Проект «Зимующие птицы нашего города и края»
проект (подготовительная группа)

Афанасенко Елена Геннадьевна

формирование экологических знаний о зимующих птицах Приморского края и бережного отношения к ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение «Детский сад №27» г.Уссурийска Уссурийского городского округа

Проект

«Зимующие птицы нашего города и края»

C:\Users\Admin\Desktop\ноут\зимующие птицы\10551f9ccbee160146ce04a732fe62a6.jpg

                                                              Автор проекта:

Афанасенко Е.Г.

г.Уссурийск 2018

Паспорт проекта

Тип проекта: информационно-творческий.  

Образовательная область: познавательное развитие.

Девиз проекта: «Красна птица перьями, а человек учением»

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)

Возрастная категория: 6-7 лет

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.

Ресурсы проекта: научно-методическая и дидактическая литература о  зимующих птицах.

Информационные ресурсы: https://patefon.net/пение-птиц-звуки-птиц; https://yandex.ru/images/search?картинкабелоплечийорлан;

Структура проекта

Актуальность: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тема проекта «Зимующие птицы нашего города и края» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно родителями должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Проблема: Проведя беседу с детьми, предложив демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), не все дети назвали правильно птиц, которые остаются зимовать в нашем городе, не знают и не называют птиц, которые прилетают в наш край на зимовку. Из этого следует, что у детей недостаточно информации о зимующих птицах, что мало они наблюдают в природе за ними, что не сформированы у них навыки оказания помощи птицам зимой.

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и бережного отношения к ним.

Задачи: закрепить и уточнить знания детей о зимующих птицах, их разнообразии, особенности жизни зимой, о роли человека в жизни зимующих птиц. Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Предполагаемые результаты реализации проекта: у детей сформированы и расширены знания о зимующих птицах; в предметно-развивающей среде доступна информация для детей по теме «Зимующие птицы» в виде книжки «лепбук», у детей появилось желание помогать птицам в холодное время года, дети и их родители приняли активное участие в оказании помощи зимующим птицам.

 

Этапы реализации проекта

1этап – подготовительный

  • Сбор информации по теме проекта «Зимующие птицы нашего города и края»
  • Подбор методического и дидактического материала о зимующих птицах.
  • Подбор аудио и видео материалов о зимующих птицах.
  • Диагностические  исследования: выявить, что знают дети о зимующих птицах, их разнообразии, жизни в зимнее время, кто и как заботится о птицах зимой.

2этап – основной (практический)

1.Работа с детьми

-  Познавательное развитие: беседы: «Как узнать птиц?», «Кто от зимы не улетает?», «Пользу или вред приносят птицы?»; решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой?».

- Речевое развитие: чтение стихотворений А.Яшин «Покормите птиц зимой», С.Михалков «Птичья столовая», А.Барто «Скачет шустрая синица», Т.Евдошенко «Берегите птиц», А.Пркофьева «Свиристели»; чтение рассказов: Г.Скребицкий «Появились синички».В.Бианки «Синичкин календарь», «Холодно в лесу, голодно»Л.Воронкова «Птичьи кормушки»; составление рассказов по иллюстациям, разгадывание загадок.

- Художественно-эстетическое развитие: рисование «Зимующие птицы», «Снегири на ветке»; лепка «Синичка»; музыкальное развитие: слушание музыки «Голоса птиц».

- Физическое развитие: подвижные игры: «Воробышки и кот», «Совушка», «Птицелов», физминутки по теме «Птицы»,  гимнастика для глаз «Птичка летает».

- Игровая деятельность: дид/игры: «Что за птица?», «Какая птица улетела?», «Четвертый лишний», «Угадай птицу по описанию»; настольные игры: «Разрезные картинки», «Домино»; сюж.рол.игра «Птичий двор»;

2 Работа с родителями:

- Консультация на тему: «Из чего можно сделать кормушку для птиц», «Они остались зимовать мы им будем помогать»; рекомендации для родителей: покормите птиц вместе с детьми, понаблюдайте за птицами, принесите корм для птиц; изготовление кормушек родителями, развешивание их на участке.

3этап - заключительный

1Итоговое мероприятие: НОД «Зимующие птицы нашего города и края»; оформление результата проекта в виде книжки «Лепбук»  «Зимующие птицы»; выставка рисунков по теме: «Зимующие птицы».

Конспект НОД по познавательному развитию

«Зимующие птицы нашего города и края»

Цель: формировать знания детей о зимующих птицах.

