Сходящееся косоглазие (интропия)
материал

Казеева Лариса Геннадьевна

Краткая характеристика заболевания.

Виды  косоглазия.

Трудности у ребенка при данном заболевании. 

Рекомендации по зрительным нагрузкам.

Предполагаемые игры и упражнения при интропии.

Рекомендации по ограничению при физических нагрузках.

Мероприятия осуществляемые тифлопедагогом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Интропия 33.06 КБ

Предварительный просмотр:

Сходящееся косоглазие (интропия)

  • Краткая характеристика заболевания

Косоглазие — это нарушение положения глаз, при котором выявляется отклонение одного или обоих глаз поочередно при взгляде прямо и нарушением бинокулярного зрения. Детское косоглазие — это не только косметический дефект. При косоглазии один глаз теряет фокус из-за слабости мышцы. Мозг получает разную информацию от обоих органов зрения, вследствие чего нервная система не может создать объемного изображения. Пораженный глаз вообще не участвует в зрительном процессе. Со временем он перестаёт «трудиться» и начинает косить. При этом заболевании нарушается работа практически во всех отделах зрительного анализатора. Чаще всего данный вид косоглазия сочетается с дальнозоркостью средней и высокой степени.

  • Различают следующие ВИДЫ косоглазия:

По времени возникновения:

  • врожденное,
  • приобретенное.

По стабильности отклонения:

  • постоянное,
  • периодическое.

По вовлеченности глаз:

  • одностороннее (монолатеральное) отклоняется только один глаз.
  • перемежающееся (альтернирующее) отклоняются оба глаза.

По виду отклонения:

  • сходящееся (глаз направлен к переносице),
  • расходящееся (глаз направлен к виску),
  • вертикальное (отклонение глаза кверху или книзу),
  • смешанное.

Содружественное косоглазие также делится на:

  • аккомодационное;
  • частично-аккомодационное;
  • неаккомодационное.

  • Интропия - (сходящееся) глаз отклоняется внутри, к носу (к переносице).

Причины косоглазия

Причинами врождённого косоглазия могут быть:

-  наследственность;

- родовая травма;

- недоношенность.

Приобретённое косоглазие, как правило, связано с заболеваниями центральной нервной системы. Также к причинам относят:

- нервные стрессы;

- ушибы головы;

            - инфекционные болезни.

Вызывается сходящаяся форма косоглазия у детей следующими факторами:

  • всеми недугами органов зрения, которые грозят полной слепотой или сильным ухудшением зрения,
  • нарушениями рефракции, не поддающимися коррекции,
  • нарушениями в развитии глаз,
  • недугами, поражающими головной мозг.
  • Трудности у ребенка при данном заболевании можно наблюдать следующие: сходящееся косоглазие характеризуется кошением только одного глаза, что не очень хорошо для ребенка и всего организма в целом, ведь из-за этого может двоиться в глазах, нарушается бинокулярное зрение, может возникать головокружение, а также ребенку приходится поворачиваться, чтобы рассмотреть нужный объект.
  • при фиксации неподвижного предмета один из глаз находится в состоянии отклонения в какую-либо сторону;
  • может поочередно косить то левый, то правый глаз;
  • понижение зрения в отклонённом глазу;
  • ограничение или отсутствие движений косого глаза в сторону действия поражённых мышц;
  • вынужденное отклонение головы в сторону патологической мышцы;
  • наличие постоянного или периодического головокружения;
  • отсутствие объёмного зрения.

Кроме того, косоглазие у детей постарше проявляется следующими жалобами:

усталость глаз;

нечеткое зрение;

сильная чувствительность к свету;

раздвоение предметов при взгляде на них.

Иногда косоглазие проявляется не сразу, а, например, ближе к вечеру, в период активности ребёнка. Дефект может проявляться периодически, и родители, как правило, думают, что ребёнок балуется, и порой не обращают на это внимание. Косоглазие требует безотлагательной коррекции. От своевременности лечения зависят результаты.

  • Рекомендации по зрительным нагрузкам:

Для детей со сходящим косоглазием рекомендована зрительная нагрузка № 5 с. 58 – 61 (источник Зрительная гимнастика для детей 2 – 7 лет / авт. –сост. Е.А. Чевычелова. – Волгоград: учитель, 2013. – 123 с.)

