«Развитие артистизма у детей дошкольного возраста средствами хореографии».
статья

Бесаева Марина Юрьевна

Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, выражающих любовь к Родине, готовность служить её интересам, гордость за свой народ. Это неразрывно связано с воспитанием чувств чести, долга, ответственности человека в обществе.

Изменения военно-политической обстановки в мире требует отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, способствующих нравственно-патриотическому становлению детей и молодежи, подготовке их к самостоятельной жизни. Деятельность образовательных учреждений в реализации патриотического воспитания приобретает особый смысл, т.к. именно здесь обеспечивается возможность детям быть активными участниками личностно значимой и социально активной деятельности, что способствует формированию патриотических качеств у детей.

Истинно патриотическим считается воспитание детей в хореографическом коллективе, если оно основано на традициях народной культуры и формирует гражданское самосознание, любовь к Родине, преданность Отечеству, знание истории и культуры своего народа.

Как же хореографическое искусство может повлиять на личностное развитие ребенка?

Искусство в целом и хореография в частности, способствует развитию чувства прекрасного, укрепляет духовный стержень, сохраняет национальные корни, воспитывает патриотические чувства.

Патриотическое воспитание – сложный процесс, так как связан с внутренним миром ребенка и не может происходить в отрыве от внутренних переживаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие артистизма у детей дошкольного возраста средствами хореографии».

Артистизм – это способность красиво и впечатляюще, убедительно что-то передать, эмоционально воздействуя на воспитанника, как важный элемент в исполнении танцев. Артистизму нельзя так научиться, прочитав или запомнив положения, содержащиеся в книгах. Самое главное понять и принять идеи, связанных с фантазией, интуицией, импровизацией, техникой и выразительностью речи и движений, открытостью, убедительностью в служении добру и красоте. Изучение системы воспитания творческих людей перспективна для понимания сущности воспитательного взаимодействия, потому что, во- первых, она исследует природу творческого коммуникативного воздействия одного человека на другого, во-вторых, объясняет генезис творческого самочувствия в деятельности коммуникативного порядка и, что особенно важно, определяет пути управления им, в-третьих, раскрывает природу человеческой выразительности и пути ее развития. Видные деятели театральной педагогики, режиссеры, актеры, драматурги К. С. Станиславский, М. А. Чехов, Е. Б. Вахтангов, М. О. Кнебель, Б. Брехт, Б. Шоу в своих трудах предложили интересные подходы, способствующие формированию человека-творца. Артистизм - это образно-эмоциональный язык творения нового; проникновенный стиль сотворчества педагога и ученика, изящное и тонкое кружево сотворения живого чувства, знания и смысла, рождающихся «здесь и сейчас». Артистизм — это и не только внешние факторы (мимика, жесты, интонация, хотя и это всё очень значимы для создания атмосферы, умение жить идеями, передаваемыми человеком, причем жить искренне. Это — богатство проявлений личностных, образный путь постановки и решения проблем, одухотворенность, игра воображения, изящество ощущение внутренней свободы. Самое главное различать понятия артистизма и актёрствовали. Актёрствовали - это скорее лжеартистизм, с которой ребенок изображает действие. Настоящий артистизм - это комплекс умений, который помогает ребенку глубже, добиться оптимальных результатов в творческой работе, ярче выразить себя. Одна из удивительных качеств театрального искусства - перевоплощение, которая требует актерских способностей, умения «сыграть роль», способности стать другим, оставаясь самим собой. В итоге артистизм - это не только игра в кого – то, а это прежде всего состояние души, способной на время казаться не прост кем-то, а, в самом деле «быть», и все сказанное выше можно в равной степени отнести и к артистизму в хореографии.

