Проект по экологии на тему: " Морские обитатели"
проект (подготовительная группа)

Иванова Марина Николаевна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mir_morya.docx24.92 КБ
Файл konspekt_morskie_obitateli.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект:  «Морские обитатели »
          для подготовительной группы.

 Тип проекта: познавательно – творческий

Продолжительность проекта: среднесрочный

Предмет исследования: море и его обитатели

По количеству участников: групповой

Участники проекта: воспитатели,  дети старшей группы, родители, педагог по доп. образованию.

     Актуальность проекта: на сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры.

     Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте. Наша страна со всех сторон омывается морями. И что бы сохранить их красоту и богатства, необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к родной природе. Но, к сожалению, из бесед с детьми следует что, они очень мало знают о флоре и фауне морей, о работе морского флота.

     С целью осознания уникальности данных природных объектов и воспитания экологически грамотного поведения и был разработан данный проект.

Цель проекта: создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Мир моря».

Задачи проекта: 

  • Сформировать у детей представления о морских обитателях;
  • Дать знания о труде моряков на корабле, слаженности в их работе;
  • Совершенствовать навыки речевого общения;
  • Развивать творчество, воображение, фантазию;
  • Формировать желание пользоваться специальной терминологией; 
  • Формировать навыки поисковой деятельности;
  • Развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу; 
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

    Ожидаемые результаты:
  • овладение понятиями «морские обитатели», «млекопитающие», «моллюски», «кораллы», «водоросли»;
  • имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;
  • знают о взаимосвязи с другими обитателями; 
  • имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды; 
  • сформированы первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;

      Формы и методы работы: наблюдения, эксперименты, игры, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц и поговорок, рисование, аппликация, оригами, лепка.

Работа с родителями: 

  • рекомендации родителям по отдыху с детьми на море.

  • совместное творчество по составлению литературных произведений.


Продукт проектной деятельности:

  • Оформление мини выставки в группе «Дары моря»
  • макет «Подводный мир»
  • рисунки «Золотые рыбки», «Мир моря».
  • оригами  « Золотые рыбки»

Этапы реализации проекта.

I. Организационный:

  • Изготовление картотеки игр и наблюдений с детьми;
  • Сбор и анализ литературы;
  • Подбор материала для познавательной и творческой деятельности с детьми;
  • Беседы «Море в опасности», «Морские обитатели»,  «Рыбы – кто они?», «Морские растения», «Все о ракушках», «Кем быть?».
  • Наблюдения «Аквариумные рыбки», «Черепаха»
  • Разработка плана реализации проекта

II. Практический:

Познавательные занятия
1. «Моря бывают разные» 
     Цель: дать детям представление о том, что на земле существует много морей. Каждое море имеет своё название и характерные особенности (тёплое, холодное море). Продолжать знакомить детей с глобусом. Развивать любознательность, речь, память. 

2. «Путешествие по глубинам морского царя». 
     Цель: расширять представления детей о море, его обитателях, их строении и способах защиты от врагов; поощрять стремление задавать познавательные вопросы; воспитывать любовь к природе, бережное отношение.
3. «Чайка» 
     Цель: уточнить и расширить знания детей о чайке (внешний вид, сфера обитания, питание, повадки, образ жизни); закрепить умение работать ножницами; развивать мышление, наблюдательность, мелкую моторику; воспитывать экологическое мировоззрение, интерес к природе родного края.

Экспериментирование:
«Окрашивание морской воды».
Материалы и оборудование: 2 стакана, соль, краситель.
Ход эксперимента:
1. В один стакан налить водопроводную воду и добавить 5 чайных ложек соли.
2. Во второй стакан налить водопроводной воды и добавить пищевой краситель.
3. В стакан с соленой водой аккуратно влить пару чайных ложек воды с красителем.
Вывод: Окрашенная вода останется на поверхности, так как соленая вода более плотная и тяжелая, поэтому она находится внизу стакана. А водопроводная вода более легкая – поэтому она на поверхности.

«Научи яйцо плавать» 

     Цель: при помощи опыта показать детям свойства воды.
Задачи:
1. Приготовить насыщенный солевой раствор.
2. Проследить, как ведет себя яйцо в воде и солевом растворе.
3. Сделать выводы о свойстве морской воды.
Материалы и оборудование: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.
Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.