  • Предполагаемые игры и упражнения:                               
  1. Рассматривание в калейдоскоп с направлением тубуса вверх – вдаль.

Продолжительность занятий 3-4 мин. 2 раза в день.

Цель: активизация фиксации взора.

  1. Работа с монокулярными фильмоскопами.

Продолжительность 4-5 мин. 2 раза в день.

Цель: активизация фиксации взора.

  1. Нанизывание бусинок, колечек, пуговиц на леску.

Продолжительность занятий 5-7 мин. 2 раза в день.

Цель. Активизация фиксации взора, повышение остроты зрения, развитие мелкой моторики рук.

   4.    Вдевание нитки, лески, цветной проволоки в ушко иглы. Игла сделана из картона, Диаметр ушка 0,4 см, длина иглы – 15 см. Направление взора: вверх – вдаль. Продолжительность занятий 5 – 7 мин. 2 раза в день.

Цель:  активизация фиксации взора, повышение остроты зрения, развитие мелкой моторики рук.

  1. Шитье по картону.

Методические указания. На расстоянии 0,5 см пробиваются дырочки диаметром 0,3 см. Сначала леска или цветная проволока протягиваются по прямым линиям, затем по простым контурным изображениям, рисунки постепенно усложняются. Картинки дети должны держать на расстоянии вытянутых рук.

Цель: повышение остроты зрения, активизация фиксации взора, развитие глазомера, мелкой моторики рук.

  1. Шнуровка: протягивание шнура через отверстия, сделанные на пластмассовой или картонной пластинке.

Методические указания. Пластинки дети должны держать на расстоянии вытянутых рук так, чтобы взор был направлен вдаль.

Шнуровать можно двумя способами:

1. Так, чтобы шнурок все время попадал с лицевой стороны, тогда шнурок будет идти через края пластинки.

2. Ребенок пропускает шнурок один раз с лицевой, другой с изнаночной стороны, он может пальчиками другой руки наощупь находить дырочку.

Диаметр дырочек  должен постепенно уменьшаться, количество дырочек на пластинке должно увеличиваться. Продолжительность занятий 19 -15 мин 2 раза в день.

Цель: повышение остроты зрения, активизация фиксации взора, развитие глазомера, мелкой моторики рук.

  1. «Лото», «Домино».

Методические указания. Для того чтобы взор ребенка был направлен вдаль, использовать приспособления: для домино – металлическую доску, окрашенную в зеленый цвет, картинки – домино с подклеенными с обратной стороны Магнитками. Величина доски 40 на 30 см. На маленьких карточках лото тоже наклеены Магнитки. Металлические доски устанавливаются на подставке под углом 45. Продолжительность занятий 10-15 мин.

Цель: активизация фиксации взора, развитие мыслительных процессов, закрепление навыков зрительного соотнесения предметов.

  1. Штриховка плоских шаблонов с использованием подставки.

Продолжительность 5 мин.

Цель: активизация фиксации взора, развитие соодружественных движений глаз т руки.

  1. Раскрашивание рисунков, укрепленных на доске на уровне глаз ребенка. Продолжительность 5 мин.

Цель: активизация фиксации взора, различение цветов. Развитие мелкой моторики рук.

  1. Рассматривание картинок на расстоянии. Описание картинок. Продолжительность занятий 3-4 мин.

   11. Рассматривание картинок, предметов на вращающемся диске.

Методические указания. На диск (картонный или фанерный) наклеиваются предметы, либо картинки, размеры которых постепенно уменьшаются. Этот диск устанавливается на проигрыватель. Дети рассматривают картинки, называют их при вращении диска.

  12. Игра «Закорюка»

Методические указания. На расстоянии вытянутой руки каждый ребенок одним движением  проводит линию на доске. В результате должен получиться какой - ни будь рисунок. Вначале на занятиях принимает участие педагог. Он должен своим штрихом вести  ясность в рисунок, объяснить, что он видит. В свою очередь ребята рассказывают, что видят они.

Цель: развитие воображения ребенка, зрительной памяти, развитие бинокулярного зрения, активизация фиксации взора.

