«Сказкотерапия – как средство формирования развития речи дошкольников»
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Трепезова Татьяна Сергеевна

«Сказкотерапия – как средство формирования развития речи дошкольников» - тема по самообразованию для воспитателей младших групп

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                   города Ростова-на-Дону                                                                                                                                                  «Детский сад № 12»

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на 2021-2022 учебный год

тема:

«Сказкотерапия – как средство формирования развития речи дошкольников»

                                    ФИО: Трепезова Татьяна Сергеевна

Должность: воспитатель МБДОУ                                                 города Ростова-на-Дону «Детский сад №12»

Квалификационная категория: высшая

Стаж педагогической работы: 8 лет

Начало работы по теме: сентябрь 2021  год

Предполагаемый срок окончания: май 2022 год

https://proprikol.ru/wp-content/uploads/2021/01/kartinki-solnyshko-53.jpg

https://s.poembook.ru/theme/dc/c3/9d/0e4ead4fc62fb0c8ddc296a2df9fc541e981df31.pnghttps://i.pinimg.com/originals/0e/c7/c5/0ec7c5775e1866add8248f45ab6650c6.png

C:\Users\Татьяна\Desktop\1614587467_49-p-kartinki-skazki-na-belom-fone-50.png

г. Ростов-на-Дону

2021

Актуальность:

Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Поэтому поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.

          Зная особенности эмоционального состояния детей 2-3 лет, я решила в период адаптации использовать сказкотерапию.

 Дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны, им свойственно   быстро заражаться как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Под влиянием сказкотерапии ребёнок корректирует своё поведение мягко и без потрясений. С её помощью можно воспитывать, преодолевать негативные черты характера и поведения ребенка.

Сказкотерапия оказывает положительное влияние на эмоциональное благополучие дошкольника, а также на снижение уровня детской конфликтности и агрессивности.

Я думаю, что, используя метод сказкотерапии в процессе адаптации все дети дадут положительную динамику, будут активны при взаимодействии со взрослым и другими детьми. Существенно сократится время адаптационного периода, дети будут активно общаться, играть, эмоционально реагировать на художественные произведения, симпатизировать добрым героям («хорошие») и ругать отрицательных персонажей («плохие»). Дети научатся выражать собственное эмоциональное состояние (радость, обиду, гнев, удивление) мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией, адекватно реагировать на эмоции других (если человек обижен, пожалеть его, помочь, радуется порадоваться вместе с ним, разгневан, постараться понять причину).

Цель:  Повышение своего профессионального уровня, посредством выявления и изучения особенностей воспитательной роли сказки в эмоциональном развитии детей раннего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Выявить значение сказки в системе воспитания детей.
  • Приобщать детей к сказкам, увлечь интересными сюжетами.
  • Обогащать чувства детей, воображение и речь.
  • Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

  • добиться усвоения программы по развитию выразительности речи у детей дошкольного возраста;
  • систематизировать знания детей о диалогической форме речи;
  • обеспечить развитие умения пересказывать;
  • обеспечить развитие умения составлять свои образные рассказы из личного опыта;
  • повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
  • развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
  • сплотить детский коллектив.

Работа будет складываться следующим образом:

  1. Слушание и проигрывание коротких сказок и стихотворений раскрывают перед детьми разные нравственные категории и моральные понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящие в ней события. Данный метод даёт мне возможность тонко воздействовать на личность старшего дошкольника, побуждать его к размышлению, выбору собственной позиции. Детьми дошкольного возраста разыгрывались такие сказки, как «Курочка  ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок».
  2. Игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка. Например, предлагаю детям провести необычный «Конкурс хвастунов». Объясняю, что выиграет тот, кто лучше всех будет хвастаться но, не своими достоинствами, а успехами своего соседа (справа или слева). Предлагаю детям посмотреть внимательно на своего соседа, подумать, какой он? Что он умеет делать лучше всего? После того как все похвастались, мы выбрали победителя и обсудили, кому, что понравилось больше – хвастаться о соседе или слушать, как о нём самом рассказывают.
  3. Метод сказкотерапия использую для развития творческой инициативы, умения преодолевать детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников. Например, при знакомстве с эмоцией «страх», рассказав сказку - страшилку «Белый рояль», спросила у детей, было ли её страшно слушать и почему? Для выяснения причин детских страхов, предлагала детям нарисовать свой собственный Страх. Дети рисовали змей, собак, пауков, светящуюся тыкву к празднику Хеллуин и т.д., затем я предложила разорвать рисунки на мелкие кусочки, вложить их в воздушный шарик и отпустить его на улицу, представив, что туда уходит Страх.
  4. В своей работе широко использую сказочную куклотерапию в виде башмачков, варежковые, пальчиковые, теневые, веревочные, плоскостные. Куклы в сказкотерапии – это реальное воплощение образов, она основана на процессах идентификации ребенка с любимым героем сказки, мультфильма.
  5. Для развития умения владеть собой в проблемных или травмирующих ситуациях использую театральные этюды, в которых ребёнок проигрывает роли слабых, напуганных, робких, смелых и уверенных: «Угадай и изобрази эмоцию», «Вредное колечко», «Смелый мальчик», «Змей Горыныч», «В тёмной норе».
  6. Метод обратной связи или (рефлексия), который направлен на отражение эмоционального отношения детей к произошедшему событию в театральной группе через рисование, составление рассказов, высказывание своих впечатлений.
  7. Успешность овладения детьми дошкольного возраста выразительностью речи и творческой инициативой во многом зависит от заинтересованности родителей. Повысить интерес родителей к театрализованной деятельности помогли театральные встречи, где родители были активными участниками и партнёрами по исполнению ролей в спектаклях, изготовлению костюмов для детей.

