Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников
рабочая программа

Перспективное планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie_po_skazkam.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

ПО РАЗДЕЛУ

«Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Перспективное планирование «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста» во второй младшей группе

СЕНТЯБРЬ

  1. Определить уровень развития речи детей – диагностирование. Выявление трудностей у детей.
  2. Анкета для родителей по развитию речи детей
  3. Консультация «Сказкотерапия или сказочное лечение души».

ОКТЯБРЬ

1.  Рассказывание русской народной сказки «Репка».

2. Пальчиковая гимнастика «Репка»

 3. Инсценировка Сказки «Репка»

4. Дидактическая игра выложи сказку «Репка».

5. Изготовление атрибутов для театрализованной деятельности для сказки «Репка».

6. Консультация для родителей «Положи своё сердце у чтения».

НОЯБРЬ

1. Рассказывание русской народной сказки «Колобок».

2. Беседа по сказке «Колобок»

3. Пальчиковая игра «Колобок»

4. Показ настольного театра «Колобок».

5. Отгадывание загадок по сказке «Колобок»

ДЕКАБРЬ

1. Рассказывание русской народной сказки «Теремок».

2. Показ настольного театра «Теремок».

3. Вспомним сказку по иллюстрациям.

4. Отгадывание загадок по сказке «Теремок»

ЯНВАРЬ

1. Чтение русской народной сказки «Курочка ряба»

2. Рассказывание детьми сказки «Курочка ряба

3. Прослушивание аудиоскази «Курочка ряба»

4. Дидактическая игра. Выложи сказку «Курочка Ряба».

5. Рисование «Цыплята на лужайке»

ФЕВРАЛЬ

1. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».

2. Показ настольного театра «Маша и медведь».

3. Рассказывание детьми сказки «Машенька и медведь»

4. Подвижная игра «У медведя во бору»

5. Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

МАРТ

1. Чтение русской народной сказки «Волк и козлята».

2. Показ настольного театра «Волк и козлята».

3. Н/печатная игра «Собери картинку».

4. Игры-имитации «Волк», «Козлята».

5. Рассказывание сказки «Волк и козлята»

6. Пальчиковая гимнастика «Козочка»

АПРЕЛЬ

1. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».

2. Показ настольного театра «Заюшкина избушка».

3. Игра-пазлы «Заюшкина избушка».

4. Рассказывание детьми сказки «Заюшкина избушка».

5. Пальчиковая гимнастика «Новый дом»

6. Загадки по сказке

МАЙ

1. Чтение русской народной сказки «Три медведя».

2. Показ настольного театра «Три медведя».

3. «Отгадай загадку» (отгадывание загадок о героях сказки).

4. Слушание аудиозаписи сказки «Три медведя».

5. Конструирование из строительного материала «Дом для медведя», стол, стульчик, кроватка для маши.

6. Подвижная игра «Мишка вылез из берлоги»

Перспективное планирование «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста» в средней группе

Сентябрь

           Игры по развитие творческого воображения.

  1. «На что похоже?» (из книги «Зрительная память»)
  2. «Что снится котенку, слонёнку, щенку и т д.»
  3. Систематизация свойств предметов: «Назови все, что бывает…» (по цвету, по форме, по способу передвижения, по агрегатному состоянию)
  4. Решение проблемной ситуации творческого характера: как  успокоить  плачущую  девочку

Октябрь

  1.  «Отгадай кто я» - изображение животных, персонаж сказки, предметов с использованием  жестов, мимики, движений.
  2. «Послушай и изобрази» - создание художественного образа с  помощью музыки – «весёлые медвежата», «хитрая лиса», «грустные зайчики».
  3. Обыгрывание песенок «Ёжик», «Колобок», с использование атрибутов, элементов костюмов.
  4. Игра – викторина «Волшебный мешочек» - обыгрывание сценок по произведениям А. Барто «Игрушки».

Ноябрь

      Упражнения в кукловождении (Настольный  театр).

  1. Кукла настольная здоровается, делает повороты, наклоны, бегает, кружится, подпрыгивает.
  2. Две куклы разговаривают друг с другом, вместе идут, расходятся в стороны.
  3. Разыгрывание коротких сценок с куклами:

     а) «Концерт» - участие принимают куклы, исполняющие стихи, танцы (дети  заранее приносят любимую игрушку и она «представляется» другим детям.

