Проект Такие разные дома
проект (старшая группа) на тему

Филимонова Елена Викторовна

Проект познавательной направленности для дошкольников,  с целью узнать о разнообразии видов жилых строений, увидеть зависимость происхожения, типов жилья от места проживания человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_takie_raznye_doma.docx438.32 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Соловушка\Desktop\документы\СОЛОВЕЙ2-ЛОГО.jpg   Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка»

                                     

ПРОЕКТ

 «Такие разные дома»

Составитель: Филимонова Е.В.

г. Нижневартовск

Аннотация

Свой домик несет по дорожке.

Всегда можно в гости зайти.

Все сделано крепко, надежно,

Чтоб выдержать тяжесть пути.

 Вы, наверное, догадались, что это улитка. Вот кому не приходится думать о том, где жить. Но человек такого домика за плечами не имеет.

Задумывался ли кто-нибудь над вопросами: для чего человеку дом? А зачем люди строят себе дома? Вопросы весьма нестандартные, в какой-то степени компрометирующие и даже риторические…

Единственное место, где мы – это самые настоящие мы, без лишних масок и прикрас – это наш дом. Имея свой дом, мы получаем море позитива, хорошее настроение, встречи с родственниками и друзьями. В своем доме мы всегда можем отдыхать и давать возможность отдохнуть своим близким. Человеку нужен дом, для нас это защита, место для отдыха, для работы и для увлечений. 

Создание проекта «Такие разные дома» представляется актуальной задачей, он направлен на развитие у детей представлений о многообразии жилищ, углубление знаний детей об истории жилища; научит ориентироваться в прошлом и понимать, что люди постоянно стремятся улучшить свой дом. Поможет, также увидеть зависимость типов жилья от места проживания человека, пополнит знания детей о конструкциях домов. Для маленького человечка, мир представляется таким необычным, волнующим, загадочным. Новые предметы, явления, яркие краски и удивительные открытия – всё это окружает ребенка с первого дня жизни. В наших силах помочь им узнать и увидеть гораздо больше.

Загадки, необычные вопросы, творческие задания и даже простейшие эксперименты, которые мы можем провести, будут интересны маленькому исследователю, что позволит расширять кругозор, обогащает внутренний мир.

Данный проект поможет ответить на такие вопросы, как кто живет в доме изо льда и снега, какой дом можно разобрать за несколько минут, какие дома имеют острую крышу, а какие круглую. Какие дома строят из веток, дерева и соломы, а для строительства каких домов используют камни. В каких домах тепло зимой, а в каких можно жить только в теплых странах.

 Почему дома такие разные? Как люди придумали дома? С такими вопросами ко мне подошел воспитанник группы Ярослав. Вот это мы и решили с ним разузнать и выяснить.

Проектная работа посвящена изучению видов жилых строений, помогает увидеть зависимость происхождения, типов жилья от места проживания человека. Представлена информация о жилищах разных народов земного шара. Работа имеет ряд фотографий и репродукций, что позволяет представить всё многообразие удивительных и необычных жилищ из разных уголков мира.

          Сбор информации мы начали с изучения литературы, воспользовались также Интернет- ресурсами. Посетили центральную детскую библиотеку города Нижневартовска «Читай-город». В ходе реализации проекта был создан альбом «Такие разные дома», который является конечным результатом проекта.

       

Паспорт проекта

Тема проекта

«Такие разные дома»

Образовательная область

Познавательное развитие

Цель

Узнать о разнообразии видов жилых строений, увидеть зависимость происхождения, типов жилья от места проживания человека.

Задачи

- Поиск информации в энциклопедиях, книгах, интернете;

- Выяснить, как появились первые жилища.

- Способствовать углублению знаний детей об истории жилища.

- Сравнить дома разных времен и народов с современными.

- Привлечь родителей к исследовательской деятельности.

- Развивать личность ребенка, его творческие способности;

- Развивать любознательность, как основу познавательной активности;

- Воспитывать уважительное отношение к людям разных народов и их традициям.

- Разработать альбом «Такие разные дома»

- Познакомить детей своей группы с результатом исследования. 

Сроки реализации

10 дней

Конечный результат

Создание альбома «Такие разные дома»

План работы

I этап – Подготовительный (Выявление проблемы. Сбор информационного материала по теме. Посещение центральной детской библиотеки города Нижневартовска, подбор литературы.)

