«Умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире»
методическая разработка

Вознесенская Светлана Юрьевна

Деловая игра для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_s_pedagogami_po_ouun_07.05.18.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра
«Умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире» для педагогов

В современном мире,  который находится в постоянном движении и развитии, появляются новые технологии, новые программы, новые учебники.  Вы постоянно повышаете свой профессиональный уровень, применяете в своей работе достижения науки и техники, создаете и организуете особую образовательную развивающую среду для обучающихся, чтобы они смогли результативно мыслить и работать с информацией.

Передаете свой опыт педагогическому сообществу, так, например:

- в январе на педсовете «Не такой как все» был проведен анализ психологических причин, которые могут оказывать влияние на учебную деятельность (мотивация, положение в обществе, эмоциональное состояние, личностные характеристики);

- а в марте на педсовете была рассмотрена проблема по формированию и развитию на уроках общеучебных умений и навыков, был представлен бесценный опыт работы учителей начальной школы, учителей предметников.

В результате, было выявлено, что причиной неуспеваемости у обучающихся, особенно в средней и старшей школе,  является низкий уровень интеллектуальных общеучебных умений и навыков. Не все ученики умеют бегло и осмысленно читать и писать, находить нужную информацию в учебнике, запоминать определения терминов и закономерностей.

Как повысить эти умения, когда и так не хватает времени для изучения основного материала по предмету? Возможно, ответ на этот вопрос вы получите в ходе деловой игры по теме «Умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире».

Немного теории: 

В современной науке проводился целый ряд работ, посвященных развитию мышления на основе формирования способов и приемов умственной деятельности (Выготский, Рубинштейн, Гальперин, Занков, Эльконин и другие). Исследования в области педагогической психологии подтвердили, что процесс обучения, направленный на усвоение обучающимися требований базовой школьной программы без связи с творческой интеллектуальной деятельностью может привести к задержке интеллектуального развития.

Это  становится особенно актуальным в связи с необходимостью для школьников адаптации к жизни в эпоху «информационного взрыва» – современного стремительного обновления знаний. От школы это требует создания условий для особой самостоятельности учащихся: при приобретении не столько самих знаний, сколько способов и приемов добывания знаний, овладения ими.

То есть современный школьник должен: уметь подбирать и анализировать специальную литературу; уметь пользоваться компьютерными источниками информации; уметь осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования).

При этом основными критериями интеллектуальных умений и навыков, являются:

- умения выделять существенные признаки объекта изучения;

- умения сравнивать (учебные элементы);

- умения классифицировать (учебные элементы);

- умение устанавливать существенные связи между объектами изучения;

-умения делать выводы и умозаключения (в рамках содержания учебного материала).

Если кратко, то это – анализ, обобщение, сравнение, классификация и выводы.

Конечно, общеучебные интеллектуальные умения формируются только в личном опыте ученика, чужие умения здесь помогают мало. Но приобретение такого опыта, освоение умений, как и овладение знаниями, может и должно быть организовано учителем начиная уже с 1-го класса, чтобы сформировать навыки учебной деятельности, сделать их привлекательными. В этом и  заключается новый смысл педагогической деятельности, стратегия  успешности в воспитании активной и творческой личности.

Как известно, что все новое, это давно забытое старое. Изучая специальную литературу по данной теме, я нашла необычную книгу, автор Алексей Егорович Падалко «Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся» за 1985 год. Большая часть задач и упражнений сборника – авторские разработки, цель которых – помочь формировать у школьников умение фантазировать, развивать творческое воображение, мышление. Данный материал можно использовать на уроке, во внеклассной и кружковой работе, в группах продленного дня, а также в семье.

Вопросы перед вами, чья команда ответит правильно на большую часть вопросов (определяем по количеству фишек), получит подарок.

Первое задание «Изобразите по своему» сделайте индивидуально:

Помните на педсовете «Не такой как все», я приводила пример, что ученики с иным, творческим мышлением, нарисовали человека в виде цепочки из кружочков. Так вот, вам надо изобразить: млекопитающее, птицу, рыбу, пресмыкающееся из треугольников, ромбов, квадратов, окружностей, овалов. Посмотрите, получилось ли у Вас изобразить это по своему, необычно. Да как сказал Генрих Саулович Альтшуллер, автор ТРИЗ (теории решения изобретательных задач): «Нужны сотни и тысячи попыток, чтобы мысль, скованная привычными представлениями, преодолела психологические барьеры». Спасибо.

