Публичная лекция на конкурс "Воспитатель года 2019"
статья

Хаснулина Елена Сергеевна

Публичная лекция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnaya_lektsiya.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

   «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития детей». 
В.А. Сухомлинский

Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри. Разрешите представить вашему вниманию публичную лекцию на тему  «Основы смыслового чтения с детьми старшего дошкольного возраста».

Что такое смысловое чтение? Причины, побудившие меня погрузиться в изучение технологии  смыслового чтения? И какое отношение может иметь эта тема к дошкольному образованию? На эти вопросы я попробую ответить в ходе своего выступления. Целью моей работы является выявить эффективность использования методики смыслового чтения с детьми старшего дошкольного возраста.

Я обратила внимание на то, что все педагогическое сообщество особое внимание уделяет смысловому чтению, и наша школа в том числе. Ну а как же иначе, ведь смысловое чтение это вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Это основа всех основ, всех учебных универсальных действий учеников.

А целевые ориентиры в ФГОС ДОУ, говорят о том, что на этапе завершения дошкольного возраста  ребенок способен достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей и чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, обладать развитым воображением. Достижение этих целей я напрямую связываю с чтением. Ведь в дошкольном возрасте познавательная деятельность, идет через чтение, рассказывание педагогом ребенку. И для развития любознательности, речевой активности, поисково - исследовательской деятельности детей,  педагогу следует использовать технологию смыслового чтения в ДОУ.

И перед нами встал очень важный вопрос, каким образом мы можем обеспечить преемственность и подготовить не читающего дошкольника к работе с текстом.  Первое что мы делаем,  прививаем любовь к чтению (слушанию) любых тексов, делаем этот процесс интересным и увлекательным. С этой целью у нас уже более 10 лет практикуется методика родительских чтений. Два  раза в месяц, во второй половине дня родитель читает для детей какое-то произведение. Эта методика позволяет решить несколько задач, например, привлечь внимание родителей к необходимости чтения детям, повысить родительскую компетентность в методике чтения. Второе, используем приемы, направленные на осмысление текста, а не репродуктивное воспроизведение.

Рассмотрим особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ смыслового чтения.

В чистом виде в дошкольном образовании нет технологии смыслового чтения, наверно потому что технической стороной дети не владеют, но некоторые методики все же могут быть использованы для решения задач смыслового восприятия текста.

То, что дошкольники не умеют ещё читать, это совершенно не значит, что это направление нам не подходит, просто работать надо в системе и от простого к сложному. В поисках подходящих методик, упражнений, дидактических игр была изучена методическая литература и интернет ресурсы.  Предлагаем вашему вниманию наиболее удачные:

  1. «Расскзы В.А.Сухомлинского в организации воспитательных диалогов с дошкольниками». Элементы этой методики я применила на конкурсном открытом занятии. Использовала метод работы с заголовком (дети сами точно смогли назвать сказку), метод недостающего элемента в произведении (дети нашли соответствующей содержанию элемент) внедрение модуля театрализации для закрепления и эмоционального проживания текста (дети при инсценировке с помощью движений передали содержание сказки). В данной методике произведения подобраны по сезону и сюжетно связаны, что позволяет сформировать у детей целостные представления и создать ситуацию ожидания и предвосхищения у детей.

  1. Опыт работы  Шукшиной С.Е  к.кп.н «Учим дошкольников думать» Автор утверждает: важно приучать детей «думать прежде, чем сделать», объяснять для себя и других ход своих мыслей, делать выводы и умозаключения, получать удовлетворение от самостоятельно найденного решения.

В качестве средств выступают рассказы М.М Зощенко.

Чрезвычайно важен подбор текстов для смыслового чтения детям. В своей работе делаем акцент на серии рассказов В.А Сухомлинского, басни  И.А Крылова, рассказы для детей  М.М Зощенко, рассказы  К.Д Ушинского.

Методические приёмы, используемые для формирования смыслового чтения.

Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:

1.Ответы на поставленные вопросы (устные). «Толстые и тонкие». («Тонкие» - вопросы, требующие однословного характера.  Кто герой сказки? Что мы сейчас прочитали? Когда? Как звать? И т. д ; «Толстые» - вопросы, требующие размышления, умения анализировать;  Почему вы так думаете…? Почему так считаете….? В чём различие….? Что было бы если….? Согласны ли вы…..? Верно ли….? И т.д. последовательности событий в тексте.

2. Сопоставление собственных версий с версиями героев произведений. В случае совпадения вариантов решения ребёнок испытывает «неподдельное» удовлетворение  и радость, что смог угадать «правильный ответ», а в случае отличающихся вариантов ребёнок гордится, что у него свой вариант, не хуже, чем у героя рассказа.

3. Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.

4.Преобразование прочитанного текста в таблицу. Этот метод эффективен при пересказе, опираясь на собственные зарисовки  (или представленные воспитателем) в таблице, дети без затруднений пересказывают рассказ, сказку.

5.Формулирование выводов после прочитанного. Дети делают выводы о героях произведения, выражают своё отношение к героям, автору произведения.

Если в начальной школе дети ведут читательский дневник, мы в свою очередь завели рабочие тетради, в которых фиксируем все пройденные произведения. Вот несколько примеров заданий.

 

Представленный выше опыт работы имеет положительные результаты. У детей появляется  огромный интерес и желание к художественной литературе,

Дети стали лучше воспринимать тексты, воспроизводить их. Отвечать на вопросы более развёрнуто, проявлять оригинальность и образность в описательных рассказах, активно  развиваются психические процессы.  Интерес к театрализованным играм. Методика смыслового чтения помогает дошкольникам осмыслить глубже содержание текста, учит думать, говорить и чувствовать через художественные произведения, это бесспорно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная лекция для родителей дошкольников "Роль музыкально-ритмической деятельности в жизни ребенка".

Данная лекция применяется на родительском собрании, С помощью теоретического и практического материала родители узнают о пользе музыкально- ритмической деятельности в жизни ребенка,Лекция сопров...

Публичная лекция: взаимодействие с аудиторией (конкурс "Учитель года - 2010" "Ясадовником родился".

Публичная лекция: взаимодействие с аудиторией (конкурс «Учитель года – 2010»«Я садовником родился»Люблю я пробуждение природы,Когда в росе, проснувшись ото сна, Благоухают все цветы на свете,Улы...

Публичная лекция, на конкурс "Педагог года"

Леча больного, доктор только  помогает природе; точно так же и наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения того или другого предмета; не учить, а только помога...

Презентация к публичной лекции для муниципального конкурса "Педагог года 2022"

Презентация к публичной лекции для муниципального конкурса "Педагог года 2022"...

Публичная лекция для муниципального конкурса "Педагог года 2022"

Публичная лекция для муниципального конкурса "Педагог года 2022"...

Публичная лекция к конкурсу "Воспитатель года - 2022"

laquo;И вот я смотрю на фотокарточки моих 36 детей и меня охватывает нетерпение встречи с этим детским «жриамули». Я принимаю любовь к «жриамули» как доказательство того...