Конспект игровой обучающей ситуации в подготовительной к школе группе с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича на тему: «Путешествие в Фиолетовый лес»
методическая разработка (старшая группа)

Ланина Оксана Сергеевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8»

Конспект игровой обучающей ситуации

в подготовительной к школе группе

с использованием развивающих игр

В. В. Воскобовича на тему:

«Путешествие в Фиолетовый лес»

Подготовила: воспитатель Ланина О.С.

Цель: Развитие интеллектуально-познавательных способностей детей

Задачи:

1. Образовательные:

  • Формировать умение создавать заданные образы с помощью игр «Двухцветный квадрат», «Геоконт», умение соотносить цифру с буквой,
  • Закреплять навыки силуэтного конструирования на плоскости.

2. Развивающие

  • Развивать логико – математические представления, процессы внимания, воображения посредством развивающих игр В.В.Воскобовича.
  • Обогащать словарный запас детей.

3. Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательность, взаимопомощь;
  • формировать коммуникативные навыки.

Демонстрационный материал: Ворон Метр, золотой плод, Паук Юк, коврограф Ларчик, Магнолик, цифры Воскобовича, пчелка Жужа.

Раздаточный материал: 2-х цветный квадрат Воскобовича, «Геоконт», карточки с пропущенными цифрами.

Деятельность воспитателя

Деятельность

воспитанников

Вводная часть (мотивация)

Воспитатель приветствует детей. Уточняет, какое у них настроение. Предлагает поделиться частичкой своего хорошего настроения с товарищами, и улыбнуться друг другу.

Постановка проблемы

Ребята, в Фиолетовом лесу был утерян золотой плод Знаний. Наш старый знакомый Ворон Метр просит нас помочь найти этот плод. Для этого нам нужно отправиться на поиски, волшебного дерева с золотыми плодами, которое растет в сказочном Фиолетовом лесу.

Воспитатель узнает, хотели бы дети отправиться в путешествие и помочь Ворону Метру найти плод Знаний? 

Основная часть

  Воспитатель рассказывает детям о том, что путь преграждает густой, дремучий лес! Как можно перебраться через лес?

Воспитатель предлагает полететь на самолете, который можно сделать из Волшебного квадрата.

- Приземляемся. Вот мы и оказались в волшебном Фиолетовом лесу. Здесь нас встречает наш старый знакомый паук Юк.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что паук Юк плел паутинку, но запутался.

  - Ребята, чтобы помочь ему нужно с помощью резинки исплести паутинку по точкам Ф3Б4К3О4Ж3З4Г3С4Ф3.

Воспитатель задает вопросы

-- Какая фигура получилась? 

-- Почему эта фигура называется восьмиугольник? 

Воспитатель предлагает подумать, как получить шестиугольник.

Воспитатель выясняет, почему это шестиугольник.

Воспитатель спрашивает детей какая фигура получится, если мы еще снимем паутинку с двух гвоздиков? 

Воспитатель задает вопросы:

- Какая фигура получилась? 

- Почему эта фигура называется квадрат? Как еще ее можно назвать?

Воспитатель предлагает детям поиграть.

Физминутка «Фиолетовый лес»

В Фиолетовом лесу много сказок и чудес.

Мы покажем всем сейчас,

Чем нам нравится тот лес.

Кит Тимошка там живет,

Любит плавать круглый год

Вот так, вот так

Любит плавать круглый год

В Фиолетовом лесу Много сказок и чудес.

Мы покажем всем сейчас,

Чем нам нравится тот лес.

А Краб Крабыч, хоть не рак,

Любит пятиться назад.

Вот так, вот так

Любит пятиться назад

В Фиолетовом лесу Много сказок и чудес

Мы покажем всем сейчас,

Чем нам нравится тот лес.

Разное в лесу зверье,

Плавает, жужжит оно.

Ползает, летает

Все на свете знает!

