Опыт работы по нравственному воспитанию дошкольников
материал (подготовительная группа)

Соболева Наталья Вениаминовна

Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого человека, связана с поведенческими правилами, и от правильности поведения зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми. Этикет является составной частью нравственной культуры человека и формируется посредством воспитания. Этикет как внешняя форма поведения личности всегда связан с определенным внутренним моральным содержанием духовного мира личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

   В системе народного образования особое внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения. В современном обществе нравственном воспитание детей с раннего возраста приобретает особую значимость. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.

   Известный русский просветитель XVIII века Николай Иванович Новиков полагал, что нравственные основы воспитания закладываются в семье. Особого внимания заслуживают нравственные правила Н.И. Новикова: уважение к старшим; любовь к людям труда, презрение к праздности, скуке; честность, мужество.Например: «Имей к людям уважение, если уважаем быть хочешь»; «Праздность – мать всем порокам»; «Если ты виноват, то винись скорее: упрямством умножишь и вины, и беды». Русский просветитель отмечал, что «процветание государства, благополучие народа зависит от доброты нравов, а доброта нравов неотъемлема от воспитания…Через него привычка к порядку, отечественный дух, благородная народная гордость».

    Нравственные нормы и правила хорошего тона усваивались дворянскими детьми, прежде всего в семейном кругу. Почитание старших было одним из основополагающих элементов традиционного русского воспитания. Мы живём в другую эпоху, изменились наши традиции. Но мы не должны забывать то ценное, что было в нашей истории.

   Большую роль в нравственном развитии личности дошкольника сыграл и Сухомлинский В.А., отводя важную роль в воспитании детей семье. Он говорил: «Ребёнок – это зеркало нравственной жизни родителей». Семья оказывает огромное влияние на ребёнка. Пример родителей, взаимоотношения в семье, организация совместного труда и досуга – всё это имеет своё определённое значение. Детям свойственно стремление к подражанию, поэтому многое в их нравственном развитии зависит от культуры взаимоотношений в семье, от той атмосферы, которая сложилась в ней.

   Авторы, виднейшие российские учёные и педагоги: Максакова А.И. Формановская, Островская Л. Ф., Чуканова З., Юдина Н., Одинцова Л. и другие практические работники опубликовали свои статьи, которые отражают суть исследуемой мной темы. Вышли в печать сборники российских авторов, пособия по этикету: Богуславская Н.Е. 1997, Гурьянова М.Е. 1998, Дунцова К.Г. 1990, Лом И.М. 1994, Насонкина С.А. 1997, Пивовар В. 1998, Рукавчук Л.И. 1997, Хаткин Н.Б. 1997, Кузин Ф.

  Мы очень часто культуру поведения, культуру общения осваиваем на практике: в семье, в дошкольных учреждениях, в школе, в транспорте, на собственных промахах и ошибках. Вот почему есть необходимость в широкой пропаганде культуры поведения и повсеместном внедрении правил этикета.

   Во многих странах этикет начинают изучать в дошкольном возрасте. Сейчас в США существует специальный институт этикета, носящий имя Э. Поста — одного из популярных писателей, книга которого по культуре поведения, вышедшая 1922 г., переиздавалась около 100 раз. Колоссальным успехом пользуются книги Д. Карнеги, для широкого круга читателей печатаются работы Камычек Я., Смолка К., Фромма А., Честара Д. и др.

   Отсутствие умения общаться, навыков поведения в обществе, за столом, получаемых в детстве, впоследствии вселяет в человека неуверенность в себе, боязнь сделать что-нибудь не так. В результате теряется естественность в поведении. Человеку кажется, что все взоры устремлены именно на него. Потерявший уверенность, делает одну ошибку за другой, невпопад отвечает на вопросы, замыкается в себе.

  Современное общество ставит перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры. Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире. Начинать обучение правилам и нормам этикета необходимо в дошкольном возрасте. Воспитатель для дошкольника первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. Воспитатель не только формирует культуру поведения дошкольников, но через них способствует, развитию внутренней и внешней культуры родителей своих воспитанников, таким образом, влияя на современное состояние общества.

   А всё ли мы сделали для того, чтобы вырастить нравственно здоровых детей? Задала я себе этот вопрос и задумалась над этой проблемой. Перечитала заново методические книги, труды наших классиков-педагогов, приобрела много новых изданий. Пришлось по крупицам собирать рекомендации, советы, предложения. Так возникла идея работать в этом направлении.  Был разработан долгосрочный проект “Этикет для дошкольников». Работа началась с определения уровня владения этикетом непосредственно детей своей группы и их родителей. Результаты проведённого исследования были неожиданные - знание правил и даже их понимание детьми далеко не всегда обеспечивали их выполнение.

