Развитие артистизма у детей дошкольного возраста средствами хореографии
статья

Жерносекова Елена Александровна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие артистизма у детей  дошкольного возраста средствами хореографии»

Артистизм – это не только способность красиво, впечатляюще, убедительно что-то передать, эмоционально воздействуя на воспитанника, но и работа по выявлению и развитию способностей и умений, связанных с фантазией, интуицией, импровизацией, техникой и выразительностью речи и движений, открытостью, убедительностью в служении добру и красоте,

Следует отметить, что хореография - искусство, любимое детьми. Однако, на уровне дошкольного детства, наиболее эффективной представляется собственная хореографическая деятельность детей, где каждый ребенок становится на время актером, творчески осмысливающим происходящее. Следовательно, изучение искусства хореографического актерского мастерства необходимо каждому. Оно позволяет раскрепоститься, научиться владеть эмоциями, отточить жесты.

О необходимости использования актерских навыков ребенка в танцевальной деятельности известно уже давно. Работа по развитию актерского мастерства на занятиях  хореографией в детском саду позволяет комплексно подойти  к развитию личности и формированию нравственно-эстетических ценностей. В основу данной работы, конечно же,  ложатся  доступные ребенку игровые  формы, которые  позволяют раскрепостить ребенка, научить его целостному восприятию художественного образа и принципам актерства..

Как же, все-таки, добиться яркости и выразительности в танце? Как же развить артистизм у детей? Ведь исполнительское искусство танцора заключается не только в техническом мастерстве, но и в правильной передаче образа, мысли танца, выразительном и артистичном исполнении. Даже при достаточно хорошей технике исполнения дети, как правило, танцуют движения, не пропуская их через свою душу.

Помочь в овладении этого искусства помогут приемы актерского мастерства, благодаря которым дети могут  научиться красноречиво выражать мысли одними движениями, овладеть умением работать во взаимодействии с партнерами,  развить умение заворожить публику во время  выступлений. Также смогут импровизировать, поддерживать интерес, нагнетать напряжение и постоянно удерживать контакт, вести бессловесный и яркий диалог со зрителем, увлекать его в завораживающий  мир танца. И тогда каждый  танец станет волшебством, наполненным магией перевоплощения, а каждое  выступление позволит обладать властью над залом.

 Как известно, сказки - это первые литературные произведения, к которым прикасается каждый ребенок в период дошкольного детства. Сказка активизирует его воображение, заставляет сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям. Именно с содержания известных ребенку сказок легче всего начать развитие артистизма, где первостепенное значение имеет

одна из удивительных черт театрального искусства - перевоплощение.

Перевоплощение требует актерских способностей, умения «сыграть роль», способности стать другим, оставаясь самим собой. Таким образом, артистизм - это не только игра в кого – то, это, прежде всего, состояние души, способной на время не просто казаться кем-то, а, в самом деле «быть». Исчезают условности,  все искренне переживается, все эмоции настоящие, все мысли и слова выстраданные.

Поэтому активное применение на занятиях хореографией методов   театрализации, таких как  художественное слово, элементы сказок, загадки помогают «разбудить» воображение детей, обострить восприятие, повысить интерес к процессу и результату.  Известно, что дети с удовольствием перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу.

Здесь, следует отметить, что главным и основным показателем владения техникой перевоплощения является лицо. Рассмотрим несколько приемов, которые помогут добиться яркой, правильной мимики, подходящей под тот или иной образ.

-Маски.(«застывшее» выражение лица). Часто дети просто не умеют, создавать яркую и выразительную маску. Этому их нужно научить и объяснить: использовать по характеру различную музыку (грустную, веселую и т.д.), карточки с изображением эмоций и др. Здесь хочу повториться еще раз, что сценическое выражение лица должно быть гораздо ярче бытового.

-Живое лицо. По самому названию уже понятно: лицо не застывает в маске, а находится в движении, переходя из одного оттенка масок в другой. Здесь подключаются руки, корпус, наклоны и повороты головы, а также характерные образу движения, обучить которым несомненно помогает игра.

Сюжетно-образное движение связано с элементами подражательства, поэтому их часто называют имитационными. Это относится и к музыкальным играм, которые пользуются у детей большой любовью, вызывают веселое, бодрое настроение, в них, наряду с музыкально-двигательными заданиями, присутствует элемент занимательности, а не редко и соревнования - кто скорее, кто лучше, кто более ловкий, смелый, находчивый, кто более четко выполнит то или иное задание и т.д.