Задачи: закрепить и уточнить представления детей о зимующих птицах, их разнообразии (характерные внешние признаки, особенности жизни в зимних условиях, их питании). Познакомить с новой птицей, прилетающей в наш край, развивать познавательный интерес, умение выслушивать ответы своих товарищей до конца, формировать основы экологической культуры; обогащать словарь детей, учить составлять описательный рассказ о птице, давать полный ответ на вопрос. Воспитывать доброжелательное отношение к птицам, желание заботиться о них.

Словарная работа: существительные - воробей, сорока, дятел, клёст-еловик, синица, снегирь, свиристель, орлан; прилагательные – зимующие, красногрудый, черноголовый, желтогрудая, белобокая, юркая, малоподвижный, шустрый, драчливый, ленивый, белоплечий, смелые, выносливые; глаголы: скачут, летают, прыгают, охотятся, клюют, вьют, гнездятся, перелетают, зимуют, потрошит.

Современные педагогические технологии: здоровьесберегающие, игровые, развивающие, ИКТ.

Оборудование для педагога: картинки с изображением зимующих птиц, аудиозапись «Пение птиц», ноутбук, проектор.

Оборудование для детей: маски-шапочки с изображением птиц, разрезные картинки, ребус, логические задачки, картинки по теме, заготовка лепбука.

Ход НОД:

Звучит аудиозапись «Пение птиц»  

Воспитатель: Чьи голоса вы слышите?

Дети: птичьи, поют птицы.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о птицах. Много птиц обитает в наших краях. С наступлением зимы многие птицы улетели…Куда?  А некоторые остались зимовать, другие прилетают к нам на зимовку. Что же это за птицы? Как их можно назвать?

Дети: зимующие птицы.

Воспитатель: Почему они остались? Какие они?

Дети: Смелые, выносливые, не боятся мороза.

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся на выставку птиц. Каких птиц вы узнали?

Дети: сорока, воробей, дятел, снегирь…т.д.

Воспитатель: Хорошо, а давайте мы с вами устроим птичью ярмарку! Кто какой птицей хочет быть? Выбирайте (дети выбирают и одевают шапочки –маски на голову). Сейчас вы расскажите о себе-птичке: как зовут, какая по размеру, отличительные признаки.

Ребенок: «Я – воробей. Маленький, с круглой головой, короткой шеей, толстеньким туловищем. Клюв у меня тонкий, заостренный, короткие ножки, хвостик поднят вверх. Я шустрый и драчливый».

Воспитатель: Где же зимуют воробьи?

Дети: Воробьи живут под крышами домов, в щелях стен.

Воспитатель: Где они находят пищу?

Дети: Во дворах, люди прикармливают, на свалках, в кормушках.

Воспитатель: Есть такая примета: «Если воробей сидит нахохлившись, жди сильного мороза».

                  Эта птица непоседа, одного с березой цвета. Кто это? (сорока)

Ребенок: «Я - Сорока крупная птица с белыми перьями на боку, поэтому меня называют сорокой-белобокой. Хвост длинный, черный, ноги большие и сильные, большой клюв».

Воспитатель: А как передвигаются сороки?

Дети: Сороки летают, перепрыгивают с места на место, ходят небольшими шажками с приподнятым хвостом.

Ребенок: «Я маленькая птичка, зовут меня синичка. На голове черная шапочка, спинка желто-зелёная, брюшко желтое, тонкие лапки, короткий клюв. Я юркая, веселая птичка».

Воспитатель: Где синички устраивают гнезда?

Дети: Синички вьют гнезда в щелях пней, стволов.

Воспитатель: Чем можно подкормить синичку зимой?

Дети: Зернами, семенами, еще синички любят сало.

                    Физминутка «Скачет шустрая синичка»

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

                                                                                                            (А. Барто)

Воспитатель: Красногрудый, чернокрылый,

                          любит зернышки клевать.

                          С первым снегом на рябине,

                          он появится опять. Кто это?  (снегирь)

Ребенок: «Я – снегирь. На голове у меня черная шапочка, ярко-красная грудка, белые полоски на крыльях. Мало двигаюсь, люблю нырять в снег и купаться. Клюв короткий, толстый».

Воспитатель: Зачем снегирю такой клюв?

Дети: Снегирь расклёвывает ягоды рябины, семена клена, ест зернышки.

Воспитатель: (обращает внимание на птичку свиристель) Это тоже наш зимний гость! Как тебя зовут?

Ребенок: Свиристель, большая птица. У меня розовато-серые перья, на голове большой хохолок. На конце черного хвоста желтая полоска, на шее черный шарфик».

Воспитатель: Чем питается зимой свиристель?

Дети: Клюют ягоды рябины, боярышника.