По данной теме я ставила перед собой следующие задачи:

  • изучить с дошкольниками понятия «этикета» и «культурного человека»;
  • формировать культурное уверенное поведение у детей в разнообразных жизненных ситуациях;
  • развивать у детей навыки общения с окружающими их людьми;
  • воспитать у детей нравственные качества, необходимые в обществе;
  • проводить работу с родителями по вопросам нравственного воспитания своей семьи.

На практике я поняла, что обучать дошкольников хорошим манерам «на ходу» нецелесообразно. Например, если во время еды начать учить пользоваться ножом, то объяснение нового отвлечет ребёнка, может вызвать отрицательные эмоции и негативно сказаться на усвоении пищи и даже на аппетите. Поэтому при знакомстве с правилами хороших манер и упражнения в их выполнении, я решила использовать следующие формы организации работы с детьми:

  • специально организованных занятия;
  • игры (дидактические, народные, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные);
  • беседы;
  • чтение художественной литературы;
  • создаем различные проблемные ситуации;
  • рассматриваем иллюстрации;
  • экскурсии;
  • встреча с интересными людьми;
  • мастер-класс (сервировка стола к различным праздникам; техника «Пейп-Арт», техника скручивания салфеток);
  •  праздники;
  • развлечения;
  • видеофильмы;
  • презентации;
  • художественное творчество.

Работа с детьми состояла из системы занятий, включающих в себя широкий спектр этикетных правил по следующим тематикам:

- «Правила приветствия»: вежливые способы обращения друг к другу в зависимости от времени суток и от собеседника; как представляться и представлять других; «волшебные» слова.

- «Речевой этикет»: общение по телефону, способы обращения к собеседникам, умение кратко излагать свои мысли и понимать звуковые сигналы.

- «Культура внешнего вида»: опрятность, чистота, удобство и уместность внешнего вида в зависимости от ситуации, времени года и времени суток.

- «Этикет и мой дом»: красота, чистота и уют дома, обращение с игрушками, порядок в детской комнате.

- «Поведение в общественных местах»: правила для пешеходов (как переходить улицу, понимать знаки светофора и дорожных знаки), поведение в транспорте, прогулка в лесу, поведение в театре, музее, кинотеатре и гардеробе.

- «Гостевой и подарочный этикет»: обращение с подарком, культура преподнесения подарка, правила поведения для гостей и приема гостей.

- «Столовый этикет»: сервировка стола, культурное поведение за столом и правила пользования столовыми приборами.

- «Семейный этикет»: секреты семейного счастья, правильное построение межличностных отношений с мамой, папой, родственниками, братьями и сестрами, а также с домашними питомцами.

- «Этикет межличностных отношений»: секреты дружбы, взаимоотношения между девочками и мальчиками.

   Главным содержанием занятий по основам современного этикета являются поведенческие правила, подкрепленные этическими и эстетическими нормами. В них можно включены беседы, игры, театрализованные представления, приглашение родителей, и т. п. – все это создает условия для наилучшего усвоения принятого в обществе порядка поведения. Практические упражнения, применяемые в процессе занятий, помогают технически отработать тот или иной поведенческий навык, например, уступить место в транспорте, поблагодарить за подарок, встать из-за стола, произнести комплимент и т. п. Игры в процессе занятий дают возможность интересно и показательно обучить детей; они раскрепощают, снимают состояние неловкости и неуверенности в себе. Чтобы каждый ребенок мог активно участвовать в играх и упражнениях, необходимо проводить занятия с небольшой группой (10-12 человек).

  Для активизации деятельности детей я использовала положительные оценки их участия, награждения призами победителей и проигравших. Утешительные призы снижают эмоциональное переживание от проигрыша и настраивают на дальнейшее участие в конкурсах и состязаниях. Также я активно вводила детское творчество, используя рисунки, поделки, придуманные детьми сказки и рассказы. Для дошкольника немаловажно значение имеет позитивный конец этикетной сказки, когда поссорившиеся герои помирились, неумехи научились что-то делать, незнайка многое узнал и понял, нарушители исправились. Для усиления эмоциональной направленности занятий использовала литературные, музыкальные и живописные произведения. В конце занятия подводился итог. Дети сами делали необходимые выводы, рассказывая о том, что узнали и как относятся к тому или иному поведенческому правилу. Я еще раз четко указывала на самое главное, что следует усвоить из занятия. Для закрепления правила рекомендовала простейшие домашние задания: придумать сказку, накрыть праздничный стол, сделать и подарить близким подарки.

