная группа детей

Номер группы

Название и номер детского сада

(населенный пункт и год написания)

        2 лист

Тип НОД: (занятия по  сообщению новые знаний; занятия по закреплению знаний, умений, навыков; занятия по обобщению и систематизации; итоговые; учетно-проверочные; комбинированные (смешанные, объединенные); комплексные; интегрированные).

Вид НОД: (тематические, комплексные, комбинированные, интегрированные, доминантные и др.).

Тема НОД:

Возрастная группа детей:

Программное содержание:

  1. Обучающие задачи: ЧЕМУ БУДЕМ УЧИТЬ НА ДАННОМ ЭТАПЕ????
  2. Развивающие задачи: ЧТО БУДЕМ ЗАКРЕПЛЯТЬ, УТОЧНЯТЬ, НЕ ЗАБЫВАЯ О РАЗВИТИИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ
  3. Воспитывающие задачи: КАКИЕ УМСТВЕННЫЕ, ЭСТЕТИЧЕСКИЕ, МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА БУДУТ ФОРМИРОВАТЬ НА ДАННОМ ЗАНЯТИИ

Словарная работа:

Конкретно перечисляются слова, планируемые вести в активный и пассивный словарь.

Необхолдимо помнить, что слова из пассивного словаря включаются в активный через 2-3 занятия.

На занятиях по развитию речи обязательно вписываются задачи из разделов «Грамматический строй речи», «Звуковая культура речи», «Связная речь».

Оборудование:

Демонстрационный материал:

Раздаточный материал:

Предшествующая работа воспитателя:

Индивидуальная работа: какую предварительную работу, с кем (указать имя, фамилию детей) в какой части занятия планируется провести.

Желательно не забыть вписать эту работу в ту часть занятия в конспекте, в которую вы запланировали).

Структура и методические приемы НОД:

  1. Вводная часть – 3 мин. Например:

А) чтение стихотворения

Б) наблюдение

В) словесная дидактическая игра и т.д.

    2. Основная часть – 15 мин. Например:

        А) беседа о погодных явлениях

        Б) рассматривание календаря погоды

        В) составление рассказа о погоде

        Г) называние детьми поговорок о погоде

        Д) дидактическая игра и т.д.

    3. Заключительная часть – 2 мин.например:

        А) чтение рассказа

        Б) обобщение воспитателя

        В) анализ занятия

Организация детей на НОД:

Ход занятия: Ход занятия пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель буде говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя.

Если по ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФГОС. "Моя мама полицейский".

С целью формирования учебно-познавательных мотивов у детей старшего дошкольного возраста и первичных представлений о труде взрослых, расширить представления дошкольников о мире профессий, позна...

Конспект непосредственно образовательной деятельность по ФГОС "Наследники Победы"

Непосредственно образовательная деятельность по ФГОС...

Как разработать и составить конспект непосредственно образовательной деятельности по ФГОС (статья)

 Данная статья поможет правильно составить конспект, раскрыть систему внедрения активных форм и  методов обучения, ориентированных на эмоциональную сферу, способствующих формированию ...

Как правильно подготовить конспект непосредственно образовательной деятельности по ФГОС

Уважаемые коллеги, предлагаю примерный образец конспекта непосредственно образовательной деятельности. Это не значит, что вся страна должна писать именно так. В каждом регионе могут быть...

Как разработать конспект непосредственно образовательной деятельности по федеральному государственному образовательному стандарту в дошкольном образовательном учреждении

Воспитатели  являются практиками, поэтому, для них сложная задача составить конспект непосредственно образовательной деятельности правильно по требованиям федерального государственного образовате...