Второе задание «Буквы и слова», объединитесь, пожалуйста, в пары.
Задание. Математики вычислили, что с того времени, как возникла речь, люди наговорили в целом 10 миллионов биллионов слов. Вот это число: 10 000 000 000 000 000 000=
.

Мы продолжаем говорить, выдумывать новые слова и экспериментировать с неизвестными. Например, из букв слова топор можно составить еще несколько слов: ропот, тор, пот, порт. Образуйте как можно больше слов из слов: комар (омар,мор,кома,кар,рак,ом,мак,ком,Ома – 9 сл.); сверло (ров,вор,весло,село,орел,овес,лес,сел, сор, рос,лор,все- 12 сл.), человек (чело,век,чек,кол,волк,вол,лечо-7 сл.). Совсем не обязательно, чтобы в новых словах было столько же букв, как в заданных. Эту игру я помню еще с детства…Известный итальянский детский писатель Джанни Родари утверждал, что «воображение ребенка, побуждаемое к придумыванию новых слов, потом применит тот же метод ко всем другим видам опыта, требующим творческого подхода».

Третье задание «Найди закономерность». Просьба, объединиться в подгруппы по четыре человека. Задание: Вот два слова: кит и небо. Надо найти связывающее их слово, т.е. такое понятие, которое подходило бы к киту, и к небу. Это слово голубой.

Словом крепкий связываются такие далекие по смыслу слова, как орешек и характер. Словом зеленый связываются слова кузнечик и помидор, а также лес и глаза. Словом трудный связываются урок и подход.

Найдите связывающие слова для понятий:

Котенок и человек (ласковый)

Любовь и море (безграничный)

Поворот, разговор и вопрос (трудный)

Ночь и тушь (черный)

Овраг и мысль (глубокий).

Кто готов зачитать ответы, пожалуйста… Молодцы. Какие Вы догадливые, сколько много у вас вариантов ответа. Поэтому народная мудрость гласит «Ум без догадки гроша не стоит».

Задание четвертое «Проверьте свою сообразительность». Это задание для подгруппы, так сказать «мозговой штурм».
1. Вы зашли в темную комнату, где есть свеча, газовая плита и керосиновая лампа. Что вы зажжете в первую очередь? (спичку)

2. Какое слово из 11 букв все ученики и даже учителя пишут неправильно? (неправильно, все так и пишут «неправильно».

3. Еще Колумб решал знаменитую задачу: как поставить яйцо на острый конец? (Он разбил яйцо и без скорлупы поставил на острый конец.) А вот решение одного третьеклассника – он предложил насадить яйцо на торчащее вверх острие).

4. Можно ли пустое ведро наполнить три раза подряд, ни разу не опоражнивая? (Можно. Сначала наполнить его большими камнями, потом -песком, а затем – водой.)

5. Можно ли так бросить мяч, чтобы он, пролетев некоторое расстояние, остановился и начал двигаться в обратном направлении? (первый вариант-бросить его вертикально; второй –бросить мяч так, чтобы он катился вверх по склону холма, а потом возвратился назад).

Хорошо, спасибо. По этому заданию автор процитировал фразу Александра Сергеевича Пушкина «Истинное воображение требует гениального знания».

Задание пятое. «Разгадайте шифр». Английский ученый Хевисайд на замечание о том, что его ученик бъется над решением неразрешимой задачи, ответил: - очень хорошо! Пока он поймет, что задача неразрешима, он откроет массу полезных вещей. Итак, задание. Шифр – это условные знаки для секретного письма. Возьмем любое слово, допустим кибернетика, расчленим его на слоги (ки-бер-не-ти-ка) или группы слогов (кибер-нети-ка)  и составим из них новые слова: Китика Берне. Не правда ли, похоже на красивое имя какой-нибудь иностранки. А вот математика: Мамати тека. Профессия – Проси, Феся. Разобранный прием с расчленением и переиначиванием слов – один из самых простых в шифровальном деле. Разгадайте существительные, от которых по этому способу образованы следующие выражения: Гране жда (граждане), Явказа (заявка), Хатер рак (характер), Очани-коне (окончание), Рата бо (работа), Ма сумм (сумма),Уся чащий (учащийся), Выка дум (выдумка), Изотель Брета (изобретатель), Изе-дели (изделие), Чик Маль (мальчик), Ком ция по зи (композиция).