Воспитатель обращает внимание детей на изображение мага Магнолика. Уточняет, узнали ли его ребята? Говорит, что Магнолик загрустил.

- Ребята, оказывается маг Магнолик шел по лесу, растерял своих друзей, и просит помочь ему найти их поскорей.

 - Ребята, а вы знаете друзей Магнолика?

Воспитатель рассказывает о том, что Магнолик предлагает поиграть со зверятами – цифрами и расставить недостающие цифры на карточки.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что кто-то жужжит. Предлагает подумать, кто это?

 - Оказывается, это пчелка Жужа. Она услышала, что мы ищем плод Знаний и решила нам помочь. Плод Знаний находится справа от озера, на синем дереве слева, на третьей ветке снизу.

 А вот и наш плод! Мы его нашли!

Воспитатель предлагает вспомнить детям, для чего мы отправились на поиски плода Знаний?

Воспитатель напоминает детям, что необходимо вернуть плод Знаний Ворону Метру.

Воспитатель сообщает детям, что задания все выполнены, и предлагает вернуться в детский сад через дремучий лес на самолетах, которые они сделали ранее из Волшебного квадрата.

-  Вот и наш детский сад. Мы вернулись из сказочного путешествия. Никто не потерялся.

Заключительная часть

Воспитатель предлагает вспомнить, где же они побывали? Что делали? Какое задание было сложным? С каким справились быстро?

-- Ребята, вы такие молодцы, помогли ворону Метру, нашли золотой плод с волшебного дерева. Спасибо Вам!

Дети приветствуют воспитателя.

Дети приветствуют друг друга.

Дети принимают решение отправиться в путешествие и помочь Ворону.

Дети предлагают варианты ответов.

Дети конструируют самолет самостоятельно.

Дети приветствуют паука.

Дети выполняют задание на «Геоконте».

Эта фигура - восьмиугольник, потому, что у нее 8-углов и 8-сторон.

Дети делают шестиугольник, сняв паутинку с двух гвоздиков

Дети отвечают: квадрат

 Дают ответы.

Дети идут, взявшись за руки по кругу

Дети имитируют движения плывущего китенка

Дети идут, взявшись за руки по кругу

Дети передвигаются спиной вперед

Дети идут, взявшись за руки по кругу

Дети отвечают и приветствуют мага.

Дети принимают решение помочь магу Магнолику. Находят цифры.

Игра «Цифры, цифры встаньте в ряд»

Дети расставляют цифры, говорят на кого они похожи.

Дети высказывают свои предположения.

Дети выполняют задание на ориентировку в пространстве.

Дети дают ответы (чтобы помочь Ворону Метру, чтобы выполнить все задания, чтобы стать умнее, находчивее, смекалистее).

Дети возвращают плод Знаний.

Дети имитируют движения самолета.

Дети отвечают на вопросы.



Предварительный просмотр:

Ланина О.С.

Воспитатель МАДОУ «Детский сад №8»

Паспорт проекта с детьми

5 – 6 лет по теме «Мыльные пузыри»

http://nashrebenok.ucoz.ru/Ystav/zlobina/1.jpg

«Мыльный пузырь, пожалуй,

самое восхитительное и изумительное явление природы»

М.Твен

Актуальность: Все дети очень любят играть. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, делают первые открытия, учатся общаться. Работая с детьми большое внимание необходимо уделять сенсорным и моторным играм, делая акцент на знакомство детей со свойствами различных веществ. Сенсорные игры дают ребенку опыт экспериментальной деятельности с такими природными материалами, как песок, глина, вода и др. Данные игры способствуют развитию сенсорной системы ребёнка: зрения, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир.

Решение задач сенсорного развития, овладения навыками экспериментальной деятельности осуществляется в проектной деятельности.

Проблема: с раннего детства все знакомы с удивительными свойствами мыльного пузыря. И дети, и взрослые с интересом наблюдают, как мыльный пузырь витает в воздухе, переливаясь всеми цветами радуги. Мыльные пузыри могут быть настоящим искусством и предметом научных исследований. Но что же такое: мыльный пузырь? Как он образуется?

