Методическая разработка «Познавательно – исследовательская деятельность в МБДОУ»
методическая разработка

Советова Наталья Михайловна

 

Освоение опытно-экспериментальной деятельности с детьми для её последующего активного применения в практической деятельности педагогов.

Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения;

Развиватие навыков и умения экспериментирования, и желание использовать опытно-исследовательскую деятельность в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

г. ИРКУТСК

АДМИНИСТРАЦИЯ

КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

(ДО КСПК)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад № 58

(МБДОУ г. Иркутска детский сад № 58)

664049, г. Иркутск, микрорайон Юбилейный дом 59, тел. 46-14-06

Е-mail: mdou58irk@mail.ru, http://58.detirkutsk.ru

ОГРН 1023801753117 ИНН/КПП 3812008048/381201001

Методическая разработка

«Познавательно – исследовательская деятельность в МБДОУ»

Выполнила воспитатель МБДОУ № 58 Советова Н.М.

Иркутск

Цель: Освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми для её последующего активного применения в практической деятельности педагогов. 

Задачи:

  • расширить знания педагогов по теме «детское экспериментирование в ДОУ»;
  • повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения;
  • развивать навыки и умения экспериментирования, и желание использовать опытно-исследовательскую деятельность в работе с детьми.

Актуальность вопроса

«Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» особенно актуальна. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, наряду с игрой и общением, детское экспериментирование является одним из ведущих видов детской деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?). Задача нас взрослых, не подавлять детские эмоции и любознательность, а опираться на них, насыщать жизнь детей значимыми для них разнообразными событиями, дать детям прожить полноценное и многообразное детство, которое сможет стать «золотым фондом» их личности. Это принципиально иной ответственный и мудрый путь обогащения детского развития.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.

Следовательно, чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментальная деятельность

В исследовательской и экспериментальной деятельности, как и в образовательной деятельности, большое значение имеет организационный момент – вызвать познавательный интерес у детей, замотивировать их на познавательную деятельность      вызвать интерес и желание к дальнейшему исследованию с помощью педагогических приемов способны вызвать (удивление, сказочный сюжет, проблемные вопросы и ситуации, создание ситуации потребности в самовыражении, стремление помочь и научить, интрига, сюрпризный момент, внесение предмета с необычным эффектом или назначением).

Проблемные ситуации могут быть созданы, когда обнаруживается несоответствие между уже усвоенными знаниями и новыми фактами. К постановке проблемных вопросов предъявляются определенные требования. Основные из них:

 1.  проблемная задача должна быть понятной детям;

          2. должна их заинтересовать;

 3. содержать новизну;

 4. но опираться на имеющийся опыт детей;

 5. трудность задачи должна быть посильной;

 6. но ориентирована на максимальную самостоятельность и творчество детей.

Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности

Методика проведения экспериментальной деятельности основывается на общей методике обучения детей дошкольного возраста.

Алгоритм экспериментальной деятельности представляет собой:

  1. Постановка проблемы, которую необходимо решить;
  2. Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)
  3. Предлагаются различные варианты ее решения;
  4. Проверяются эти возможные решения, исходя из данных;
  5. Анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось)
  6. Формулирование выводов

Фиксирование результатов экспериментов и наблюдений

Один из этапов осуществления исследовательской и экспериментальной деятельности – это фиксирование результатов эксперимента или наблюдения.

Фиксирование результатов сложная форма работы для детей (следует постепенно приучать детей к фиксированию увиденного).

Результаты фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей. При фиксации наблюдаемых явлений участвуют разные виды памяти: зрительная, двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная.

Существуют различные способы фиксации увиденного: ментальные, графические и практические.

Самые простые способы фиксации результатов – это графические. 

К ним относятся приемы, связанные с использованием наглядных материалов (готовых форм).

В качестве готовых форм могут выступать: картинки, фотографии, натуральные объекты, объемные изображения, циферблаты, записи звуков.

Ментальные способы фиксации связаны с фиксацией увиденного в памяти; используется речь детей.

