«Формы и методы работы педагога-психолога детского сада с родителями в соответствии с ФГОС»
материал

Королёва Алевтина Геннадьевна

          Специфика работы педагога-психолога заключается в работе с так называемыми «трудными» детьми, детьми, имеющими трудности в развитии.

          Эта работа не будет эффективной без сотрудничества с семьёй ребенка. В частности с родителями. Эмоциональная привязанность к родителям у детей дошкольного возраста очень высока. Психическое развитие детей, их эмоциональное благополучие зависит от взрослых. Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Ведь именно из семьи ребенок берет всё - и плохое, и хорошее. «Ребенок учится тому - что видит у себя в дому».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forma_raboty_s_roditelyami_na_mo3.docx186.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Формы и методы работы педагога-психолога детского сада с родителями в соответствии с ФГОС»

Районное Методическое объединение педагогов-психологов.

http://funforkids.ru/pictures/school3/school03137.jpg

Выступление подготовила: педагог-психолог Королёва А.Г,

МБДОУ детский сад комбинированного

 вида № 14 села Марьино муниципального

 образования Успенский район.

2018г

Формы и методы работы педагога-психолога детского сада с родителями.

          Специфика работы педагога-психолога заключается в работе с так называемыми «трудными» детьми, детьми, имеющими трудности в развитии.

          Эта работа не будет эффективной без сотрудничества с семьёй ребенка. В частности с родителями. Эмоциональная привязанность к родителям у детей дошкольного возраста очень высока. Психическое развитие детей, их эмоциональное благополучие зависит от взрослых. Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Ведь именно из семьи ребенок берет всё - и плохое, и хорошее. «Ребенок учится тому - что видит у себя в дому».

           Приведем пример. Часто воспитатели и родители приходят к психологу с жалобами на то, что ребенок дерется, обижает других детей, нарушает правила поведения. Устанавливая причину такого поведения ребенка, психолог выясняет, что родители применяют к ребенку физическое наказание, в семье нередки конфликты, ссоры, родители находятся в «состоянии войны». Итак, с кого же начинать работу педагогу-психологу?         Конечно, со взрослых. В данном случае необходима коррекция семейных взаимоотношений, которая начинается с осознания взрослыми зависимости между поведением ребенка и взаимоотношениями в семье.

        В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что воспитание детей в семье является приоритетным, за него несут ответственность родители, а все остальные социальные институты, в том числе и дошкольное учреждение, призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Такой подход лежит в основе работы педагога-психолога.

        Эффективность работы педагога-психолога в ДОУ во многом зависит от правильно выбранных форм и методов работы с родителями при условии применении их в системе.

Формы работы педагога-психолога с родителями подразделяются на групповые, индивидуальные и наглядно-информационные.

I. Групповые формы работы с родителями наиболее распространены. Они подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагога-психолога, педагогов и родителей. В некоторых из них участвуют и дети.

Перечислю некоторые групповые формы работы, применяемые в нашем дошкольном учреждении:

  • Дни открытых дверей;
  • родительские собрания, включающие выступление психолога;
  • анкетирование/опрос родителей;
  • групповые беседы, лекции и консультации психолога
  • психологические игры, упражнения, занятия для родителей с элементами тренинга;
  • Родительские гостиные;
  • проведение психодиагностики ребенка в присутствии родителей.

При проведении Дня открытых дверей психолог знакомит родителей с основными направлениями свой работы, со своим кабинетом, расписанием работы, рассказывает о том, с какими вопросами можно обращаться к психологу. Нередко родители не видят разницы между психологом и психиатром и не хотят идти на консультацию к педагогу-психологу.

На первых встречах с родителями (часто это бывают родительские собрания) проводятся анкетирования/опросы родителей, проводится сбор информации о семье, о запросах, интересах, потребностях в психолого-педагогической информации. Как показывают проведённые опросы родителей, они не всегда компетентны в вопросах психического развития ребёнка, а так же есть темы, которые актуальны для всех категорий родителей (особенности того, или иного возрастного периода). Почти в каждой семье стоит проблема – чем занять ребёнка дома. Родители младших дошкольников испытывают трудности, связанные с кризисом трёх лет, капризами и упрямством. Родителей старших групп интересуют проблемы, связанные с ранней готовностью к школе. Эти темы можно обсудить и на индивидуальной беседе с родителем, а так же на родительских собраниях и поместить информацию в уголок для родителей.