II этап - Деятельностный. Проведение работы по сравнению жилищ разных народов, а также древних а   с современными.

III этап - Заключительный. (Создание альбома «Такие разные дома»)

Описание работы

I этап

Подготовительный

(Выявление проблемы. Сбор информационного материала по теме. Посещение центральной детской библиотеки города Нижневартовска, подбор литературы.)

Для выявления знаний Ярослава, об истории возникновении жилища я провела беседу и выяснила, что ребенок об этом ничего не знает.

Обсуждая    возникшие вопросы, я подвела его к проблемной ситуации и определила задачи проекта:

1.Подбор методической литературы;

2.Поиск информации в энциклопедиях, книгах, интернет - ресурсах;

3.Развивать любознательность, как основу познавательной активности;

4.Посещение библиотеки «Читай-город» для сбора информации об истории возникновения жилищ различных народов.

5.Приобщать родителей к совместной работе с детьми и воспитателями;

6. Создание альбома «Такие разные дома»;

В центральной детской библиотеке Ярослав изучал книги, где было изложена история возникновения жилища. В очень далекие времена дом прежде всего должен был спасать человека от жары и холода, дождя и ветра, диких зверей воинственных соседей. Раньше люди жили в пещерах. Они не умели делать кирпичи, у них не было машин, которые помогли бы им строить большие дома. А потом люди стали жить в шалашах. И строить можно было только из того материала, который был под рукой.

В зависимости от климата и «местных строительных материалов» дома получались такими разными.

Дома везде компактные, и зимой легче обогреть помещение, и летом укрыться в прохладе.

В городах, где места поменьше, люди строят многоэтажные дома.

IIЭТАП

Деятельностный

(Проведение работы по сравнению жилищ разных народов, а также древних а   с современными)

Вместе с Ярославом рассматривали книжки о разных народах и пришли к выводу что отчего же такие разные дома бывают у разных народов мира. 

В очень далекие времена дом прежде всего должен был спасать людей от жары и холода, от дождя и ветра, от диких зверей и недоброжелательных соседей. И строили его люди только из того, что им попадалось под руку. Было дерево –строили из дерева. Были камни- строили из камней.

Пещера. Дома-пещеры. В скалах вырубали   квартиры и целые многоквартирные дома. Дерево шло только на двери. Такие дома-пещеры напоминают муравейник.

Хижина. Африканцы строят свои хижины из травы и веток, которые собирают вокруг. Многие деревни в Африке, построены из глины высушенной солнцем. Толстые стены защищают от солнца, и в доме всегда прохладно.

В Таиланде тепло, свои легкие хижины местные жители и сегодня строят из бамбука и тростника.

В жарких сырых, местах дома строят на сваях, чтобы в них было прохладно и сухо.

Сакля. Каменное жилище кавказских горцев. Строится из глины и керамического кирпича, крыша плоская, узкие окна, похожие на бойницы. Это было и жилище и своего рода крепость. Оно могло быть и многоэтажным, а могло строиться из глины и не иметь окон.

Трулло. Итальянское жилище, причисленное в наше время к разряду памятников. Дом примечателен тем, что возводился по методу «сухой кладки», то есть просто из камней. Это делалось не случайно. Такая постройка была не слишком надежной. Если вытаскивался один камень, она могла полностью развалиться.

А если вокруг песчаная пустыня? Многие народы с древних времен передвигались вместе со своими стадами с одного пастбища на другое, не имея постоянного места жительства. Жили в юртах покрытых со всех сторон войлоком.

А у нас на севере ханты живут в чуме. Их собирают из длинных шестов и покрывают оленьими шкурами. На далеком Севере, где деревья если и есть, то очень маленькие (карликовые) строить тоже особенно не из чего. Но без дома нельзя – ведь на Севере страшные морозы!

Жилище северян – чукчей, ненцев - называется «яранга». Оно островерхое, стены в нем – из оленьих шкур. Это жилище в случае переезда легко разобрать, перевести, и собрать заново.

На ярангу похож индейский вигвам.  Вигвамы строились в форме купола из тонких стволов деревьев и покрывались сверху ветками, корой, шкурами или разноцветными ткаными ковриками (циновками).