 Цель: формирование предпосылок поисковой деятельности, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно, установление новых свойств мыльных пузырей.

Задачи: изучить источники информации, выявить лучший состав для надувания мыльных пузырей, освоить технику выполнения рисунка мыльными пузырями.

Продукты проекта: фотоматериалы, описание опыта и результата экспериментирования

 Вид проекта:

  • По количеству участников – коллективный.
  • По приоритету метода – творческий
  • По контингенту участников – одновозрастной.
  • По продолжительности – краткосрочный.

Предполагаемый результат: дети владеют понятиями «мыльный», «жидкий», «скользкий», составляют описательный рассказ о мыльном пузыре по опорной схеме.

Вопросы проекта: 

Что мы знаем? (пузырь прозрачный, нужно дуть, чтобы получился, оставляет мокрые следы).

Что хотим узнать? (как делают мыльные пузыри, как можно продлить их жизнь)

Как узнать? (посмотреть в интернете, спросить у взрослых, посмотреть передачу про мыльные пузыри).

Этапы работы над проектом:

I. Подготовительный этап:

1. Разработка плана проекта.

2. Разработка перспективного тематического плана работы с детьми. Подготовка методической литературы.
3. Подборка рассказов, сказок, стихов,  картин, иллюстраций по теме «Опыты, экспериментирование с мыльной пеной».
4. Оформление информационно-просветительского материала для родителей в виде, папок-передвижек, материала в уголке для родителей.
6. Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.
7. Помощь родителей в оформлении уголка экспериментирования.

2. Основной этап:

1.Рассматривание иллюстраций, фотографий: «Мыльные пузыри», «Мыло». Рассматривание репродукций картин : "Мыльные пузыри" Джона Эверетта Миллеса. П. Н. Лагутин «Мыльные пузыри».

2. Прослушивание песни «Мыльные пузыри» композитор Сергей Ермашкевич, «Барбарики»песня «Мыльные пузыри», Кукутики - видео песня «Мыльные пузыри»

3. Просмотр мультфильма «Большая стирка», «Волшебные мыльные пузыри», «Мыльные пузырьки», «Свинка Пеппа. Мыльные пузыри». «Мыло и мыльные пузыри». «Мусти-мыльные пузыри», Фиксики «Мыльные пузыри».

4.Чтение художественной литературы про мыльные пузыри: Л. Гуляева «Если дунуть посильней», О. Чусовитина «Раз, два, три», Ж. Биганина «Даша, внучка, посмотри! », Л. Степанова «До вечерней до зари», Г. Дядина «Двенадцать мыльных пузырей»;  К.И.Чуковский "Мойдодыр», «Федорино горе» пословиц и поговорок, загадывание загадок.

5.Проведение игр-опытов: «Знакомство с пеной», «Делаем мыльные пузыри», «Купаем куклу Дашу», «Стираем платочки», «Игры с пеной», «Рисуем пеной по зеркалу», «Разложи пену по формочкам», «Пенящие волны».

6.Пальчиковая гимнастика:  «Моем руки», «Мышка мылом мыла лапку».

7. Подвижные игры: «Раздувайся пузырь», «Мыльные пузыри».

8. Раскрашивание раскрасок «Мыльные пузыри»

9. Дыхательная гимнастика: «Надувание мыльных пузырей»

10.Лепка «Мыльные пузыри для Бори»

11.Рисование «Мыльные узоры»

12.Непосредственно образовательная деятельность «Из чего делаются мыльные пузыри?»

3. Заключительный этап:

Выводы

1. Создание презентации проекта «Тайна мыльных пузырей»

2. Оформление мини-музея разного мыла «Мойдодыр».