13. Игра «Вакса – клякса»

Методические указания. Заранее на листе бумаги ставятся кляксы и высушиваются. Дети пытаются найти сходство с чем – либо и дорисовать недостающие детали.

Продолжительность 10 – 15 мин 2 раза в день.

14. Перерисовывание рисунков через полупрозрачную бумагу (на аппарате с подсветкой).

Цель: повышение остроты зрения, развитие соодружественных движений глаз и руки.

  • Рекомендации по ограничению при физических нагрузках

Противопоказания:

- бег на скорость, соревновательный бег, ускорение;

- прыжки в длину, высоту, с приземлением на всю стопу;

- наклоны вперед/назад до касания руками пола, назад – мостик;

- резкие повороты/наклоны головы, туловища;

- натуживание, напряжение (поднятие тяжестей);

- кувырки вперед/назад;

- стойка на лопатках «березка»;

- игры-эстафеты соревновательного характера;

- смотреть перед собой, вниз, на предметы в руках, на нос.

  • Мероприятия осуществляемые тифлопедагогом:
  • Детей при сходящем косоглазии необходимо правильно посадить за столы во время занятий:

 - ребенку со сходящимся косоглазием  необходимо найти место в центре;

- посадку производить с учетом попеременной окклюзии (т.е если у ребенка окклюзия справа, то его необходимо посадить на противоположную сторону).

  • Освещение рабочего места должно быть достаточным. Желательно, чтобы свет падал с левой стороны. Недопустимо, чтобы он был слепящим.
  • Демонстрировать пособия и изображения проводится на расстоянии не более 1 метра.
  • Рабочая плоскость для детей со сходящимся косоглазием должна быть вертикальная – обязательное применением подставок.
  • Величина объектов меньше 2 см. Цвет разнообразный. Предметы преимущественно объемные.
  • Зрительная нагрузка до 25 минут 2 – 3 раза в день.
  • Чередовать зрительные нагрузки с отдыхом.
  • Для тренировки подвижности глаз при сходящемся косоглазии рекомендуются игры с  взглядом вверх – вдаль.

  • Подготовка детей к лечению на аппарате

синоптофоре (с. 84 – 89) (предаппаратная подготовка).

Источник Малева З.П. подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению. /З.П. Малева. – М.: Издательство ПАРАДИГМА, 2011. – 127 с. – (Специальная коррекционная педагогика).

Цель: формировать целостный образ, предполагающий слияние двух изображений с недостающими деталями в одно, в процессе восприятия силуэтных и контурных изображений. Учить овладевать счетными операциями, узнавать предметы в разных модальностях.

Наглядный материал: парные карточки с изображением недостающих деталей, парные прозрачные картинки, картинки с «зашумленными» рисунками, сюжетные картинки.

Упражнения: «Посади цыпленка в яйцо», «Соедини кошечку с ушками, кошечку с хвостиком», «Узнай на «зашумленных» рисунках кто попался в сеть»,

«Наложение предметов (вырезанных по контуру) на картинку»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ограниченными зрительными возможностями (амблиопия и косоглазие) по развитию зрительного восприятия сюжетного изображения "Рыбаки"

Данное занятие было показано в ноябре 2007 г. слушателям Всероссийского обучающего семинара "Актуальные проблемы организации обучения детей с нарушением зрения в образовательных учреждениях разного ти...

Состояние зрения детей с косоглазием и амблиопией.

Полезная информация для родителей детей, имеющих нарушение зрения....

«Игры и упражнения на развитие прослеживающей функции глаза, фиксации взора и повышения остроты зрения при сходящемся и расходящемся косоглазии во всех возрастных группах»

Игры и упражнения на развитие прослеживающей функции глаза, фиксации взора и повышения остроты зрения при сходящемся и расходящемся косоглазии...

Упражнения и игры при сходящемся косоглазии

Сходящееся косоглазие — дефект, при котором происходит отклонение в работе двигательных мышц глаза. Особенность данного вида — глаза человека косят в сторону переносицы. Невозможно сфокуси...

Рекомендации для родителей "Игры и упражнения на развитие прослеживающей функции глаза, фиксации взора и повышения остроты зрения при сходящемся косоглазии"

В материале предложены игры и упражнения, а так же комплексы глазной гимнастики по коррекции сходящегося косоглазия у детей...