 Однако обучение детей правилам современного этикета происходит не только на специально организованных занятиях, но и во всех режимных моментах жизни детского сада: приветствие во время сбора детей и прощание в конце дня, поведение за столом, прогулка по улице, встреча с артистами кукольного театра, праздничное веселье, игры на свежем воздухе и в группе, участие в различных занятиях.

  Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета проводится при соблюдении педагогических и этикетных принципов. Воспитание детей осуществляется в процессе деятельности, при единстве требований воспитателя и родителей; педагогическое руководство сочетают с развитием детской инициативы и самодеятельности, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.

Принципы обучения: научность, энциклопедичность, наглядность, систематичность, сознательность и активность детей, прочность обучения, индивидуализация развития воспитанников.

Принципы этикета: разумность и необходимость поведенческих правил, доброжелательность и дружелюбие, прочность и красота манеры поведения, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций.

Основные способы педагогического воздействия на детей:

1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например, за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

2. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.

З. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.

    Не меньшее значение в поведенческой культуре имеют и принципы современного этикета, которыми я руководствовалась:

  • разумность и необходимость соблюдения правил этикета;
  • проявление уважения, дружелюбия, доброжелательности, порядочности;
  • отработка прочных манер;
  • обращать внимание на свой внешний вид;
  • умение делать всё красиво, вызывая своим поведением эстетическое наслаждение;
  • соблюдение национальных обычаев и традиций.

   Знакомство ребенка с нормами этикета происходит еще в раннем детстве, когда малыш только начинает включаться в окружающий его социум. Знания о правилах приветствия, о культуре еды и требованиях к внешнему виду малыши получают от родителей, которые их передают из поколения в поколение. Поэтому так важно в начале программы провести работу с родителями и обсудить с ними уровень и необходимость владения ребенком этикетными правилами.

Работа с родителями осуществлялась в форме:

- беседы по вопросам нравственного воспитания детей;

- организации выставки семейных традиций (кулинарные рецепты, фотографии путешествий по музеям, в другие страны);

- консультации по методическому обеспечению изучения этикета в домашних условиях (книги, Интернет-ресурсы, устный журнал);

-оформление папок, уголков-передвижек с рекомендациями по воспитанию детей;

-мастер-класс (сервировка стола к различным праздникам; техника «Пейп-Арт», техника скручивания салфеток);

-родительское собрание (собрание-студия, собрание-практикум, ток-шоу, собрание-выставка).

  Воспитание поведенческой культуры предполагает совместную работу воспитателя и родителей. Родители, а также бабушки и дедушки принимали участие в занятиях, например, по темам «Столовый этикет», «Посещение театра или кафе», «Прием гостей». Они не только наблюдали за своими детьми, но помогали мне, вооружались теми правилами, которыми овладевали их дети.

  Организуя специальные родительские консультации или собрания на темы «Этикет», я руководствовалась принципом «взрослого человека надо учить осторожно и навязчиво». Моя цель – довести до сознания родителей важность формирования у детей этикетного поведения и необходимость специальных занятий для этого; добиться, чтобы им самим хотелось участвовать в этой работе дома и в дошкольном учреждении; расширить их знания по содержанию современного этикета. Для освоения взрослыми поведенческого порядка, принятого в обществе предлагала специальную литературу.

 После проведенной в течение 2-х лет целенаправленной работы в средней и старшей группах, я снова провела сравнительный анализ уровня усвоения этикета детьми. Результаты показали, что целенаправленная деятельность по этическому воспитанию дошкольников способствует повышению самооценки детей, сплочению детского коллектива, снижению конфликтности, развитию у детей эмпатии, творческих способностей, воображения, самооценки и взаимооценки, наблюдательности, воспитанию основ нравственности и культуры поведения. У детей старшего дошкольного возраста были сформированы дружеские взаимоотношения, привычка играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям взрослых и установленным нормам поведения. Дети этого возраста проявляли большую активность, самостоятельность и инициативность не только в играх и при самообслуживании, но и в разнообразном труде, на занятиях. Приобретенные и усвоенные навыки они использовали в новых для них ситуациях, а заботу, вежливое и доброжелательное отношение распространяли на всех окружающих, даже незнакомых.