3. Развлечение «Шоу мыльных пузырей»

Детский исследовательский проект
«Мыльные чудеса»

Выполнили: дети и взрослые

старшей группы «Почемучки»

г. Белоярский 2012г.

Содержание

1. Паспорт проекта………………………………..…………..………………….2

2. Гипотеза, цель, задачи, предполагаемый результат………………………….3

3. Реализация проекта……………………………………………………………5

4. Результаты работы над проектом…….………………………………………6

5. Схема реализации проекта…………………………………………………….7

6. Приложения……………………………………………………………………8

7. Картотека литературы………………………………………………………… 

Паспорт проекта

Руководители:

Нуриахметова Альфия Сагитовна

Место проведения: г. Белоярский. 

Адрес: МАДОУ Белоярского района «Детский сад комбинированного вида «Берёзка» г. Белоярский», ул. Строителей 20.

Телефон: 2-17-51.

Вид проекта: групповой, исследовательский.

Продолжительность проекта: среднесрочный 1 месяц.

Участники проекта: дети старшей группы «Почемучки», родители воспитанников, воспитатели группы. 

Образовательная область: познание.

Актуальность темы. 

В отличие от интеллектуального развития развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание. А ведь сама по себе эмоциональная сфера не складывается – её необходимо формировать. Современные дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а больше замыкаются на телевизорах и компьютерах, хотя именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Известно, что дети менее отзывчивы к чувствам других, присутствует и агрессивность в их поведении. Ведь, как известно, сфера души ребёнка – это «сосуд», который наполняется желаниями и эмоциями. Поэтому, для снятия страха и снижения детской агрессии взрослым необходимо организовать эмоционально-личностное общение и совместную деятельность с ребёнком, что будет оптимизировать процесс познания окружающего мира. Для детей освоение «эмоционального обучения» является крайне актуальным. Отсюда вытекает важная проблема, как помочь подрастающему ребёнку существенно повысить уровень эмоциональной компетентности. 
Цели проекта:


  • Развивать познавательную активность детей в процессе исследовательской деятельности.

  • Обеспечить эмоциональное благополучие, эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие.


Задачи проекта: 


  • Учить детей анализировать и систематизировать полученные результаты, формируя у них представления о мыльных пузырях и о мыле.

  • Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.

  • Воспитывать коммуникативные навыки, эмоциональную компетентность. 

  • Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.


Продукт проекта. 

Публичная защита проекта, домашнее мыло, картина из мыла, рисунки из мыльных пузырей, яркое и радостное развлечение для детей на тему «Праздник чистоты и хорошего настроения».

Предполагаемый результат.


  • Дети должны получить первичное представление о мыльных пузырях, мыле, их свойствах и приготовлении. 

  • Появится интерес к поисковой деятельности.

  • Появиться стремление к выполнению оригинальных творческих работ (рисование мыльными пузырями, мылом на ткани и на бархатной бумаге).

  • Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.

  • В процессе совместной деятельности взрослых и детей сформируются коммуникативные навыки и сформируются предпосылки эмоциональной компетентности. 

  • Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.



Реализация проекта

1 ЭТАП. Планирование проекта.


  • Формулирование педагогом проблемы через наблюдения, сравнения, экспериментирование.

  • Принятие проблемы детьми.

  • Составление схемы реализации проекта (Приложение 1).

  • Создание предметно-развивающей среды.


2 ЭТАП. Подбор материалов к проекту.


  • Посещение библиотеки и просмотр презентации об истории мыла.

  • Сбор информации в различных источниках.

  • Создание картотеки художественной и познавательной литературы о мыльных пузырях и о мыле.

  • Знакомство с видами мыл и их различия (Приложение 5).

  • Приготовление мыла в домашних условиях.

  • Придумывание сказок родителями про «Мыльный пузырь» (Приложение 7).

  • Создание родителями презентаций: «Мыльный пузырь» и «Как приготовить мыльные пузыри?»


3 ЭТАП. Реализация проекта.