Хореографическое искусство основано на музыкально-организованных, условных, образно-выразительных движениях человеческого тела. Как человек движется, жестикулирует, и пластически реагирует на действия других, выражаются особенности его характера. Такие характерно- выразительные элементы рожденный в реальной жизни, принято называть пластическими интонациями или мотивами (истоки образной природы). Хореография основана на том, что характерно-выразительные и пластические мотивы, опираясь на музыку, отбираются из множества реальных жизненных движений. Хореография искусство изначально усиливался выразительностью танцевальной пластики, дающей эмоциональную и ритмическую основу. Вместе с тем хореография - это искусство, где особое значение приобретает не только временная, но и пространственная композиция танца, зримый облик танцующих (роль костюма, декоративного оформления). Педагог -хореограф ярко и убедительно должен выражать чувства и отношения, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое для приобщения ребенка к богатствам культуры, а также необходимо он должен владеть педагогической логикой, развивать педагогическую интуицию и способность к импровизации. Для развития артистических способностей у детей старшего дошкольного возраста нужна особая обучения, поскольку такие качества, как перевоплощение, самовыражение, способность к импровизации, не усваиваются вместе с базовыми научными знаниями. В этом нам во многом может помочь театральная педагогика, главные черты которой — глубокая индивидуализация, творческий характер и стремление проникнуть в природу человеческой выразительности. Трансформации, интеграции достижений театральной педагогики с общепедагогическими положениями, вскрытие собственных «пластов» и возможностей педагогики, раскрывающих ее связи с театральным мастерством, трудно переоценить в педагогическом образовании. Актерское мастерство: Сценическое внимание- сознание человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других; Сценическая память -форма психического отражения заключается в закреплении и использовании прошлого опыта; Раскрепощение мышц -зажатость мышц, разновидность подавления естественных движений; Сценическое воображение -психический процесс нового в форме образа, представления или идеи. Чувство правды и веры -на сцене правдой является то, чего нет в действительности, но что могло бы случиться, зародившееся в душе артиста чувство на сцене становится действительным и верным, которые можно применить к старшим дошкольникам. Так как танец -это передача внутреннего состояния через пластику и музыку, которая позволяет эффективно развивать артистические способности детей путем формирования умения импровизировать и фантазировать посредством музыки и пластических движений. Это так же позволяет сделать занятие живым, разнообразным, помогающим все более приобщать детей дошкольного возраста к танцу. Интересный и эффективный прием «Домашний этюд»- ребенку дошкольнику предлагается придумать дома с пройденными движениями этюд и показать на следующем занятии. При показе этюдов остальные ребята должны отгадать, что им показывают. Ребенок охотно откликается на такие задания. Придуманные детьми этюды иногда очень несложны по содержанию. Например, одна девочка рвет на поляне цветы, другая начинает ее помогать, и они составляют общий букет - дети начинают понимать, как выражать движением, жестом, мимикой определенный сюжет. В дальнейшем это пригодится в работе. Педагог -хореограф, который в своей работе ставит целью развитие артистических способностей у своих воспитанников, должен в подборе репертуара основываться на постановке сюжетных танцев. Сюжетный танец- это своего рода мини спектакль, так же в сюжетном танце есть и свои характерные роли. Исполнители не только исполняют танец, а передают характер через пластику. Во время репетиций, хореограф чтобы добиться максимальной драматизации в танце приходится работать и над драматическим исполнением каждого участника хореографической композиции. Каждое занятие включает разминку и большие творческие упражнения - активизация работы всех элементов системы, «разогрев» их и подготовка к работе. Здесь происходит «прогрев» каждого элемента с помощью остальных. В дошкольном возрасте интересов у детей очень много, дети пробуют себя в разных сферах, но постепенно количество интересов становится меньше, они становятся глубже и осознанней. Но при этом дети в дошкольном возрасте не могут в полной мере проявить свои артистические способности в пластике, они еще не способны в полной мере владеть своим телом, что создает внутренний дискомфорт и мешает полностью раскрыться в движении. Системная деятельность педагога-хореографа по развитию артистических способностей у детей дошкольного возраста на базе детского хореографического кружка дошкольного учреждения могла бы стать толчком для развития общих артистических способностей. Это дает возможность утверждать, что использование театральной педагогики в работе с хореографическим кружком дошкольников благоприятно влияет на развитие артистических способностей. Дошкольный возраст - это один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного и духовного развития. Итог: педагог- хореограф надеяться, что, выявив все аспекты, влияющие на развитие артистизма у детей, можно добиться желаемого результата. Ведь очень важно для педагога чтобы ребенок владел своим лицом, танцевал не просто движения, а свои чувства, переживания, эмоциональное состояние. Артистами не рождаются, ими становятся и это очень долгий, тяжелый труд, который мы должны пройти со своими воспитанниками. Чтобы в конце добиться желаемого результата и увидеть на сцене ярких "Звездочек", которые бы с полной искренностью, с полной самоотдачей показали нам свой высочайший уровень артистизма в танце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами хореографии в работе по программе А.А. Матяшиной "Путешествие в страну "Хореография" - 2016

Методическая разработка тематического плана по хореографии в детском саду для  для включения его в образовательную деятельность с детьми (дополнительное образование)....

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности. План-программа по конструированию для детей 3 – 4 лет

Тематический план рабочей программы составлен в соответствии с тематическим планом образовательной программы ДОУ по программе «Союз трех культур»....

Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье», в рамках городского конкурса «Воспитатель года – 2017»

Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»Подготовила вос...

Основновные аспекты в развитии артистизма у детей дошкольного возраста

В данном материале содержится теория о развитии артистизма у детей докольного возраста.5 Основных задач, соблюдая которые сожно воспитать успешного ранестороннеразвитого ребенка...