Воспитатель: Зимой в наших краях можно увидеть и клеста. Где клёст?

Ребенок: «Меня зовут клёст. я большая птица с красно-коричневым оперением. Мой клюв как щипцы, толстый. Клювом я могу потрошить еловые шишки и доставать семена, а  потом сбрасываю их на землю. Еще меня называют клёст – еловик».

Воспитатель: Ребята, клест – единственная птица, которая выводит птенцов зимой.

Какую птицу называют «лесным доктором»? (дятел)

Ребенок: «Я по дереву стучу, червячка добыть хочу. У меня красная шапочка  на головке, на крыльях белые полосы. Крепкий клюв, которым стучу по стволу дерева, долблю кору и вытаскиваю из под нее насекомых».

              Физминутка  «Гимнастика для глаз»

Птичка полетела вверх (дети поднимают глаза вверх)

Птичка улетела вправо (смотрят вправо)

Птичка улетела влево (смотрят влево)

И спряталась на полу (смотрят на пол)

Воспитатель: Дети, я хочу познакомить вас с ещё одной птицей (на проектор выводится картинка). Это белоплечий орлан. Такое название он получил за белое оперение верхней части огромных крыльев (картинка). Орлан большая, крупная и хищная птица. Мощные ноги, как будто одеты в «белые штаны». Лапы и клюв птицы желтые. На конце лап мощные и черные когти, с особенными шипами для удержания добычи (картинка). Белоплечие орланы занесены в Красную книгу. В наш край эти птицы слетаются на зимовку. С удовольствием лакомятся рыбой в море (картинка на проекторе). Заметив добычу, они камнем бросаются вниз, поднимая тучу брызг и хватают рыбу цепкими когтями (картинка).  

Сейчас я предлагаю вам пройти «Гимнастику для ума»  

- Какая птица не появится у кормушки зимой? (иллюстрация на проекторе)

- Угадайте, какую зимующую птицу задумали. по первым звукам этих слов? (ребус на проекторе)

- Какая птичка улетела из домика? (иллюстрация на проекторе)

- Подумай и скажи Какой? Какая?  (картинки птиц на проекторе)

        Если снегирь мало двигается, то он какой? (малоподвижный, ленивый)

        У сороки белый бок, то она какая? (белобокая)

        У снегиря красная грудь, то он….  (красногрудый)

        У синички черная головка, то она…(черноголовая)

Игра «Собери птичку» (разрезные картинки)

Воспитатель: Как вы думаете почему зима – трудное время для птиц?

Дети: зима морозная, снежная. Птицам негде найти корм.

Воспитатель: Как мы можем помочь птицам зимой?

Дети: Можно сделать кормушки, насыпать корм, подкармливать птиц.

Воспитатель: Давайте еще раз посмотрим «Чем подкормить птиц зимой?» (таблица на проекторе).

Воспитатель: Я попросила ваших родителей помочь нам изготовить кормушки. Вот какие красивые кормушки получились. Мы развесим их на наше участке. Устроим птицам столовую. Я думаю, что мы поможем многим птицам и спасем жизнь многих птиц. А вы, как считаете? (выслушать мнения детей). О ком мы сегодня разговаривали? Что вам запомнилось? Что понравилось больше всего? (рассуждения детей).

Для того, чтобы вы лучше запомнили все о зимующих птицах, мы сделаем вот такую книжку (показывает заготовку лепбука). Она называется лепбук. Всю информацию вы сейчас разместите в этой книжке,  которую вы будете самостоятельно брать, рассматривать, рассказывать о птицах (дети самостоятельно размещают в кармашки картинки птиц, таблицы, иллюстрации, рисунки и т.д.).

                 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Зимующие птицы нашего края»

Данный прокт был составлен во время проведения экологической акции "Покормите птиц зимой".  Осуществлялось внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приемов по рас...

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

Проект «Зимующие птицы нашего края»

Тип проекта: познавательно-исследовательскийУчастники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатель группы   Срок реализации проекта: краткосрочный   Формы работ...

Проект "Зимующие птицы нашего края"

Очень важно сейчас, чтобы дети любили и уважали всё живое вокруг....

проект "Зимующие птицы нашего города"

 Птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественн...

Проект "Зимующие птицы нашего города"

Проект выполнен воспитателем совместно с воспитанницей подготовительной группы.Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека природе.Задачи:·...

Педагогический проект «Зимующие птицы нашего края» (реализация программы «Социокультурные истоки», категория «Добрая забота» Братья наши меньшие, Для детей младшего дошкольного возраста, 4 – 5 лет)

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культу...