статья
статья (младшая группа)

насилие в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nasilie_v_seme.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Вопрос, касающийся насилия над ребенком в семье, является одной из глобальных проблем современного общества. Стоит отметить тот факт, что, в России количество случаев жестокого обращения в семье, по отношению к ее членам, с каждым годом возрастает. Данная проблема существовала всегда и во всех культурах, обществах не зависимо от того, высокоразвито это общество или нет. Однако вынесение данного вопроса на обсуждение в обществе, до настоящего времени было запрещено, на проблемы жестокого обращения в семье стоял гриф секретности, как говорится, не нужно выносить сор из избы, проблемы которые возникают в семье, должны оставаться в ней и решаться ею. Но на современном этапе развития общества, проблема насилия в семье, начинает осознаваться членами социума и постепенно решаться, так как стало очевидно, что насилие в семье ведет за собой серьезные последствия. В подтверждении актуальности данной проблемы, не стоит забывать, что сейчас вводятся такие специальности как, педагог-психолог, социальный педагог, уполномоченный по правам ребенка, также в решении проблемы жестокого обращения с женщинами, создаются организации, оказывающие поддержку женщинам пострадавшим, от разных видов насилия, это и сексуальное, и физическое, и эмоциональное и другие. Насилие в семье является социальной проблемой современного общества, в качестве доказательства можно привести следующие аргументы: во-первых, возрастает интерес к семье, как к одному из важнейших институтов социализации личности ребенка, и самостоятельной, независимой ячейке общества; — во-вторых, возникает потребность в социально-педагогическом сопровождении, в социально-педагогической поддержке и защите «семей группы риска», так как, зачастую именно в таких семьях возникает насилие, направленное в первую очередь на более слабых её членов, это могут быть дети или бабушки, дедушки, которые являются незащищенными, и требуют к себе большего внимания, интереса, заботы и ухода; — в-третьих, потребностью социально — педагогической профилактики, а в некоторых случаях и коррекции насилия в семье. К профилактическим мерам можно отнести педагогическое просвещение родителей (посредствам лекций, семинаров, деловых игр, классных часов и т. д.), а также социальный педагог может осуществлять координацию межведомственных организаций с целью результативности профилактических процедур. Коррекция насилия в семье направлена на создание программ, проектов по нормализации психологического климата в семье, гармонии в детско-родительских отношениях, и снижение уровня негативных качеств личности (агрессивность, тревожность, импульсивность и т. д.). Насилие — это не всегда причинение физического вреда человеку, насилие может быть и эмоциональным, и социальным, а так же в форме терроризма по отношению к своим домочадцам. Насилие с точки зрения психологии и педагогики всегда сопровождается негативными переживаниями, стрессовыми ситуациями, депрессивными состояниями объекта насилия: боль, негативные эмоции, такие как шок, ожесточенность, озлобленность, страх, ненависть, и множество других эмоций, приводящий, к саморазрушающему поведению, а также наносит значительный вред личностному и социальному развитию, что не позволит в полной мере эффективно адаптироваться к обществу, и в целом приведет к нарушению процесса социализации [1, с.86]. Понятие насилия в семье тесно связаны с таким явлением как агрессия. По своей сути насилие — это некая форма проявление агрессивного поведения. Агрессия представляет собой тенденцию или совокупность тенденций, проявляющихся в реальном поведении или фантазировании, цель которых заключается в том, чтобы нанести ущерб, вред другому человеку, группе, уничтожить, унизить, принудить к каким-либо действиям и т. д. [2, с. 34]. На сегодняшний день обострились многие проблемы, в их числе и социальные. К их числу можно отнести и проблему роста случаев применения насильственных действий по отношению к женщине и ребенку в семье. Причем самое страшное, что насилие рассматривается только в свете — причинения физического вреда, однако насилие может проявляться в различных видах, это и психологическое, и эмоциональное, и моральное, и даже экономическое. Причин возникновения насилия в семье большое количество. Они определяются воздействием и влиянием в различной степени множества разных, по своему содержанию, факторов, эти факторы нельзя рассматривать в отдельности, ведь они воздействуют и определяют причину насилия в семье в совокупности, именно поэтому принято рассматривать и изучать факторы, а затем и возникшие в связи с этим причины насилия в семье как одно целое. Во-первых, насилие может иметь социокультурную природу. Во-вторых, жестокое обращение может являться следствием личного жизненного опыта индивида или индивидов, которое в дальнейшем будет усваиваться потомками и передаваться от поколения к поколению. Третья группа причин связана с «травмой детства». Иными словами, человек в раннем детстве пережил негативный опыт, в следствие этого возникает способность индивида вымещать на свою семью, обиды и детские комплексы. В-четвертых, социальная и психологическая декомпенсация. На человека всегда будут действовать внешние воздействия и раздражители, которые будут превышать уровень личной устойчивости, стрессоустойчивости человека, и как результат не справляясь с данным явлением, человек самоутверждается за счет более слабых, на людей которые не могут в силу своих причин дать отпор [3, с. 63]. Пятая группа причин связана с личностными характеристиками. Например, если у человека