  • Чтение пословиц, скороговорок, считалок, стихов и сказок о мыльных пузырях и о мыле.

  • Просмотр презентаций о мыльных пузырях.

  • Рисование мыльными пузырями и мылом (Приложение 3). 

  • Проведение опытов с мыльными пузырями и мылом (Приложение 1) .

  • Игры по технологии ТРИЗ (Приложение 8).

  • Репетиция по импровизации стихотворения А.Барто «Девочка чумазая».

  • Создание картины из мыла «Цветы».

  • Оформление выставки художественной и познавательной литературы о мыльных пузырях и о мыле.

  • Создание «Копилки - мудрости» по технологии ТРИЗ (Приложение 6).

  • Оформление выставки «Мыльные чудеса» (рисунки детей, картина «Цветы», разновидности мыла, приготовленное своими руками и магазинное).

  • Мероприятие «День открытых дверей» (смотр выставки родителями, воспитателями и детьми из старших и подготовительных групп).

  • Посещение кукольного спектакля «Как победить микробов».




  • Проведение яркого и радостного развлечения на тему «Праздник чистоты и хорошего настроения» (Приложение 9).


4 ЭТАП. Презентация результатов исследовательской деятельности детей (Приложение 10).
Результаты работы над проектом


  • Дети научились анализировать и систематизировать материал с помощью взрослого.

  • У детей сформировались расширенные представления о мыле и мыльных пузырях. 

  • Дети стремятся к выполнению оригинальных творческих работ (рисование мыльными пузырями, мылом на ткани и на бархатной бумаге).

  • Дети активно используют в своей речи пословицы, поговорки, считалки.

  • Выступление девочек нашей группы перед детьми младшего возраста по импровизации стихотворения «Девочка чумазая».

  • Имеют простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.

  • Родители активно принимали участие в воспитательно-образовательном процессе.

  • Создались предпосылки для коммуникативных навыков и эмоциональной компетентности. 



Схема реализации проекта


Просмотр презентаций

НОД на тему: «Да здравствует мыло душистое!»



«Копилка- мудрости» по технологии ТРИЗ

Экспериментирования с мыльными пузырями и мылом

Образовательная деятельность с детьми





Проект

«Мыльные чудеса»

Посещение детской библиотеки

Выставка художественной и познавательной литературы





Выставка «Мыльные чудеса»

Взаимодействие с семьёй

Творческие работы 

детей





Сказки про мыльные пузыри

Консультации, беседы

Рисунки из мыльных пузырей

Изготовление мыла в группе



Презентация проекта с использованием ИКТ

Изготовление мыла в домашних условиях

Картина из мыла



Совместное развлечение «Праздник чистоты и хорошего настроения».


Приложение 1

Игровая деятельность с элементами экспериментирования в старшей группе на тему «Мыльные чудеса»

Цель: развивать познавательно-исследовательскую деятельность.

Опыт № 1 «Изготовление мыла».

Задачи: Вызвать интерес детей к совместной деятельности.

Расширять кругозор детей. 

Познакомить с профессией мыловара.

Что необходимо приготовить: пластмассовые тёрки, мыло, горячая вода (под руководством воспитателя), различные добавки из природного материала (кусочки хвойных шишек, орешки… ), фабричный детский набор для изготовления мыла (формочки, красители и ароматизаторы), ёмкость и ложка, разносы по количеству детей, марлевые повязки, фартуки.

Проведение опыта: 

1 вариант. 

Вводная беседа:

Воспитатель задает детям вопросы: -Кто печет хлеб? (пекарь)

-Кто воспитывает детей? (воспитатель)

-А, как вы, думаете, кто мыло варит? (варианты ответов). Мыловар.
Проведение опыта: 

У детей на столах готовые разносы с необходимым материалом. Для получения мыльной крошки, дети натирают мыло на безопасных тёрках, при этом находятся в марлевых повязках, чтобы предотвратить попадание мелких частиц в дыхательные пути. Мыльные частицы пересыпаем в ёмкость, добавляем горячую воду (воспитатель добавляет горячую воду на некотором расстоянии от детей) и размешиваем до однородной массы. Затем добавляем в эту же ёмкость ароматизатор и краситель. После, дать массе охладиться примерно 10 минут. Далее дети берут остывшую массу и разливают в произвольные формы и по своему усмотрению оформляют композицию. Получившиеся, оставить до полного высыхания. 