«Загадочные кристаллы» 
     Цель: экспериментальным путем показать, как происходит кристаллизация соли.
Задачи:
1.Приготовить солевой раствор.
2.Проследить за кристаллизацией соли.
3.Сделать выводы о том, как происходит кристаллизация соли в природе.
Материалы и оборудование: стеклянный стакан, соль, чайная ложка, карандаш, краситель, камушек, нитки.
Ход эксперимента:
1.В стакан налить теплой воды и добавить пакетик соли.
2.Размешать воду до полного растворения соли.

3. Добавить краситель
4.Взять камушек, привязанный к карандашу и опустить в раствор. 
5.Стакан поставить на солнечное окно.
Вывод: кристаллизация происходит в насыщенном растворе при постепенном испарении жидкости. Весь процесс происходит за 2-3 недели.

Чтение художественной литературы:
     Цель: познакомить детей с изображением морских обитателей в литературных произведениях.
Г. Косова «Азбука подводного мира», 
С. Сахарнов «Кто в море живёт?», 
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Г.Х.Андерсен «Русалочка»
П. П. Ершов «Конек – Горбунок» 
Чтение и заучивание стихотворений о море и морских обитателях
     Цель: обобщать и систематизировать знания детей о море и морских обитателях; учить стихотворение наизусть; развивать внимание, память.

Морской конёк
В море, в зарослях игривых,
Вьется пламя огонька –
Раздувают воды гриву
Норовистого конька.
Видит он любую норку,
За добычей смотрит зорко,
Не зевай, глупыш-рачок:
От врага – один скачок. 
Г.Р. Лагздынь

Заучивание пословиц и поговорок о море:
Цель: учить детей запоминать пословицы и поговорки, учить понимать смысл пословиц и поговорок, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения.
- В море раз побудешь, век не забудешь.
- В море дорог много.
- Море шутить не любит.
- Море кого любит, а кого губит. 
- Море любит смелых да умелых.
- Перед морем все равны.
- Учись, матрос,— капитаном будешь.


Рассматривание картин, фотографий и иллюстраций:
Цель: показать красоту моря в творчестве известных художников, развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения
Рассматривание репродукций картин:
- И.К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море»,
- А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», 
- А. Боголюбов «Парусник в море»;

Дидактические игры:
«Мир моря»
     Цель: познакомить детей с богатым животным миром морей и океанов, способствует развитию ассоциативной памяти.
Ход игры: дети должны разложить карточки на игровом поле по среде их обитания.

 «Зоологическое лото»
     Цель: узнавать морских обитателей, размещать фишки с животными на необходимые окошки своих карточек. 

«Отгадай загадку»  
     Цель: развивать у детей воображение, мышление, умение делать умозаключения, анализировать.
Ход игры: воспитатель или ребенок загадывает загадку, а дети, отгадав ее, должны аргументировать свой ответ.
«Распутай путаницу»
     Цель: умение ориентироваться на листе бумаги, находить выход из морского лабиринта.
Ход игры: помочь морским обитателям найти своих детенышей, пройдя через лабиринты.

Подвижные игры:
«Море волнуется» 
     Цель: развивать фантазию, художественный вкус в придумывании морских фигур.
Ход игры: Ведущий отворачивается от остальных участников и говорит:
- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!
В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего или отдает фант.

«Водяной»
     Цель: развивать умение с закрытыми глазами угадывать своего товарища.
Ход игры: дети стоят в кругу, а ведущий - в центре с завязанными глазами должен определить, кто перед ним стоит.
«Рыбак и рыбки»
     Цель: совершенствовать прыжки через скакалку, развивать ловкость и выносливость.
Ход игры: водящий становится в центр круга, образованного остальными участниками. «Рыбак» вращает скакалку так, чтобы она скользила по земле и описывала круги под ногами играющих. Участники - «рыбки» должны перепрыгивать через скакалку, чтобы не «попасться на удочку». Попавшаяся «рыбка» становится «рыбаком». 

«Водолаз»
     Цель: закрепить название морских обитателей, учиться передавать движениями их внешний вид и способы передвижения. 
Ход игры: ведущий загадывает морское животное, а игроки должны изобразить его. Кто интереснее изобразит становиться ведущим.