Задание шестое «Найдите выход из ситуации». Представьте на Вас мчится легковой автомобиль. Отпрыгнуть в сторону уже не успеете. Как спастись? (Прыгать на него! И как можно выше, плашмя, чтобы он пронесся под вами. В худшем случае упадете на него, скользнув по его поверхности, т.е. избежите прямого лобового удара).

Задание седьмое «Инженерные задачи»: придумайте простейший заменитель циркуля.

Задание восьмое «Усовершенствуйте»: Нет таких изобретений, которые невозможно улучшить. Найдите один из окружающих вас предметов, определите его положительные и отрицательные качества, и предложите как можно его усовершенствовать. Да, конечно таких примеров очень много.

 Задание девятое «Литературные опыты». Чтобы научиться думать надо сначала  научиться придумывать» Джанни Родари.  Пофантазируйте, как изменится жизнь на Земле, если все станут дружить и решать дела планеты сообща. Напишите об этом научно-фантастический рассказ.

Еще раз спасибо за ваше творчество, за Ваше умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире. Конечно, информации по данной теме достаточно и в настоящее время, учителя с удовольствием делятся своим опытом в интернет сообществах.  Как и обещала, Вам подарок от Бирюковой, учителя технологии города Саратова.

Упражнение «Рисуем руками»

Руками нарисуйте в воздухе какой-нибудь предмет и передайте его соседу справа. Он должен угадать, какой предмет вы передали. Дополните этот предмет своим содержанием и передайте дальше…. Очень хорошо…

Ведущий: Профессия педагога предъявляет серьезные требования также и к эмоциональной стороне его личности.

Это "работа сердца и нервов", писал Сухомлинский. Тем не менее современная статистика такова: учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья.

Предлагаю вам «Режим дня», которого следует придерживаться, если вы хотите сберечь свое психологическое и физическое здоровье.

7.00 - Улыбайтесь и сидите в позе лотоса.

7.15 - Принимайте контрастный душ.

7.30 - Ешьте овсянку с медом и орехами.

12.00-18.00 - Обнимайте невидимое дерево и «дышите» поясницей.

20.00 - Прокачайте энергию по позвоночнику.

22.00 - Смойте негативную информацию с волос, сочините себе сказку и запустите «кризис» в небо.

Ведущий. Иначе эту мысль можно выразить так: ничто не научит жить, ничто не изменит, никто не поможет быть счастливым, только я сам могу изменить себя и свою жизнь.

Никакая техника не установит гармонию в душе. Душевные движения всегда идут впереди, техники только формируют их.

Спасибо за встречу!

7.00 - Улыбайтесь и сидите в позе лотоса.

7.15 - Принимайте контрастный душ.

7.30 - Ешьте овсянку с медом и орехами.

12.00-18.00 - Обнимайте невидимое дерево и «дышите» поясницей.

20.00 - Прокачайте энергию по позвоночнику.

22.00 - Смойте негативную информацию с волос, сочините себе сказку и запустите «кризис» в небо.

7.00 - Улыбайтесь и сидите в позе лотоса.

7.15 - Принимайте контрастный душ.

7.30 - Ешьте овсянку с медом и орехами.

12.00-18.00 - Обнимайте невидимое дерево и «дышите» поясницей.

20.00 - Прокачайте энергию по позвоночнику.

22.00 - Смойте негативную информацию с волос, сочините себе сказку и запустите «кризис» в небо.

7.00 - Улыбайтесь и сидите в позе лотоса.

7.15 - Принимайте контрастный душ.

7.30 - Ешьте овсянку с медом и орехами.

12.00-18.00 - Обнимайте невидимое дерево и «дышите» поясницей.

20.00 - Прокачайте энергию по позвоночнику.

22.00 - Смойте негативную информацию с волос, сочините себе сказку и запустите «кризис» в небо.

7.00 - Улыбайтесь и сидите в позе лотоса.

7.15 - Принимайте контрастный душ.

7.30 - Ешьте овсянку с медом и орехами.

12.00-18.00 - Обнимайте невидимое дерево и «дышите» поясницей.

20.00 - Прокачайте энергию по позвоночнику.

22.00 - Смойте негативную информацию с волос, сочините себе сказку и запустите «кризис» в небо.

7.00 - Улыбайтесь и сидите в позе лотоса.

7.15 - Принимайте контрастный душ.

7.30 - Ешьте овсянку с медом и орехами.

12.00-18.00 - Обнимайте невидимое дерево и «дышите» поясницей.

20.00 - Прокачайте энергию по позвоночнику.

22.00 - Смойте негативную информацию с волос, сочините себе сказку и запустите «кризис» в небо.