2 вариант. 

Достать с фабричного набора необходимый материал. Воспитатель выкладывает однородную массу в ёмкость, затем в микроволновой печи разогревается до определённой температуры. Далее разлить в небольшие пасочки по количеству детей (к этому времени масса остывает). Дети по своему усмотрению добавляют любой краситель (4 цвета), добавляется ароматизатор и загуститель, выливается в формочки в виде игрушек. Дать застыть до полного высыхания.
Вывод: 

Мыло можно приготовить как фабричным, так и домашним способом. 

Опыт № 2 «Как образуются большие мыльные пузыри?».

Задача: Научить детей пускать мыльные пузыри трубочкой, познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльного раствора с глицерином образуется большой мыльный пузырь. 

Что необходимо приготовить: Средство для мытья посуды, глицерин, чашку с водой, трубочку, разнос и миску для приготовления раствора.

Проведение опыта:

Самый простой способ приготовить раствор таков: на 20 гр. средства для мытья посуды (но не для посудомоечных машин) необходимо взять 60 мл. воды и 25 мл. глицерина (продаётся в любой аптеке). Всё хорошенько размешать и раствор готов. Если смочить плоский разнос мыльным раствором и надуть пузырь на его поверхности трубочкой, то потом можно попытаться отсоединить трубку, но так, чтобы она осталась внутри пузыря, и 

выдувать один за другим ещё пузырики. Получаются сложные и забавные фигуры.
Вывод:

Мыльный пузырь образуется от попадания в мыльный раствор воздуха (мы выдохнули его из себя); глицерин именно то средство, которое делает стенки мыльного пузыря прочнее, а сам пузырь, соответственно, более долгоживущим. 
Опыт № 3 «Рисование на ткани».
Задачи: 

Формировать у детей художественно-творческие способности через необычную изобразительную технику рисования, неизвестного материала. Вызвать интерес у детей к удивительному миру искусства. Познакомить с профессией портного.

Что необходимо приготовить:

Плотная однотонная тёмная ткань 2,5 м., кусочки мыла.

Проведение опыта: Дети расстилают на ковре ткань и рисуют кусочками мыла по собственному замыслу. Беседа и рассматривание картины портняжного дела.

Вывод: Мылом не только можно мыться, но и рисовать. В портняжном деле портные превращают обычную ткань в произведение искусства: рубашки, платья, сумки и прочее. Их работа нужна всем людям, они будут рады красивым обновкам и новым вместительным сумкам.

Опыт № 4 «Рисование на картоне и бархатной бумаге».

Задачи: Учить детей: - рисовать средствами нетрадиционных техник (мылом на картоне и бархатной бумаге); - сравнивать, на каком виде бумаги рисунок получается ярче и выразительнее; - делать умозаключения. 

Что необходимо приготовить: Тёмный картон и бархатная бумага, кусочки мыла.

Проведение опыта:

Дети садятся за круглый стол и начинают рисовать мылом на картоне и бархатной бумаге по своему замыслу. Во время работы дети общаются друг с другом.

Вывод: Мылом не только моются и моют посуду, но и ещё им рисуют. Оказывается, яркие и точные рисунки получаются на бархатной бумаге, чем на картоне. Коллективная работа сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу. 

Опыт № 5 «Мыльные пузыри на морозе».

Задача: Учить детей наблюдать за мыльным пузырем на морозе.

Что необходимо приготовить: Мыльные пузыри.