Анкетирование родителей детей подготовительных групп «Готов ли ваш ребёнок к школе?» актуализирует некоторые аспекты школьной готовности ребенка.

В конце учебного года проводится опрос родителей, позволяющий оценить результаты работы психолога (родители указывают темы наиболее удачных выступлений психолога, выделяют «трудные» вопросы, оценивают результат практического применения полученных знаний, сообщают о произошедших переменах в семейном взаимодействии)

Анализируя анкеты родителей, психолог подбирает темы групповых консультаций, лекций, бесед.

Вот некоторые темы групповых консультаций педагога-психолога:

«Поощрения и наказания ребёнка в семье»

«Секреты общения в семье»

«Что такое школьная готовность»

«Что делать, если ребенок лжет?»

«Старшие и младшие дети»

«Воспитание ребенка без отца»

«Женские роли в семье»

«Капризы ребенка»

«Ребенок и компьютер»

«Раннее интеллектуальное развитие ребенка»

«Типы семейного воспитания»

Психологические игры, упражнения, занятия с элементами тренинга могут проводиться как отдельно, так и в рамках родительского собрания, Родительской гостиной, групповых семейных консультаций. Они направлены на знакомство родителей между собой (обычно вновь созданные группы), на групповую сплоченность, на выявление стиля семейного воспитания, способствуют оптимизации семейного общения, конструктивному решению конфликтов. Психологические игры, упражнения помогают формированию у родителей практических навыков воспитания детей.

Проведение психодиагностики ребенка в присутствии родителей - совмещение психодиагностики и консультирования по её итогам, что позволяет родителям более полно увидеть те или иные проблемы в развитии ребенка. Особенно действенен такой подход при определении готовности ребенка к школьному обучению, но он имеет и свои ограничения (например, при нарушениях семейного общения, при авторитарных родителях). По итогам психодиагностики родителям даются рекомендации.

II. Индивидуальныеформы предназначены для индивидуальной работы с родителями (или другими членами семьи) воспитанников. К ним можно отнести индивидуальные психологические консультации и беседы.

Педагог-психолог широко использует в своей практике индивидуальные консультации с родителями. Проанализировав причины обращения родителей нашего ДОУ к психологу, можно выделить наиболее часто встречающиеся:

- проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада;

- проблемы поведения (агрессивное поведение, капризы, упрямство);

- детские страхи;

- проблемы в развитии познавательных процессов (внимания, памяти, мышления т.д.);  

- внутрисемейные конфликты (ситуация развода родителей, конфликты между бабушкой и родителями);

- воспитание ребенка в неполной семье;

- нарушения речи у ребенка;

- консультации по результатам психодиагностики, мониторингов.

На индивидуальных консультациях психолог применяет все основные методы консультирования: беседа, интервью, наблюдение, активное и эмпатическое слушание. От правильности выбора методов зависит эффективность работы психолога: установление контакта с членами семьи, доверительных отношений, выдвижение психологом верной гипотезы, правильность рекомендаций по развитию и воспитанию ребенка. При проведении индивидуальных консультаций особенно ярко виден уровень профессионализма психолога.

К индивидуальным формам работы относится и такая форма как беседа с родителями воспитанников по вопросам развития и воспитания детей, которая может происходить в приемной, в холле, в групповой комнате. В отличие от психологического консультирования беседа с родителями является более кратковременной и решает менее сложные задачи.

III. Наглядно-информационные формы работы педагога-психолога с родителями играют роль опосредованного общения между психологом и родителями.

Из наглядно-информационных форм работы психолога в нашем детском саду используются следующие:

  • информационные проспекты для родителей;
  • памятки;
  • буклеты.

С целью психологического просвещения родителей в приемных групп на стендах вниманию родителей представлены печатные материалы по темам:

- «Детские страхи»;

- «Как заучивать наизусть стихи с детьми (рекомендации психолога)»;

- «Причины детской агрессии»;

- «Поиграем вместе с детьми»;

- «Игры и упражнения для развития памяти»;

- «Ребенок и ТВ»;

- «Как помочь ребенку полюбить детский сад»;

- и другие.

Хотелось бы подробнее остановиться на такой форме работы с родителями как Родительские гостиные. Это гордость нашего ДОУ.