7.00 - Улыбайтесь и сидите в позе лотоса.

7.15 - Принимайте контрастный душ.

7.30 - Ешьте овсянку с медом и орехами.

12.00-18.00 - Обнимайте невидимое дерево и «дышите» поясницей.

20.00 - Прокачайте энергию по позвоночнику.

22.00 - Смойте негативную информацию с волос, сочините себе сказку и запустите «кризис» в небо.

Первое задание «Изобразите по своему» сделайте индивидуально:

Вам надо изобразить: млекопитающее, птицу, рыбу, пресмыкающееся из треугольников, ромбов, квадратов, окружностей, овалов. Посмотрите, получилось ли у Вас изобразить это по своему, необычно. Спасибо.

Второе задание «Буквы и слова», объединитесь, пожалуйста, в пары.

Образуйте как можно больше слов из слов: комар; сверло;человек.

Совсем не обязательно, чтобы в новых словах было столько же букв, как в заданных. 

Третье задание «Найди закономерность». Просьба, объединиться в подгруппы по четыре человека. Задание:

Найдите связывающие слова для понятий:

Котенок и человек …

Любовь и море …

Поворот, разговор и вопрос…

Ночь и тушь…

Овраг и мысль…

Задание четвертое «Проверьте свою сообразительность». Это задание для подгруппы, так сказать «мозговой штурм».
1. Вы зашли в темную комнату, где есть свеча, газовая плита и керосиновая лампа. Что вы зажжете в первую очередь? …

2. Какое слово из 11 букв все ученики и даже учителя пишут неправильно?.....

3. Еще Колумб решал знаменитую задачу: как поставить яйцо на острый конец? …..

4. Можно ли пустое ведро наполнить три раза подряд, ни разу не опоражнивая? …

5. Можно ли так бросить мяч, чтобы он, пролетев некоторое расстояние, остановился и начал двигаться в обратном направлении? …

Хорошо, спасибо.

Задание пятое. «Разгадайте шифр». Разгадайте существительные, от которых по этому способу образованы следующие выражения: Гране жда, Явказа, Хатер рак, Очани-коне, Рата бо, Ма сумм, Уся чащий, Выка дум, Изотель Брета, Изе-дели, Чик Маль,  Ком ция по зи.

Задание шестое «Найдите выход из ситуации». Представьте на Вас мчится легковой автомобиль. Отпрыгнуть в сторону уже не успеете. Как спастись?

Задание седьмое «Инженерные задачи»: придумайте простейший заменитель циркуля.

Задание восьмое «Усовершенствуйте»: Нет таких изобретений, которые невозможно улучшить. Найдите один из окружающих вас предметов, определите его положительные и отрицательные качества, и предложите как можно его усовершенствовать. Да, конечно таких примеров очень много.

 Задание девятое «Литературные опыты». Пофантазируйте, как изменится жизнь на Земле, если все станут дружить и решать дела планеты сообща. Напишите об этом научно-фантастический рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мысли о работе с родителями".

Знакомство с родителями новой группы....

Музейное проектирование как средство формирования умений осуществлять поиск, анализ и оценку информации в деятельности будущего педагога ДОУ

Основная идея проекта - идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края, колледжа.Цель мы определили как создание условий для формирования гражданского...

Музейное проектирование как средство формирования умений осуществлять поиск, анализ и оценку информации в деятельности будущего педагога ДОУ

Основная идея проекта - идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края, колледжа.Цель мы определили как создание условий для формирования гражданского...

" Современные игрушки детям"в современном мире

Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребенку  выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя....

Дошкольник в современном мире средств массовой информации.

Консультация о вреде долгого просмотра детьми телевизора не только на физическом уровне, но и на психическом....

Отчет о проделанной работе позволяет работодателю оценить, насколько эффективно трудится его персонал. Это обычная практика в современном мире. Разберемся, как правильно составить такой отчет, что в нем написать и чем дополнить.

Представить результаты педагогической деятельности, компетентности в области управления образовательным процессом, провести самоанализ результатов педагогической деятельности....

Образовательные задачи: - развитие навыков пересказа с помощью метода моделирования - наглядной опорой в виде фигур - заместителей персонажей сказки; - формирование грамотной монологической и диалогической речи; - формирование умения логически мыслить, ср

Цель: Формирование у детей представления о русской березке, о красоте окружающего мира.Задачи:Образовательные: расширить представления детей о деревьях; расширить кругозор о красоте окружающ...