Поистине потрясающее изобретение - иглу – дом из снега. Придумали его эскимосы Аляски. На Аляске со стройматериалами не все хорошо, но люди всегда использовали то, что есть под руками и в большом количестве. А на Аляске всегда под руками лед. Вот поэтому эскимосы и стали строить себе купольные дома из ледяных плит. Внутри все устилалось шкурами для тепла.

Давным - давно на Руси крестьяне строили избы из брёвен. Летом в таких домах было прохладно, а зимой тепло. Ближе к холодам избы утепляли, затыкали щели мхом. Изба собиралась из бревен (так называемый сруб), бревна укладывались по определенному принципу. В доме выкладывалась печь. Топилась изба по-черному. Трубу на крыше стали ставить позже, и тогда уже дым выводился из дома через нее. Срубы можно было разбирать, продавать и выкладывать вторично, возводя новый дом из старого сруба. До сих пор этот метод используется.

Если деревянный дом так удобен, то почему люди придумали большие дома, в которых много этажей? (в таких домах живет много людей)

Многоэтажный дом. В городах огромное количество людей, где места поменьше, люди строят многоэтажные дома.

В совместной деятельности с Ярославом рассматриваем картинки, презентации, книги, конструируем и рисуем.

  Также провели следующую работу:

- Беседа на тему «Откуда дом пришел»;

- Загадывание загадок о домах;

-Просмотр презентаций «Когда люди жили без крыши над головой», «От пещеры до небоскреба», «Такие разные дома», «Жилища», «Дома бывают разные»

 -Дидактические игры «Мир на ладошке», «Строитель»;

 -Конструирование домов из счетных палочек, пластилина, бумаги, предметов - заместителей; различного конструктора.

Для того чтобы узнать, знают ли люди названия различных жилищ человека повесили на доске группы несколько изображений различных домов. Сначала провели опрос у детей, как называется этот дом, но никто не смог ответить. Тогда обратились к взрослым. Они знали названия лишь некоторых домов. Отсюда вывод. Современное жилище для человека выглядит совершенно по иному, у окружающих недостаточно знаний о жилищах разных народов всего мира.  

III ЭТАП

Создание альбома «Такие разные дома»

Конечный результат

         Полученные знания об многообразии жилищ Ярослав воплотил в творческой работе: альбом «Такие разные дома».  День за днем создавались

страницы альбома, к иллюстрациям мы добавили текст, так, как многие дети уже читают и смогут самостоятельно прочитать информацию о жилищах.  Также мы предлагаем брать альбом детям домой, где вместе с родителями они могут рассмотреть иллюстрации и получить информацию. Ярослав познакомил с альбомом ребят в группе. Дети с удовольствием читают, рассматривают иллюстрации.

Для себя Ярослав решил, что в будущем он станет архитектором и будет создавать новые, удобные дома для людей. Мы решили изучить какие самые необычные дома сейчас построены в мире, это является темой нашего следующего проекта.

 

Список литературы

1.        О.В.Епифанова «Развитие речи. Окружающий мир. Дид. материал к занятиям со старшими дошкольниками»

2.        О.В. Дыбина «Что было до…Игры – путешествия в прошлое предметов»

3.        Энциклопедия «Страны мира» серии «Детям – обо всем на свете» авторы: д-р Маркус Вюрмли, Ута Физен.

4. Комплект карточек с методическими пособиями и правилами игры «Такие разные дома» из серии «Мир на ладошке»

5.    http://images.yandex.ru/

6.  http://900igr.net/prezentatsii/geografija/Narody-gor-i-stepej/009-Snaruzhi-jurta-pokhozha-na-kupol.html

7.  http://www.etnolog.ru/house.php?id=CHUK

8. http://www.tatforum.info/forum/lofiversion/index.php/t7141.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Такие разные дома

Совместная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с русской избой, бытом русского человека...

НОД "Такие разные дома"

Конспект НОД в старшей группе по ФЦКМ,...

Проект информационно-творческий "Такие разные дома"

В проекте представлены работы детей по пластилинографии, рисование красками...

Проект «Такие разные дома»

Проект  «Такие разные  дома»...

Проект «Такие разные дома» в подготовительной к школе группе комбинированного вида

Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители.Сроки проведения: с 27 ноября по 1 декабряИтоговое событие: выставка поделок «Такие разные дома»Предпосылки к определению цели детьми:...