     б) сценка - диалоги «Встреча», «Поссорились», игра: «Какая сегодня    погода?»

 4. Настольный театр игрушек. Рассказывание сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» с элементами  драматизации.  

Декабрь

           Упражнение на развитие выразительности речи.

  1. Творческое задание «Попросись в рукавичку от имени всех героев сказки поочередно»
  2. Выделение слов в предложении голосом: «Это моя игрушка».
  3. «Разговор по телефону» - развитие диалогической речи. Темы разговора: «Заболел», «Какая сегодня погода?», «Давайте познакомимся».
  4. «Звукорежиссеры» - Оживляем картинку из сказки (диалог между героями сказки).
  5. Театрализованная игра «Теневой театр по мотивам сказки «Колобок»».

Январь

         Этюды  с  элементами  психогимнастики

  1. «Шалтай – болтай», «Спать хочется» - этюды на тренировку отдельных групп мышц.
  2. «Кузнечик», «Цветок», «Вкусные конфеты», «Поссорились – помирились» - Этюды на выражение основных эмоций.
  3. Игра – драматизация по мотивам русской народной сказки «Колобок».
  4. Показ кукольного спектакля старшими детьми «Красная Шапочка»

Февраль

1. Этюды на выражение основных эмоций: «Злюка», «Упрямый мальчик», «Вова – растеряшка».

2. Разыгрывание сценок импровизаций «Сорока и заяц» (Н. Сладков), «Жалко» (В. Бирюков).

3. Игра – драматизация по сказке Сутеева «Яблоко».

Март

  1. Беседы о театре.
  2. Упражнения из книги «Вообрази себе» на умение управлять настроением и самочувствием,  на развитие творческого воображения
  3. Словесное творчество (последующее обыгрывание сюжетов). Изменение конца сказки, введение новых героев (русская народная сказка «Колобок»). Варианты: «колобок перехитрил лису и убегает», «Колобок и лиса находят общий язык», «Колобку встречается Ёж, Красная Шапочка, Петушок».
  4. Показ театрализованных игр детьми старших групп.

Апрель

  1. Словесное творчество. Сочинение собственных сказок на заданную тему с последующим их обыгрыванием. Примерные темы: «Колобок – великан», «Колобок – милиционер», «День рождения колобка».

Май

  1. Викторина «Узнай  сказку  по  героям»

Отчет группы по театрализованной деятельности.

Перспективное планирование «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста» в старшей группе

Сентябрь

Беседа «Что такое сказка?». Знакомство с художниками-сказочниками.

Подобрать и изучить литературу по теме, составить библиотечку книг. Формировать знания о значении сказки для человека. Познакомить детей с художниками иллюстраторами. Воспитывать интерес и любовь к сказкам.

Октябрь

Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации. Анализ и придумывание вопросов к сказке В. Катаева «Цветик- семицветик».

Развивать диалогическую и монологическую речь детей. Учить придумывать вопросы к произведению. Раскрывать творческие способности детей. Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Ноябрь

  1. Инсценировка сказки «Репка на новый лад»
  2. Пересказ сказки Л. Белоусовой «Маленький дельфин».

 Формировать умение инсценировать сказки. Учить пересказывать сказку.

Развивать умение вживаться в образ, передавать его эмоционально. Воспитывать интерес к сказкам.

Декабрь

Досуг «Путешествие в сказку». Придумывание новых названий известным сказкам.

Обогащать словарный запас детей. Развивать творческую самостоятельность. Закреплять знание русских народных сказок. Приобщать детей к истокам народной культуры.

Январь

  1. Пересказ сказки Л. Белоусовой «Заинька трусишка»  Анализ психотерапевтической сказки «Приключения новогодней мишуры».

Обучать детей связному, последовательному пересказу с наглядной опорой. Создание коммуникативной направленности речевых высказываний. Побуждать детей к объяснению морали сказки. Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Февраль

Чтение и анализ сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева». Игра «Придумай свое окончание сказки»

Формировать умение анализировать произведение. Развивать чувственное восприятие сказки и свое отношение к ней. Побуждать детей к видоизменению содержания сказки. Воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей.

