Модель деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения.
учебно-методический материал

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_deyatelnosti_doo_po_profilaktike_detskogo_dorozhno.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Модель деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения.

     Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.

   Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

    Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования) является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. Важное значение в этой области приобретает изучение Правил Дорожного Движения

Избежать опасности можно, лишь обучая детей правилам дорожного движения с младшего возраста по принципу «от простого к сложному»

Повседневная жизнь обычного гражданина, да и ребенка, таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится все актуальнее. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями, а еще и научить правильно себя вести в той или иной ситуации. Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна.

Как показывает статистика, очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети. И чаще всего это связано с невыполнением и незнаниям элементарных основ правил дорожного движения и зачастую это бывает безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Они не в состоянии определить расстояние до приближающейся машины, ее скорость и переоценивают свои возможности, считая себя самыми быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстро меняющейся дорожной обстановке.

Главная и первостепенная задача, которую педагоги нашей ДОУ поставили перед собой – обучить детей необходимому минимуму правил дорожного движения.

   Мы поставили перед собой цель  вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах, воспитывать в детях грамотных пешеходов.

Естественно, при обучении дошкольников правилам дорожного движения должна осуществляться системная и планомерная работа по формированию основ безопасного поведения у детей на дорогах. 

В процессе обучения педагоги подходят к детям дифференцированно, учитывая их индивидуальные возможности, используют различные формы обучения, такие как рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, отгадывание загадок и кроссвордов; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры-соревнования, игры-драматизации и другие интересные для детей формы и методы работы.

В дошкольном возрасте знания должны закрепляться прочтением и анализом произведений художественной литературы.

Для старших дошкольников проводятся музыкально-спортивные праздники и досуги «Правила дорожные детям знать положено», «Путешествие по Светофории», «Дорожная азбука», «Грамотный пешеход».

Во всех группах оформлены уголки ПДД. Родителей интересует информация, представленная в этих уголках. Так же с родителями проводятся тематические беседы и консультации. Знакомим родителей с организацией досугов, привлекаем их к подготовке и проведению совместных мероприятий по изучению ПДД.

Детей младшего дошкольного возраста учим различать грузовые и легковые автомобили. С помощью игр с несложными правилами и сюжетом формируем умение определять красный, желтый, зеленый цвет, и даем первичные представления о работе светофора.

Детей среднего возраста знакомим с улицей, дорогой, тротуаром. В игровых ситуациях учим правильно входить в транспорт и выходить из него. Особое внимание в этом возрасте уделяем индивидуальной работе с детьми: рассматриванию картинок, обыгрыванию различных ситуаций. Начинаем формировать представления об одностороннем, двухстороннем движении, даем детям представление о пешеходном переходе, соответствующем знаке, как правильно переходить дорогу.

Детей старшего дошкольного возраста знакомим со светофором, его назначением, с такими понятиями, как «пешеход», «проезжая часть дороги», «дорожный знак», «осторожно дети», «пункт медицинской помощи», «телефон», «пункт питания». Воспитываем внимание, культуру поведения в общественных местах. Дети узнают и о работе регулировщика и сотрудников ГИБДД. Проводим  беседы, предлагаем логические задачи.

И конечно, нам не обойтись без помощи родителей, они играют огромную роль в работе по изучению правил дорожного движения. Родители понимают, что ребенок запоминает, как ведут себя его близкие (равно как положительное, так и отрицательное поведение). Поэтому изучение правил поведения на дороге начинается с того, как ведут себя в сходных ситуациях взрослые - родители, дедушка и бабушка, братья и сестры, а также все, с кем ребенок так или иначе соприкасается…

Воспитание безопасного поведения на дорогах у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным.

 Учит ывая особую значимость работы в данном направлении детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования С самого раннего детства ребенок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идет по улице, или пассажир в маршрутном транспорте, автомобиле. Дорога и улица являются для ребенка источником огромной опасности. И зачастую именно дети становятся виновниками аварий. Поведение детей на дороге непредсказуемо и не необъяснимо. Это связано с их возрастными и психофизиологическими особенностями. Психофизиологическая система ребенка, по сравнению со взрослым, находится в состоянии становления, и еще не достигла своего полного развития. Плохая координация движений, неразвитость бокового зрения, неумение сопоставить скорость и расстояние, отсутствие навыков ориентации в пространстве, медленная реакция на смену сигналов светофора, потребность в постоянном движении приводит к тому, что дети неспособны правильно оценить дорожно-транспортную обстановку.

Поэтому проблема обучения правилам поведения дошкольников на дороге актуальна и современна, её решение помогает формировать у детей навыки безопасного поведения в дорожно-транспортной среде, и как следствие – снизить количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Этого возможно добиться при условии четко спланированного и последовательного взаимодействия воспитателя с воспитанниками в ходе образовательного процесса. Этот процесс достаточно сложный и длительный, требующий разнообразных форм организации работы.