Игра является важным элементом в развитии воображения ребенка и конечно же артистизма, т.к. игра является основной формой деятельности ребенка до 10 лет. В этом возрасте она не только развлечение. Игра ценна для малыша еще и потому, что развивает его интеллектуально, физически, психически и, конечно, эстетически.

У ребенка всегда есть свой план игры и свой замысел. Тем более, что в игре все условно, все понарошку - действие, роли, место. Ведь достаточно провести черту, чтобы обозначить речку, начертить квадрат - будет дом. В игре можно полететь на луну, стать доктором, капитаном, что предполагает демонстрацию ребенком своих актерских качеств. И в этом, несомненно, ребенку может помочь импровизация – еще одно из средств развития детского артистизма.

Импровизация (неожиданный, внезапный поворот событий) - сочинение стихов, музыки и т.д. в момент исполнения. Преобладает в фольклоре.

 Искусство импровизации составляет один из основных элементов современной театральной педагогики. На занятиях хореографией имеет смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка.

Но вначале педагог зачастую сталкивается с мышечной зажатостью детей, стеснительностью. И только путем различных упражнений, этюдов, игр он может помочь детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность.

При использовании импровизационного метода на занятии никакого предварительного прослушивания музыки не нужно. Ребята должны сами находить необходимые движения под непосредственным ее воздействием. Не рекомендуется подсказывать детям вид движения и отмечать (на первом этапе) более успевающих, ибо это приводит к слепому копированию. Не надо мешать вашим подопечным свободно импровизировать, но при этом нужно внимательно следить за тем, чтобы они не придумывали движения, не связанные с музыкой. Следует тактично направить внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков в исполнении, успех которого зависит в первую очередь от воображения ребенка, которое является  необходимым элементом импровизации.

Воображение ребенка развивается постепенно по мере приобретения им определенного опыта. Многие психологи рассматривают воображение как процесс манипулирования образами. Воображение проявляется прежде всего там, где задачи содержат некоторую неопределенность, то есть не имеют заданного решения, что и предполагает импровизацию.

Фантазия, воображение: Что это? По мнению Гегеля, воображение, фантазия суть свойства ума, но ум, наделенный воображением, просто воспроизводит, а ум, наделенный фантазией, творит. Отсюда наша задача развивать не только воображение детей, сколько помочь ему проявить свою фантазию, ибо без этого невозможно творчество.

Так как искусство хореографии основано на музыкально-организованных, условных, образно-выразительных движениях, нельзя не сказать о роли музыки в развитии детского артистизма.

Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, сопровождая движения, повышает качество их исполнения - выразительность, ритмичность, четкость, координацию. Детей надо знакомить с музыкой, передающей разнохарактерные образы, - от веселых, беззаботных или лирических, нежных до энергичных, волевых, серьезных. Успех работы решается не количеством проделанных упражнений, а умением детей сопереживать определенному образу,  содержанию. Обращайте внимание на выражение лиц движущихся под музыку детей: по ним сразу же видно, что дают детям музыка и хореография.

 Подводя итог - хочется надеяться, что выявив все аспекты, влияющие на развитие артистизма у детей, можно добиться желаемого результата.

Ведь очень важно, чтобы ребенок владел своим лицом, танцевал не движения, а свои чувства, переживания, эмоциональное состояние. Известно, что артистами не рождаются, ими становятся. А это долгий, тяжелый труд, который мы должны пройти со своими воспитанниками, чтобы в конце концов увидеть на сцене ярких "звездочек", которые бы с полной искренностью, с полной самоотдачей показали нам свой высочайший уровень артистизма в танце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами хореографии в работе по программе А.А. Матяшиной "Путешествие в страну "Хореография" - 2016

Методическая разработка тематического плана по хореографии в детском саду для  для включения его в образовательную деятельность с детьми (дополнительное образование)....

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности. План-программа по конструированию для детей 3 – 4 лет

Тематический план рабочей программы составлен в соответствии с тематическим планом образовательной программы ДОУ по программе «Союз трех культур»....

Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье», в рамках городского конкурса «Воспитатель года – 2017»

Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»Подготовила вос...

«Развитие артистизма у детей дошкольного возраста средствами хореографии».

Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, выражающих любовь к Родине, готовность служить её интересам, гордость за свой народ. Это неразрывно связано с воспитанием чувств чести, долг...

Основновные аспекты в развитии артистизма у детей дошкольного возраста

В данном материале содержится теория о развитии артистизма у детей докольного возраста.5 Основных задач, соблюдая которые сожно воспитать успешного ранестороннеразвитого ребенка...