Март

  1. Групповое пересказывание сказки В. Сутеева «Под грибом».
  2. Игра «Опиши героя сказки».

Побуждать детей к групповой творческой деятельности. Развивать умение излагать сказку по цепочке, связно, последовательно. Закреплять умение составлять словесное описание. Воспитывать интерес к сказкам.

Апрель

  1. Кукольный театр «Заюшкина избушка».
  2. Анализ психотерапевтической сказки «Жадный кармашек».

Формировать навыки четкой, правильной, выразительной речи. Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа. Развивать умение анализировать сказку. Воспитывать умение слушать товарищей.

Май

Коллективное сочинение сказок по опорным схемам.

Познакомить детей с опорными схемами. Учить сочинять сказки с опорой на наглядность. Развивать желание фантазировать и сочинять. Воспитывать доброжелательное отношение к сочинениям товарищей.

 

Перспективное планирование «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста» в подготовительной группе

Сентябрь

  1. Драматизация сказки «Лиса, заяц и петух».
  2. Придумывание продолжения сказки К. Драгунской «Лекарство от послушности».

Формировать драматические умения, навыки четкой, правильной, выразительной речи. Развивать фантазию, творчество, связную речь. Воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.

Октябрь

  1. Пересказ сказки Л. Белоусовой «Почему у зайца длинные уши?».
  2. Придумывание другой концовки к сказке «Айога».

Обучать детей связному, последовательному пересказу с опорой на наглядность. Развивать умение видоизменять содержание сказки. Развивать творческую самостоятельность, фантазию. Воспитывать умение слушать товарищей.

Ноябрь

  1. Игра - драматизация «Теремок на новый лад».
  2. Анализ психотерапевтической сказки «Люстра- зазнайка».

Формировать умение выразительно передавать в мимике и движениях характер героев. Учить анализировать произведение. Использовать позитивную направленность сюжетов сказок на разрешение проблем ребенка, развивать диалогическую и монологическую речь. Воспитывать интерес к сказкам.

Декабрь

  1. «Путешествие по сказкам»
  2. Игра: «Угадай сказку

Побуждать к групповой творческой деятельности. Развивать творческие способности детей, мышление, связную речь. Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Январь

Придумывание сказки на предложенную тему.

Учить сочинять с опорой на наглядность. Развивать фантазию, мышление, монологическую речь. Воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.

Февраль

1. Анализ сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»

2. Придумывание вопросов к сказке Ш. Перро «Кот в сапогах».

Формировать умение анализировать сказку, придумывать вопросы к произведению. Обогащать словарь детей. Развивать чувственное восприятие сказки, эмоциональное отношение к ней. Воспитывать умение слушать своих товарищей.

Март

  1. Кукольный театр «Красная шапочка»
  2. Анализ психотерапевтической сказки «Садовник».

Формировать навыки четкой, правильной, выразительной речи. Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа. Закрепить умение анализировать сказки. Воспитывать интерес к сказкам.

Апрель

  1. Пересказ сказки «Ромашка».
  2. Рассказывание сказки В. Даля «Старик – годовик» от третьего лица.

Продолжать учить пересказывать сказку. Развивать монологическую речь детей, мышление, память, внимание. Воспитывать самоконтроль за речью.

Май

Сочинение новых сказок по замыслу детей.

Формировать умение сочинять сказки с опорой на наглядность. Развивать желание фантазировать. Воспитывать доброжелательное отношение к сочинениям товарищей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Сказкотерапия, как средство формирования развития речи у дошкольников»

Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. И, конечно, это терапия средой – особ...

Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников

Консультации для родителей. педагогов, анкетирование. занятие, награды, достижения...

План по самообразованию Тема : Сказкотерапия - как средство формирования развития речи дошкольника.

Работа над программой профессионального самообразовния поможет мне:- добиться усвоения программы по развитию выразительности речи у детей дошкольного возраста;- систематизировать знания детей о диалог...

«Сказкотерапия – как средство формирования развития речи дошкольников»

laquo;Сказкотерапия – как средство формирования развития речи дошкольников» - тема по самообразованию для воспитателей младших групп...

Сказкотерапия, как средство формирования развития речи дошкольников.

Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии м...