слишком развит доминирующий тип характера, или человек с повышенным уровнем агрессивности. Но насилие над ребенком в семье это очень сложное явление, чем просто результат патологии отдельной личности. Выделяют несколько факторов, влияющих на появление и развитие насилия в семье: личностные особенности родителя и ребенка, характер детско-родительских отношений, характеристика семьи, ее открытость или закрытость, конфликтность и внутрисемейные проблемы, стрессы, вызванные различными факторами, если говорить в широком смысле слова, то это общественными условиями, в которых развивается и функционирует семья. Недостаточная забота о ребенке, пренебрежение их основными потребностями, эмоциональное, психологическое насилие и любой вид насилия над детьми является, примерами искаженных взаимоотношений между родителями (или лицами их заменяющими) и детьми, находящимися под их опекой [4, с. 102]. Детские потребности, которые были неудовлетворены, могут быть перенесены во взрослую жизнь ребенка, а также формировать отношение с членами семьи, друзьями и, особенно, с собственными детьми. Во многом с неудовлетворенными потребностями у людей связаны гнев, тревожность, фобии, страх, агрессивность, импульсивность, с которыми они так и не научились справляться. Семьи, которые они в последствии создают, отражают все проблемы, переживания и противоречия, связанные с их личностными характеристиками, неумением слушать и слышать, понимать других членов семьи и строить гармоничные детско-родительские отношения. Такие люди не будут чувствовать себя любимыми, ответственными, желанными, состоятельными, самостоятельными родителями. Это еще более обостряет чувство неуверенности в себе, собственных силах, низкую самооценку, неумение не только защитить своих детей, но и даже распознать, что ребенок подвергается насилию, вследствие чего насилие может длиться годами. Жестокое обращение с детьми может быть обусловлено практикой воспитания детей, которая характерна для конкретной культуры. Различные культуры или субкультуры используют широкий спектр воспитания детей и допускают разные методы и средства наказания в случаях неприемлемого поведения детей. Эти методы могут передаваться из поколения в поколение, даже если они устарели и не соответствуют современным нормам воспитания. Так, время от времени раздаются призывы вернуться к «исконно русскому средству воспитания детей» — розгам, что вступает в противоречие как с современными тенденциями ненасильственного воспитания детей, основанного на уважении ребенка, как личности, так и с законодательными нормами РФ [5, с. 107]. Последствия насилия в семье можно рассматривать как результат их травматизации. Понятие психологической травмы применительно к жестокому обращению с ребенком, это не медицинская травма, так как психологическая травма включает в себя нарушения психологического, эмоционального, когнитивного (познавательного) и социального функционирования ребенка, вызванные действиями родителей или лиц их заменяющих [6, с. 118]. Среди наиболее существенных последствий жестокого обращения с ребенком является: -        неспособность определенных достижений в профессиональной карьере, стать активным и полезным членом общества; -        трудности в создании собственной семьи, налаживании супружеских, детско-родительских отношений, решении бытовых проблем; -        проблемы в воспитании и обучении собственных детей, «наследование» насильственных методов и форм воспитания, неумение строить с детьми доверительно-уважительные отношения; -        неспособность во время увидеть и осознать насилие над собственными детьми (со стороны других членов семьи) и защитить их; -        нарушение половой ориентации ребенка; -        вовлечение в употребление спиртных напитков, психоактивных веществ, занятия проституцией (по данным зарубежных исследователей 80 % проституток в детстве подверглись сексуальному насилию); -        вовлечение в криминальную деятельность. В настоящее время не существует единого мнения о том, что же является истоком насилия в семье. Это связанно с тем, что проявление насилия в семье настолько разнообразно и причины у каждого человека свои, поэтому невозможно выявить универсальной первопричины насильственного поведения в семье. Результат насилия в семье это «психологическая бомба замедленного действия», которая включает в себя нарушенную социализацию и самореализацию в целом, хронические депрессивные состояния, низкую самооценку, которая приведет к низкой коммуникабельности, самодеструктивное поведение личности, трудности функционирования в супружеской и родительской ролях, и в обществе в целом.   Литература:   Бочарова, В. Г. Педагогика социальной работы: учебное пособие / В. Г. Бочарова. — М.: Просвещение,2011.- 208 с. Елисеев, Д. Насилие в семье как проблема современного общества / Д. Елисеев — М.: Свобода, 2011. — 212 с. Григович, И. Н. Синдром жестокого обращения с ребенком. Общие вопросы и физическое насилие: учебное пособие для студентов и врачей / И. Н. Григович. — Петрозаводск: ПетрГУ, 2011.- 288 с. Горшкова, И. Д. Насилие над женщинами в современных российских семьях [Текст] / И. Д. Горшкова, И. И. Шурыгина. МАКС-ПРЕСС, 2009–196 с. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебное пособие /И. А. Зимняя.- М.: Сфера, 2009.- 384 с. Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года // Справочная правовая система Гарант, 2012. — Режим доступа: http://base.garant.ru/2540422/

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:

Андреева А. А. Насилие в семье как социальная проблема современного общества [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 1-3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...