мониторинг
учебно-методический материал (старшая группа)

мониторинг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_po_metodike_radynovoy.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

 МОНИТОРИНГ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 6 ЛЕТ

Автор методики: Радынова О.П.

Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития. Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей.

Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт.

Диагностика проводиться в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые – индивидуально.

Диагностика проводится на программном материале.

Цель:

Обследование проводится для выявления у детей трёх основных музыкальных способностей:

- ладового чувства,

- музыкально – слуховых представлений,

- чувства ритма,

- организации коррекционной работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.

Метод:

Наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и индивидуально, а также выполнение специально подобранных заданий.

Оценка уровня музыкальных способностей:

Оценивать уровень музыкальных способностей рекомендуется по трехбалльной системе:

3 – высокий уровень (ребёнок самостоятельно справляется с заданием).

2 – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого).

1 – низкий уровень (ребёнок не справляется с заданием).

При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:

Ладовое чувство

1.Внимание

3 – Слушает музыку, не отвлекаясь от начала до конца. Внимание сосредоточено.

2 - Слушает музыку, слегка отвлекаясь. Внимание слегка рассеяно.

1 - Слушает музыку невнимательно. Внимание рассеяно.

2.Просьба повторить

3 – Эмоционально отзывается на музыку, высказывает свои суждения, хорошо ориентируется в знакомых муз. произведениях. Просит

повторить.

2 – Проявляет недостаточную эмоциональную отзывчивость. Не очень активно реагирует на прослушанное музыкальное произведение.

Просит повторить с наводящих вопросов педагога.

1 – Никак не реагирует на прослушанную музыку. Не способен запомнить музыку. Не просит о повторе музыкального произведения.

3. Наличие любимых произведений

3 – Перечисляет знакомые пьесы, имена композиторов. Узнаёт муз. произведение по вступлению, по отдельным частям, называет

любимые, объясняя почему они нравятся.

2 – Называет музыкальные произведения с наводящих вопросов педагога, путается в названиях произведений.

1 – Не проявляет никакого интереса к музыкальным произведениям, затрудняется с названием музыкальных произведений, их авторов.

4. Эмоциональность

3 – умеет выразить свои чувства в слове, выразительность мимики и пантомимики, умеет передать разнообразную гамму чувств, исходя

из музыки и её содержания

(страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревога), а также сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении.

2 – не ярко проявляет свою эмоциональность

1 – не умеет выразить свои чувства в слове, отсутствие выразительности мимики и пантомимики, а также не сопереживает тем чувствам,

которые выражены в произведении.

5. Высказывания о музыке с контрастными частями

3 - Определяет характер музыкальных произведений и их жанр. Самостоятельно различает 2 -3 частную форму.

2 – Определяет 2 – 3 частную форму, иногда ошибаясь, со словесной помощью педагога.

1 – Не различает форму музыкального произведения.

6. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту

3 – Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям.

2 - Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям, но допускает ошибки.

1 – Затрудняется с выполнением задания.

7. Определение окончания мелодии

3 – Точно определяет окончание мелодии с первого раза.

2 – Определяет окончание мелодии с помощью педагога.

1 - Не может определить окончание мелодии после нескольких попыток и при помощи педагога.

8. Определение правильности интонации в пении у себя и у других

3 – Очень чувствителен к точности интонации

2 – Сомневается в определении точности интонации у себя и у других.

1 – Не может определить точность интонации ни у себя, ни у других.

Музыкально – слуховые представления

1. Пение знакомой мелодии с сопровождением

3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.

2 – Поёт, не всегда чисто интонируя.

1 – Поет, неточно интонируя, с помощью педагога.

2. Пение знакомой мелодии без сопровождения

3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.

2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.

1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.

3. Пение малознакомой мелодии с сопровождением

3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.

2 – Поёт, не всегда чисто интонируя, с помощью педагога.

1 – Поет, неточно интонируя, или вообще не поёт.

4. Пение малознакомой мелодии без сопровождения

3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.

2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.

1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.

5. Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3 – 4 звуков на металлофоне

3 – Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.

2 - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога.

1 - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.

6. Подбор по слуху малознакомой попевки

3 – Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.

2 - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога.

1 - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.

Чувство ритма

1. Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии (более сложного, чем в младших группах);

2. Выразительность движений и соответствие их характеру музыки с малоконтрастными частями;

3. Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).

Этапы оценивания.

 

Работая по программе «От рождения до школы» (Под редакцией Н.Е.Вераксы, Н.Е. Комаровой, М.А. Васильевой), учитывая новые ФГОС для дошкольных учреждений, мной была проведена диагностика в образовательной области «Музыка» детей дошкольного возраста по направлениям:

1.    «Слушание».

2.    «Пение»

3.    «Музыкально-ритмические движения».

4.    «Игра на детских музыкальных инструментах».

Основная задача этой диагностики – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности

Диагностика проводилась в три этапа.

1 этап «Нормативно - установочный» имел своей целью определить единые методологические подходы, требования программы, направленных на художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста.

Мной использовались методики:

  • Развитие у дошкольников элементарных музыкальных понятий - методика - О.П.Радыновой «Слушаем музыку».
  • Изучение вокально-слуховой координации дошкольника – методика - Н. Метлова «Учите детей петь»
  • Анализ развития танцевально-игрового творчества дошкольников - методика А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика», а также авторская  программа Т.И. Суворовой «Танцевальная ритмика».
  • Анализ усвоения навыков игры на шумовых и звуковысотных детских музыкальных инструментах - по программе Т. Тютюнниковой  «Элементарное музицирование с дошкольниками».

2 этап: Технологический, в процессе которого осуществляется полный цикл методик мониторинга. Уточнялась технология его проведения и состояние процесса музыкального воспитания в ДОУ на основании оценки его результата.

3 этап: Обобщающий, в ходе которого подведены итоги мониторинга, сравнение результатов технологического этапа, определение теоретической и практической значимости проведенного данного исследования.

Мониторинг проводился на одной дошкольной группе в течение 2-х лет: младший, средний, старший возраст.

В мониторинге зафиксировано 26 детей в период с 4-до 6 лет. (2016-18г)

Проанализировав диагностические карты, и опираясь на свой опыт работы, я разработала свою диагностику по данным направлениям.

Слушание:

  • Эмоциональное впечатление
  • Владение элементарными музыкальными понятиями
  • Восприятие звука по высоте
  • Узнавание знакомого материала
  • Анализ

Пение:

  • Вокально-слуховая координация
  • Выразительное пение
  • Умение петь: соло, хоровое пение
  • Песенное творчество
  • Импровизация

Музыкально-ритмическое движение: 

  • Развитие музыкально-ритмических движений
  • Эмоционально-образное содержание
  • Формирование навыков художественного исполнения программных образов
  • Импровизация танцевально-игрового творчества.

 Игра на детских музыкальных инструментах:

  • Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и оркестровой обработке
  • Совершенствование навыков игры на металлофоне, ударных музыкальных инструментах, русских народных инструментах.
  • Умение исполнять музыкальные произведения в оркестре, в ансамбле.


Музыкальное творчество

Музыкально-образовательная деятельность.