Существуют различные приемы. Например, ребенок рассматривает явление (объект) и составляет о нем рассказ; ребенок рассматривает явление (объект), затем отворачивается и, не глядя, дает его описание. Затем снова рассматривает этот же объект и вносит уточнения, исправления; сравнение явления (объекта) с уже известными детям явлениями (объектами): в средней группе акцент делается на отличиях, в старшем возрасте – начинают указывать и сходства.

Практические способы фиксации связаны с фиксацией наблюдаемого явления, процесса на бумаге (письменная речь или зарисовывание).

Например, зарисовывание явления (объекта) педагогом или отдельными детьми, или всеми детьми;

-схематическое зарисовывание – отражение в рисунке только наиболее важных деталей;

-использование условных знаков – лучше придумывать каждый раз вместе с детьми. Не следует использовать много символов;

-рисунки-прогнозы. Например, «Нарисуйте, как будут выглядеть через неделю посеянные сегодня семена». Через неделю дети сравнивают свои рисунки и реальный факт;

-рассказ об увиденном явлении составляет и записывает педагог. Но непрерывно советуется с детьми, проговаривает вслух записываемый текст, иногда специально допускает ошибки;

-педагог записывает рассказ, который составляет один ребенок или группа детей. Затем прочитывает вслух для проверки и уточнения;

-педагог зачитывает 2-3 готовых текста из 2-4 предложений каждый. Детям нужно определить, какой из них более всего соответствует наблюдаемому явлению.

Т.к. фиксирование результатов – это сложная форма работы, существуют особенности проведения:

  • Обязателен индивидуальный подход, который учитывает умения каждого ребенка;
  • Является сугубо добровольной формой работы ребенка – педагог не имеет права обязать ребенка фиксировать результаты;
  • Нельзя форсировать операцию фиксирования. Малейший нажим может привести к тому, что дети перестанут понимать смысл всего эксперимента;
  • Начинать нужно с самых простых способов – с использования готовых форм;

Формирование навыка фиксирования проходит несколько стадий:

  1. Использование готовых форм
  2. Наблюдение за работой педагога
  3. Привлечение отдельных детей, хорошо справляющихся с нужными операциями
  4. Заполнение всеми детьми по очереди
  5. Коллективное заполнение под руководством педагога
  6. Самостоятельное заполнение с последующей проверкой.

В практике работы с дошкольниками используется 3 вида документов для фиксации результатов исследования или эксперимента: календарь погоды, календарь природы, дневник наблюдений. Использование практических способов фиксации (зарисовывание, составление рассказов) производится в дневнике наблюдений.

Литература:

  1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
  2. Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006
  3. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
  4. Материалы Интернет-сайтов.
  5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СП Детство-пресс, 2009.
  6. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С.13-16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка познавательно-исследовательской деятельности детей 1-ой младшей группы

Знакомство детей с лесными жителями, их основными признаками и питании...

Методическая разработка познавательно-исследовательской деятельности на тему: "Кладовая Земли. Камни".

Предлагаю методическую разработку, содержащую опыты по исследованию свойств и состава камней. Знакомство с камнями способствует расширению кругозора детей....

Методическая разработка познавательно -исследовательской деятельности с детьми средней группы. Тема: «Воздух и его свойства»

Цели: Формирование представлений детей об объекте неживой природы - воздухе.Задачи: познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха; развивать познавательную активность в процессе эксперимен...

Методическая разработка познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия прогулки в старшей группе. Были совмещены две темы: "Весна" и "Насекомые весной" (закрепление данного материала). Целью данного занятия было - обеспечение де...

Методическая разработка познавательно – исследовательской деятельности на тему «Свойства ткани» в средней группе.

Методическая разработка направлена на исследовательскую деятельность свойств  ткани в сравнении с бумагой....

Методическая разработка Познавательно-исследовательская деятельность «Веселые ребята»

Методическая разработка Познавательно-исследовательская деятельность «Веселые ребята»...

Методическая разработка: Познавательно исследовательская деятельность на тему: «Свойства воздуха»

В наше время все куда то спешат и уделяют мало времени своим детям, а им очень нравятся исследования, наблюдения. Благодаря небольшим опытам дети узнают много новогои очень интересного....