   Изучив содержание и сущность этикета, я пришла к выводу, что в основе этикетного поведения всегда лежат нравственные нормы, а эстетика поведения является его необходимым условием. Именно поэтому, говоря о соотношении этикетного, этического и эстетического в поведении можно выделить три основных поведенческих критерия: как вести себя правильно, т.е. в соответствии с принятым в обществе порядком поведения; как вести себя хорошо, т.е. в соответствии с нравственными нормами; как вести себя красиво, т.е. получая от своего поведения и эстетическое наслаждение.

 Исходя из этих позиций, я обобщила и систематизировала имеющийся материал по этикету для дошкольников по разным возрастным группам. В каждой группе определены задачи и представлен тематический план их реализации и содержание работы.

  Опыт доступен и может быть использован воспитателями дошкольных учреждений в массовой практике. Данные формы работы с дошкольниками наиболее эффективны при изучении этикета в детском саду.

  Игровые приемы, включенные в воспитательный процесс, сочетаемые с этическими беседами раскрывают перед детьми наглядные образцы повседневного общения. Творческий подход к делу и фантазия воспитателя помогут в разнообразии игровой деятельности детей, в ходе которой они осваивают мир. Роль воспитателя в самой игре может быть различна. В одном случае он подскажет ее сюжет, в другом – будет играть в ней ведущую роль, в третьем – принесет необходимый для нее материал, в четвертом – станет наблюдать за детьми и делать педагогические заметки. Воспитатель и дети – соавторы любой игры. Нельзя забывать о детской самодеятельности и инициативе, надо только направлять их для обучения правильному поведению. Нравственно направленные занятия, беседы содержат не только правило этикета, но и интересные практические упражнения в культурном общении. Тогда можно эффективнее воздействовать на внутренний мир ребенка. Практический материал, представленный в опыте (конспекты, консультации для родителей, памятки, сценарии праздников) также будет полезен педагогам дошкольных учреждений.

 ВЫВОДЫ

 Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого человека, связана с поведенческими правилами, и от правильности поведения зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми. Этикет является составной частью нравственной культуры человека и формируется посредством воспитания. Этикет как внешняя форма поведения личности всегда связан с определенным внутренним моральным содержанием духовного мира личности.

Этикет воплощает в себе формы общения, являющиеся типичными для каждого общества. В традиционном обществе — это ритуалы, обряды, церемонии, где можно найти шаблоны поведения, которые позже приобрели характер этикетных форм.

Воспитание культуры поведения, культуры общения — процесс сложный и длительный и происходит постепенно. Его эффективность зависит от единства и целостности всего воспитательного процесса и предполагает особую организацию быта повседневной жизни детей; вариативность условий воспитания; высокий уровень организационно-педагогических усилий в дошкольном учреждении; обязательную связь семейного и общественного воспитания; единство сознания, чувств и поведения, а также побудительной и исполнительской регуляции поведения.

Работая в этом направлении, я пришла к выводу, что вежливость не рождается сама собой. Её воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду. Так, чтобы человек – будь то маленький или взрослый – дарил окружающим искреннюю улыбку.

И кому, как не воспитателям, педагогическому коллективу в целом, решать эту повседневную, если хотите (образно говоря), ювелирную работу. И мы верим, что сегодняшние воспитанники нашего детского сада, которым заложили зерно доброго, человеческого, вырастут настоящими людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки"

Данный опыт работы содержит информацию о том, как воспитывать и прививать лучшие человеческие качества на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях.             ...

опыт работы по нравственному воспитанию

отчет о работе педагогов по духовно-нравственному воспитанию...

Опыт работы.Духовно-нравственное воспитание.

Презентация "Формирование основ нравственности в процессе знакомства с праздниками православного календаря" Текст к слайдам....

Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Теоретическая часть»

Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Теоретическая часть»Научно теоретические основы использования художе...

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Статья: "Патриотическое воспитание, как одно из направлений работы с детьми в дошкольном учреждении"

   Аннотация: статья раскрывает вопросы, связанные с реализацией патриотического воспитания, как одного из направлений воспитательной работы в дошкольном учреждении. Приводятся пример...

Опыт работы "Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем"

Цель: формирование системы взаимодействия с социальными партнерами, направленной на приобщение дошкольников к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание любви к родному краю, к людям, ...

ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти

Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...