Сюжетно – ролевая игра:
«Путешествие на корабле»
Цель: дать знания о труде моряков на корабле, слаженности в их работе; совершенствовать навыки речевого общения; развивать творчество, воображение, фантазию; воспитывать интерес и уважение к труду работников морского флота.

Художественное творчество:
«Морской пейзаж»
     Цель: учиться при помощи акварельных красок передавать красоту морского пейзажа.

«Золотая рыбка»
     Цель: систематизировать знания о внешнем виде рыб, их среде обитания. Учить передавать данные знания в рисунке. 

«Аквариумные рыбки»
     Цель: Создание макета аквариума с рыбками, на основе полученных знаний о среде обитания морских рыб. Учимся находить сходства и отличия морских и аквариумных рыб.
«Морские обитатели»
     Цель: воспитывать любовь к окружающей природе, учить восхищаться этой красотой, учить выражать свои знания в художественно – продуктивной деятельности.

 «Необычные рыбки»
     Цель: развивать умение вырезать по контуру сложенную пополам бумагу, дорисовывать необходимые детали фломастером.
«Рыбы в аквариуме»
     Цель: развивать цветовое восприятие; чувство композиции; умение рассматривать и оценивать созданные изображения; упражнять в подборе разных оттенков цвета; закреплять приемы вырезания и аккуратного наклеивания создавать картину из геометрических фигур.
 
«Ракушки»
     Цель: учить при помощи пластилина передавать внешний вид ракушки, закрепляя знания детей об их внешнем виде.
«Морское дно» (пластилинография)
     Цель: формировать у дошкольников представление о морских обитателях, путем интеграции познавательной деятельности, речевого развития и лепки.

III. Заключительный:

  • Оформление мини выставки в группе «Дары моря»
  • макет «Подводный мир»
  • рисунки «Золотые рыбки», «Мир моря».

 



Предварительный просмотр:


Конспект

непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе

Образовательная область «Познание»

Тема : «Морские обитатели»

                                                                               

                                                                                     

Цели занятия:

Образовательная:

Расширять и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде.

Формировать навык полных ответов на вопросы.

Развивающие:

Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение.

Развивать мелкую моторику рук

Воспитательные:

Воспитывать интерес к занятиям.

Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу.

Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации

Воспитывать дружеские отношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Методы и приемы:

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физминутки, пальчиковой гимнастики, технических средств обучения.

Развивающая среда:

Ракушки (в корзинке).

Глобус.

«Морские обитатели» - видеофильм.

Технические средства обучения.

Сухой бассейн.

Рамки для песочной терапии.

Бумага для оригами, ножницы, клей, глазки для рыб.

Бутафорский аквариум.

Ход занятия.

Дети стоят в кругу с воспитателем.

Психологический настрой:

Для начала встанем в круг

Сколько радости вокруг

Дружно за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь

Вы готовы поиграть,

Можем смело начинать?

Воспитатель: Скажите, какого цвета на глобусе больше?

Дети:Голубого

Воспитатель: А что обозначает голубой цвет на глобусе?

Дети:Воду.

Воспитатель:Так какой мы с вами сделаем  вывод?

Дети: Воды на Земле больше чем  суши.

Воспитатель:Молодцы. А я пришла к вам сегодня не с пустыми руками.

Ребята, посмотрите, что у меня в корзине?

Дети: Ракушки!

Воспитатель: Правильно! Возьмите по одной ракушке, и приложите ее к уху.

Мозговой штурм (вопросы - ответы).

Воспитатель: Что вы слышите?

Дети: Шум моря!

Воспитатель: А что такое море? А какое оно?

Дети: Море – это когда много воды. Оно соленое, глубокое и т. д.

Воспитатель: Ребята, а море обитаемо?

Дети: Да!

Воспитатель: А каких морских обитателей вы знаете?

Дети: Моллюски, водоросли, акулы, киты, дельфины, осьминоги  и т. д.

Воспитатель: Ребята, а как вам кажется, ракушки – морские обитатели?

Дети: Да!

Воспитатель: Ну, конечно! Морские ракушки – это твердые наружные  оболочки очень живучих улиток, которые обитают в морях и океанах в различной среде и на различной глубине. Их можно найти на морском

берегу пустыми, без мягкого тела, которое когда – то обитало в этой оболочке.