Формы организации работы по формированию навыков безопасного поведения у старших дошкольников должны быть разнообразны и вызывать положительные эмоции и интерес детей.

В изучении правил дорожного движения особенно важным является приобретение умений и навыков в процессе игровой деятельности. Игра есть основной вид активности дошкольников, в процессе которой они упражняют свои силы, расширяют ориентировку в пространстве, усваивают социальный опыт.

Особый интерес по изучению правил дорожного движения вызывает у детей сюжетно- ролевые игры: «Перекресток», «Автобус», «Дорожный патруль», «Инспектор ДПС», «Такси», «Мы шоферы». Эти игры лучше проводить в условиях автомобильного городка, на участке детского сада, специально отведенных местах, оборудованных интерактивной доской, автоматическим светофором, дорожными знаками, соответствующими сюжетно-ролевыми костюмами.

Обыгрывание с детьми различных ситуации на дороге способствуют лучшему усвоению правил дорожного движения.

А подвижные игры: «Бегущий светофор», «К своим флажкам», «Займи свое место», «Автомобили», «Перекресток», «Сигналы светофора», «Мы водители», «Самый быстрый», «Умелый пешеход» способствуют закреплению определенных навыков и умений и вызывают положительные эмоции и хорошее настроение у детей.

Разработка маршрута «Безопасная дорога в детский сад» поможет обучить ребёнка ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения в детский сад и обратно; обучить родителей, принимающих участие в составлении «маршрута», ориентированию в дорожной обстановке и предотвращению типичных опасностей.

Маршрут от дома в детский сад разрабатывается совместно родитель + ребенок. Каждый разрабатываемый маршрут обсуждается с ребёнком, он должен уметь объяснить его.

Беседа и работа с наглядным материалом одна из самых доступных форм организации работы по изучению ПДД. Во время бесед с детьми можно обсудить следующие темы: «Виды транспортных средств», «Опасности на улицах», «Правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке», «Правила перехода проезжей части со взрослыми», «Виды и сигналы светофоров», «Зачем нужны дорожные знаки», «Пешеходный переход: подземный, надземный, наземный». Создание проблемной ситуации с привлечением героев усиливают познавательный интерес и сделают ситуацию неординарной, оттого более запоминающейся. Эффективными формами работы являются изменение сюжета сказок с решением логических задач, ситуаций-загадок.

В работе с детьми дошкольного возраста важен принцип наглядности. Поэтому важно использовать макеты светофора, дорожные знаки, разные виды транспортных средств и другой сопутствующий материал.

На занятия по развитию речи и во время чтения художественной литературы включать произведения по теме: В. Семернина «Запрещается – разрешается», В. Кожевникова «Светофор», А. Дорохова «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум», «Подземный ход», В. Орловой «Пешеходу», С. Волковой «Торопышка переходит дорогу», «Торопышка на улице», М. Приходкиной «По улицам города», Н. Сапотницкой «Правила маленького пешехода», В. Тимофеевой «Азбука безопасности», Н. Носова «Автомобиль», С. Маршака «Для пешеходов», А. Мецгер «Про машины»

Мотивировать детей составлять рассказы, заучивать стихи, пословицы, загадки, считалочки.

При изучении с детьми правил дорожного движения использую дидактические игры: «Какой знак», «Доскажи словечко», «Угадай знак», «Собери машину», «Четвертый лишний», «Игра в слова», «Группы дорожных знаков», «Виды транспорта», «Умники и умницы», «Я-грамотный пешеход», а также настольно – печатные игры: «Правила движения», «Подбери знак», «Умный светофор», «Улица». Работу с дидактическими играми целесообразно проводить индивидуально или небольшими подгруппами.

Закрепить полученные знания помогут занятия художественным творчеством. Дети рисуют различные виды транспорта и дорожные ситуации на тему: «Улица нашего города», «Веселый светофор», «Дорожные знаки». Развивать умение вырезать деталь транспортного средства: колеса, кабину, кузов, окна, располагать на листе бумаги заготовки, правильно выполнять последовательность их наклеивания продолжаем на аппликации. Темы для аппликации: «Светофор», «Автобус», «Наши помощники – знаки дорожные».

Конструирование развивает у детей воображение, умение делать постройки домов, дороги, транспорт из разного строительного материала. Дети самостоятельно строят улицу в групповой комнате, обыгрывают ее. Темы для конструирования «Макет нашей улицы», «Гаражи», «Машины».

Выяснить уровень знаний детей о правилах дорожного движения помогут викторины и различные конкурсы. Такую викторину целесообразно проводить в начале учебного года и в конце. Таким образом, в игровой ненавязчивой форме можно определить уровень сформированности представлений дошкольников о правилах поведения на дороге.