План работы:

Месяц

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

сентябрь

Подбор материала необходимого        для    работы с детьми и родителями    на   тему: «Роль русской народной      сказки на эмоциональное  развитие   детей дошкольного    возраста»

Постановка целей и задач по данной теме.

Рассказывание детям русских народных сказок, потешек.

Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками, потешками

октябрь

Изучение темы:

 «Настольно-печатные игры по русским народным сказкам»

Чтение        русских

народных сказок,

рисование с детьми        

«Следы  зверей», лепка

«Морковка для зайчика», «Зернышки для  петушка»

и т. п.

Консультация:

«Роль        сказки в развитии детей» Консультация:

«Справиться        с детским непослушанием

помогут сказки»

ноябрь

Создание картотеки  сказок для работы с детьми.

Применять отрывки из       сказок в режимных моментах.

Создание библиотеки красочных книг со сказками для детей.

декабрь

Изучение темы:

«Использование фольклора в работе с детьми».

Дидактическая игра

«Узнай сказку»,

«Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?», Настольно – печатные игры по мотивам сказок

(разрезные картинки, лото)

Показ родителям  ролика «Сказки в  жизни нашей группы» 

Изготовление родителями дидактических материалов.

январь

Изучение темы:

«Устное народное творчество как средство духовно- нравственного развития личности ребенка».

Прослушивание аудиозаписей сказок.

Консультация:

«Почитай мне сказку, мама, или с         какими книгами лучше дружить дошколятам?!»

февраль

Изучение темы:

«Роль сказки в воспитании детей».

Настольно – печатные    игры порусским народным сказкам

(разрезные картинки, лото)

Консультация

«Воспитание    

трудолюбия, послушания и ответственности    

через сказки»

март

Изучение темы:

«Влияние сказки на     психику ребенка».

Дидактические игры

«Угадай сказку»,

«Из какой сказки  этот герой?»

Консультация

«Как выбрать полезную сказку   для малыша»

Приобрести в

группу раскраски  

по сказкам

апрель

Изучение темы:

«Театрализованные игры как средство развития речи детей».

Учить детей обыгрывать знакомые  сказки

(игры – драматизации)

Конкурс совместных творческих работ родителей и детей

на тему

«Моя любимая сказка»

май

Самоанализ плана

самообразования.

Учить детей

обыгрывать знакомые  сказки (игры – драматизации)

Презентация о проделанной работе, с использованием фотоотченого материала.

Предполагаемый результат:

  • Словарь детей к концу году обогатился  новыми словами, оборотами, выражениями;
  • Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи;
  • Сформируется первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
  • Сформируется положительное отношение к режимным моментам;
  • У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

Используемая литература:

  1. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  2. Приобщение детей к истокам народной культуры. /под.ред. Князевой  О.Л.,  Маханевой Д.М.
  3. Знакомим дошкольников с народной культурой./Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л.
  4. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада».
  5. Планы занятий/ Гербова В.В.
  6. Журнал «Дошкольное воспитание»: №10, 1990г. «Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста».
  7. Журнал «Дошкольное воспитание»: №10, 1990г. «Фольклор для маленьких».
  8. Журнал «Дошкольное воспитание»: №9, 1995г «Русский фольклор в жизни малышей».
  9. Журнал «Дошкольное воспитание»: №9, 2004г «Фольклор в познавательном развитии».
  10. Журнал «Дошкольное воспитание»: №12, 2007г. «Занятие для детей раннего возраста».
  11. Журнал «Дошкольное воспитание»: №2, 2013г «Фольклорно-музыкальный калейдоскоп».
  12. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Сказкотерапия, как средство формирования развития речи у дошкольников»

Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. И, конечно, это терапия средой – особ...

Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников

Консультации для родителей. педагогов, анкетирование. занятие, награды, достижения...

План по самообразованию Тема : Сказкотерапия - как средство формирования развития речи дошкольника.

Работа над программой профессионального самообразовния поможет мне:- добиться усвоения программы по развитию выразительности речи у детей дошкольного возраста;- систематизировать знания детей о диалог...

Сказкотерапия, как средство формирования развития речи дошкольников.

Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии м...