Дети рассматривают ракушки. Затем воспитатель предлагает им положить их в корзину и продолжить беседу.

Воспитатель:

Ребята,  сегодня у нас  с вами не простой день, а самое настоящее увлекательное путешествие, причем не простое, а  « подводное»!

 Я знаю волшебные слова, которые помогут нам опуститься  на морское дно, сказать их нужно дружно и громко. Как только мы их произнесем,  тут же перенесемся в подводный мир.

Воспитатель:

Детский сад наш изменился,

В океан он превратился,

Мы отправимся гулять,

Дно морское изучать

 Звучит фрагмент музыки( Волшебное превращение).

Открыли глаза, ну вот ребята мы  перенеслись с вами в подводный мир, и сейчас мы посмотрим, как живут его обитатели.

Дети встают полукругом перед экраном.

Видеофильм: «Обитатели подводного мира».

Воспитатель: Мы с вами посмотрели, как живут подводные обитатели, а теперь я предлагаю занять места на песчаном дне и продолжить нашу беседу.

Ребята,  отгадайте загадку:

Глазастая, зубастая.

 Хвостом виляет,

В океане промышляет.

Дети: Акула.

Воспитатель: А что вы знаете про акул?

Ответы детей.

Воспитатель:Ребята, внимание! Кажется, к нам подплывает акула.

Слайд: Акула

Воспитатель: Ребята,а вы знаете, какие рыбы проплыли мимо нас за спиной у акулы? Это маленькие акулята. Они прячутся потому, чтобы мама акуланечаянно их не съела.

Акула всю жизнь находится  в движении, даже на минутку она не может остановиться, ведь только двигаясь, акула может дышать. Если она остановиться, то задохнется и погибнет.

У акулы очень хороший слух и острый нюх.

Воспитатель: Ну что ж, мы узнали много интересного , про жизньморских обитателей.  А знаете ли вы, из чего появляются рыбы?

Дети: Из икринок.

Воспитатель: Правильно.  Жители подводного мира  решили с вами поиграть, здесь на морском дне они спрятали свои  икринки, и предлагают вам их найти. Икринки, которые вы найдете, нужно будет положить в стеклянные вазочки, рядом с сухими бассейнами.

Ребята, теперь разбейтесь на пары и приступайте к поиску икринок.

Дети ищут икринки (красные и черные бусинки) в сухих бассейнах – камушки, ракушки, песок желтый, цветные стекляшки и

камушки.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Икринки наши на редкость крупные, из них появятся замечательные рыбки!

Ребята, пока мы искали икринки, в подводном мире случилось настоящее бедствие: набежала большая волна и смыла морских обитателей. Никого не осталось: ни морских звездочек, ни рыбок, ни осьминожек. Даже водорослей и тех нет. Что же нам делать, чем им помочь, как вы думаете?

Дети предлагают нарисовать их снова.

Воспитатель: Правильно, а рисовать мы их будем указательным пальчиком.

Звучит тихая мелодия.  Песочная терапия.

Воспитатель: Вы у меня – настоящие художники! Всех спасли. Морские жители очень благодарны вам. Ну а теперь мои дорогие, я приглашаю вас на

веселую разминку.

Дети выполняют разминку «Песенка про море».

Кто бывал на море? Я!

Да, конечно вы бывали!

А если были то, наверное, видали,

Что в море очень много разных, всяких жителей

А ну – ка, покажите нам морских любителей!

А рыбы в море плавают вот так,

Волна морская двигается в такт

А волны покоряют высоту,

А мы с тобою видим красоту.

А рыбы в море плавают  вот так,

Волна морская двигается в такт

Жемчужина, что в ракушке живет

С нами вместе песенку поет.

Воспитатель:Что ж, мои маленькие рыбки! Мы свами замечательно провели время в подводном мире и нам пора возвращаться в детский сад. Для этого я  произнесу волшебные слова, а вы будьте  внимательны и выполняйте

мои команды.

Нужно вам закрыть глаза.

Сделать два больших прыжка,

Руки вытянуть вперед,

А затем наоборот.

Как рыбешки покружиться

Чтоб в саду нам очутиться.