В нашем дошкольном учреждении Родительские гостиные проводятся в течение 2 лет. Особенностью проведения гостиных в нашем саду является то, то мы проводим тематические гостиные. В организации и проведении Родительских гостиных принимают участие администрация ДОУ воспитатели, музыкальные руководители,  логопеды, педагог-психолог. Приглашаются специалисты общеобразовательных школ (учителя начальных классов), врачи (невролог, педиатр).

Вот некоторые темы наших гостиных:

  • «Помочь учиться»
  • «Такие взрослые трёхлетки»
  • «Возраст почемучек»
  • «Воскресные школы»
  • «Адаптация без слёз»

Как можно видеть, темы затрагивают все возрастные группы.

Структура проведения гостиной следующая:

1. Подготовка к проведению гостиной (листовки, объявления, пригласительные);

2. Проведение родительской гостиной;

3. Обратная связь.

Подготовка к Родительской гостиной проходит в несколько этапов и включает в себя следующие мероприятия:

  • Определяется тема гостиной, чему она будет посвящена. Повестка дня может быть разнообразной, с учётом пожеланий родителей.
  • Определяется дата, время, место, где будет проходить гостиная.
  • За неделю до гостиной вывешивается объявление о её проведении.
  • Родителям раздаются Пригласительные, сделанные руками детей.
  • Расставляется мебель, видеоаппаратура.
  • Приглашаются для выступления специалисты.
  • Подготавливаются Памятки для родителей, видеоматериал.
  • Разрабатываются вопросы обратной связи.

Ход проведения Родительской гостиной:

1. Традиционно Родительские гостиные начинаются с музыкального номера. Дети с удовольствием поют и танцуют для родителей.

2. Затем, с целью положительного настроя на встречу (на снятие напряжения; на знакомство), проводятся игры с родителями.

3. Основная часть включает в себя:

  • объявление темы;
  • ознакомление родителей с результатами опроса (если опрос проводился);
  • представление приглашенных специалистов;
  • демонстрация видеоматериала (презентация, видео с утренников, открытых занятий, видеоролик педагога-психолога);
  • выступление по теме (учителя, медицинские работники, педагог-психолог);
  • диалоги с родителями (вопросы).

IV. В заключении мероприятия проводится письменный опрос родителей – насколько была интересна и полезна тема.

Регламент гостиной – 1 час 10 мин.

Проведение тематических родительских гостиных дало свои результаты. По нашим исследованиям, несмотря на то, что работа с родителями и раньше проводилась в системе, использовались разные формы работы с семьёй, в среднем лишь 42% родителей проявляли заинтересованность в жизни детского сада. Сейчас, после введения в практику проведения Родительских гостиных, заметно увеличилось (до 80%) число родителей регулярно посещающих родительские собрания, Родительские гостиные. Анализируя обратную связь (письменный опрос), можно сделать вывод о том, что такая форма работы с родителями как тематическая Родительская гостиная способствует более тесному взаимодействию ДОУ с семьей, росту психолого-педагогической компетенции родителей, росту доверия и взаимоуважения между педагогами и родителями.

В заключение, необходимо отметить, что использование в системе разнообразных форм и методов психологической работы с родителями в ДОУ привело к следующим положительным результатам:

1. Родители стали проявлять больший интерес к содержанию образовательного процесса в ДОУ.

2. Возросла активность родителей на родительских собраниях (чаще возникают дискуссии по инициативе родителей, приводят примеры из собственного опыта, повысилась активность при анализе педагогических ситуаций и др.).

3. Увеличилось число вопросов к педагогу-психологу, касающихся ребенка внутреннего мира, его личности.

4. Возросло количество индивидуальных консультаций по инициативе родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьеформирующих технологий в работе педагога-психолога в детском саду для детей с нарушением зрения"

Презентация знакомит с использованием здоровьеформирующих техник педагогом-психологом  в работе с детьми со зрительной патологией....

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

Презентация образовательной программы детского сада для родителей (в соответствие с ФГОС ДО)

Презентация образовательной программы детского сада для родителей в соответствие с требованиями ФГОС ДО, в которой отражены ее основные идеи, цель, задачи, содержание образовательных областей, а также...

«Специфика работы педагога-психолога в детском саду». для родителей

laquo;Специфика работы педагога-психолога в детском саду». для родителей...

Консультация для родителей "Специфика работы педагог-психолога в детском саду"

Выступление педагог-психолога на общем собрании родителей в саду...

«Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. •Овладение ...