Наблюдение, целевая прогулка, экскурсия направлены на закрепление знаний детей о безопасности дорожного движения. Прогулка может быть к пешеходному переходу, к светофору, к проезжей части, где можно наблюдать за движением машин и работой водителя.

     Таким образом, работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма должна проводиться планово, системно и постоянно, естественно и органично интегрироваться в целостный педагогический процесс. А формы организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма должны быть интересными и разнообразными и вызывать положительные эмоции у детей и родителей.

        Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.

Задачи:

Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.

Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Принципы:

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

Принцип взаимодействия дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Этапы реализации:

I этап –  младшая группа (дети 3-4 лет);
II этап – средняя группа (дети 4-5 лет);
III этап – старшая группа (дети 5-6 лет);
IV этап – подготовительная к школе  группа (дети 6-7 лет).

Ресурсное обеспечение:

Уголки дорожного движения в раздевалках детского сада.

Наглядный материал: транспорт различного функционального назначения, настольно – печатные игры, дидактические игры по ПДД; плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации, атрибуты для сюжетно-ролевой игры « Транспорт», дорожные знаки.

 

Организация работы с дошкольниками 

Обучение правилам дорожного движения даст желаемый результат, если оно прочно связано со всеми разделами программы (развитие речи, физическая культура, музыкальные занятия и др.), внедрено во все виды деятельности ребенка (занятия, игра, самостоятельная деятельность). Организация такой работы не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить регулярно, планово, систематически.

Формы работы с дошкольниками: Наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, заучивание стихов, рассматривание картин и иллюстраций, занятия, развлечения, конкурсы, соревнования, игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые), просмотр видеофильмов, беседы, обсуждение ситуаций, самостоятельная деятельность.

Организация работы с педагогами 

Чтобы уберечь ребенка от несчастных случаев на дороге, необходимо научить его безопасному поведению. Первым учителем, который может помочь решить эту задачу, должен стать воспитатель детского сада. Однако, чтобы педагог смог доступно и правильно донести до ребенка необходимые знания, требуется специальная подготовка воспитателя. Для ее реализации  ответственный за профилактику ДДТТ организует следующиеформы работы с сотрудниками:

Инструктаж по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма; тематические семинары-практикумы, консультации; изучение методической литературы; организация  конкурсов, выставок, мастер-классов; показ открытых занятий.

Организация работы с родителями 

Вся работа с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах города должна происходить в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольном возрасте.

Формы работы с родителями: 

Индивидуальная педагогическая помощь (беседы, консультации), встречи с сотрудниками ГИБДД; просмотр открытых занятий, инсценировок по теме; изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, моделей светофора, дорожных знаков; участие родителей в конкурсах; общие и групповые собрания; анкетирование; тематические выставки (рисунки, художественная и методическая литература, дидактические игры), оформление стендов в родительском уголке.

С раннего возраста приучайте детей соблюдать Правила дорожного движения. И не забывайте, что личный пример – самая доходчивая форма обучения. Помните! Ребенок учится «законам дороги», беря пример с вас, родителей, и других взрослых. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструкция для лица, ответственного за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганду безопасности дорожного движения

Инструкция для лица, ответственного за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганду безопасности дорожного движенияhttp://pravoberezh.wmsite.ru/otdely/centr-po-bdd/...

План по дополнительной образовательной работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, изучению правил дорожного движения и основ безопасности на дороге

АктуальностьВ современном мире опасности подстерегают человека на каждом шагу. Одной из них, угрожающей жизни и здоровью человека, является опасность на улице и дороге. Как известно, в нашей стране, к...

План работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде безопасности дорожного движения

План работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде безопасности дорожного движения...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ОО «Социально-коммуникативное развитие» по основам безопасности дорожного движения для детей старшей группы с ОВЗ: «Нужно всем участникам движения соблюдать законы уважения!»

Формирование у детей навыки осознанного безопасного поведения на улице, в транспорте.Систематизирование знаний детей о правилах поведения и культуре общения в транспорте....

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения у дошкольников

Цель: формирование основ безопасности дорожного движения. Задачи: - Познакомить детей с видами транспорта (автобус, троллейбус, грузовик, легковая машина, скорая помощь, пожарная, полицейская ма...

методическая разработка по предупреждению дорожно транспортных проишествий. Развлечение по ПДД в гостях у Светофора Сдоветофорыча. Профилактика безопасности дорожного движения; дорожно-транспортного травматизма.

Формироваание у детей интереса к изучению ПДД. Формирование у детей основы безопасного пведения на улице. Беседа о сигналах светофора, рассматривание знаков, прослушивание песенок по теме....