Звучит музыка « Волшебное превращение». Дети открывают глаза.

Воспитатель: Ну вот, мы в детском саду.Ребята, где мы с вами были?

Дети: В подводном мире!

Воспитатель: А хотите, мы  создадим подводный мир здесь, в детском саду?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда рассаживайтесь за столы и приготовьтесь слушать.

Воспитатель ставит на столы контейнеры с бумагой, клеем, ножницами.

Стеклянный домик на окне

С прозрачною водою,

С камнями и песком на дне

 И с рыбкой золотою…

Что это?

Дети: Аквариум!

Воспитатель: Правильно! А вот это наш аквариум, наш маленький подводный мир(воспитатель ставит на стол макет  заранее подготовленного аквариума). Сегодня мы сложим с вами рыбку в технике  «Оригами».

Но прежде чем мы приступим к работе, я предлагаю разогреть пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Пять маленьких рыбок играли в реке

(волнообразные движения в воздухе)

Лежало большое бревно на воде

(ладони прижаты друг к другу, повороты с боку на бок).

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

(выполняем ныряющее движение)

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!»

(качаем сомкнутыми ладонями- отрицательный жест)

А третья сказала: « Мне хочется спать»

(ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит).

Четвертая стала чуть – чуть замерзать

(быстро качаем ладонями – дрожь)

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!»

( ладони  раскрываются и соединяются - рот)

Плывите скорей, чтоб он вас не схватил.

( волнообразные движения  сомкнутыми ладонями – рыбки уплывают).

Воспитатель:А теперь я покажу  вам, как правильно сложить рыбку.

Квадратный лист бумаги сложить по диагонали ( уголочек к уголочку),разгладить линии сгиба пальчиками. Развернуть и сложитьлист  еще раз по диагонали  (уголочек к уголочку ) .Снова развернуть лист и согнуть его пополам, от себя.

Сложить лист по линиям сгиба, которые находятся с правой и левой стороны.

(Зеркальный показ). Посмотрим, что у нас получилось. Есть голова, есть плавнички, чего нет у нашей рыбки?

Дети:Хвостика.

Воспитатель: Для того, чтобы вырезать хвостик, нужно сложить треугольник пополам, взять ножницы, сделать небольшой надрез снизу вверх и дальше по косой линии к плавнику.

Развернуть поделку, приклеить рыбке веселые, озорные глазки и поселить ее в аквариум.

Ребята, всем все понятно? Тогда приступаем к работе вместе со мной.

Под тихую музыку дети приступают к работе.

Итог:Ребята, посмотрите, какой чудесный   аквариум у нас получился. Как вы думаете, какое настроение у наших рыбок?

 Ответы детей:

Воспитатель: А какое настроение у вас?

Ответы детей:

Воспитатель: Я очень рада, что вам понравилось наше путешествие и хочу подарить вам эти ракушки и аквариум на память. До свидания, всего вам доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме: Закрепление произношения звука Р в словах и предложениях. Лексическая тема: «Морские обитатели»

конспект логопедического занятияТема: Закрепление произношения звука Р в словах и предложениях.  Лексическая тема: «Морские обитатели»подготовила учитель-логопедЗибукова Светлана Виталь...

Методическая разработка краткосрочного проекта тематической недели по лексической теме "Морские обитатели"

Методическая разработка педагогического проекта тематической недели ’’Морские обитатели” в старше-подготовительной группе детского сада...

Информационно - творческий проект на тему: "Морские обитатели"

Цель проекта: Активизировать познавательный интерес к обитателям морских гллубин....

ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ для детей старшей группы. Тема «МОРСКИЕ ОБИТАТЕЛИ»

Краткосрояный , информационно-творческий проект для детей старшей группы "Морские обитатели". Проект необходимо проводить в преддверии дня защиты морских млекопитающих (день китов) 19 феврал...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Морские обитатели»

Цель проекта: Расширять представления детей о многообразии природного мира; формировать умение называть характерные особенности внешнего вида объекта; расширять представления о жизни в природных услов...

Методическая разработка Проект для детей 5 лет с ОНР по теме: Морские обитатели

Методическая разработка "Проект для детей 5 лет с ОНР  по теме: Морские обитатели"...