Проведение опыта: 

На прогулке примерно при температуре -18°C, дети выдувают мыльные пузыри и наблюдают за тем, как при медленном охлаждении пузырь переохлаждается и замерзает. Лучше наблюдать за пузырём, который окажется на варежке, одежде или на земле, но не за летящим.

Вывод: Мыльные пузыри имеют свойство застывать на морозе. Они покрываются матовой оболочкой при температуре -18гр. При выдувании пузырей на сильном морозе, сразу же в разных точках поверхности возникают мелкие кристаллики, которые быстро разрастаются и, наконец, сливаются в единую картину, по красоте, не уступающей морозным рисункам на окне. «Превращается в ледяной шар!»

Приложение 2

Трудовая деятельность

(купание куклы, стирка белья, мытьё игрушек)

Задачи: Развивать: - умение внимательно слушать инструкции взрослого; - умение наблюдать в процессе работы за мыльными пузырями и делать умозаключения;

- пополнять активный словарный запас детей (густая, пышная, воздушная, плотная, лёгкая, бесформенная, мутная, пузырчатая). Воспитывать: - культурно-гигиенические навыки и чувство взаимопомощи, радости; - аккуратность в работе; - желание оказывать посильную помощь взрослым.
Что необходимо приготовить: 

Клеёнчатая ткань для стола, 2 вида мыла (хозяйственное и детское) в мыльнице, детский шампунь, ванночки с тёплой водой, полотенце, кукла-малышка, кукольная одежда, губка для мытья куклы, фартуки, игрушки.

Проведение мероприятия: 

Предложить детям разделиться по подгруппам и дать инструкцию плана работы. Приготовить рабочие места совместно с детьми (ткань для стола, 2 вида мыла (хозяйственное и детское) в мыльнице, шампунь, ванночки с тёплой водой, полотенце, кукла-малышка, кукольная одежда, губка для мытья куклы, фартуки, игрушки).

1 подгруппа детей. Растворить в тёплой воде мыльный раствор (хозяйственное мыло) для мытья игрушек. Дети размешивают и ведут наблюдения за реакцией мыла и воды. Кладут игрушки в ванночку с тёплой и мыльной водой. Моют игрушки губкой и складывают игрушки в чистую ванночку для полоскания под проточной водой (далее действия воспитателя). 

Вывод: Вода стала мутной и на поверхности образовалась пышная, лёгкая, пузырчатая пена. 

2 подгруппа детей. 

Дети в тёплую ванночку с водой окунают куклу-малышку для мытья тела и головы. Наливают шампунь в руку и начинают мыть волосы на голове у куклы. В тоже время дети наблюдают за мыльной пеной, которая образуется на поверхности головы куклы от шампуня и воды.
Вывод: 

При взаимодействии шампуня и воды получается лёгкая воздушная пена.
3 подгруппа детей. 

Предложить детям постирать кукольную одежду с кусочком хозяйственного мыла. Дети погружают одежду в тёплую воду, дать намокнуть, затем натереть мылом и интенсивными движениями застирывают одежду. Затем полощут в чистой тёплой воде. При этом наблюдают за трением в процессе стирки одежды, и за образованием густой плотной пены.

Вывод: При трении образуется густая, бесформенная и плотная пена.

Заключение: Мыльные пузыри появляются не только тогда, когда их выдуваем, но и с помощью других предметов и действий с ними (пористая губка, волосяной покров и при стирке белья). 

Приложение 3

Рисование – опыт с мыльными пузырями.

Задачи: Создать условия для экспериментирования с мыльной раствором. Показать и обучить новому нетрадиционному способу получения абстрактных изображений (выдувание разноцветных пузырей). Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм. Развивать фантазию, мышление, воображение. Развивать дыхательную активность, мышцы речевого аппарата.

Что необходимо приготовить: Шампунь, вода, гуашь, мелкие баночки или стаканчики, трубочки, белые листы бумаги, индивидуальные клеёнки, влажные салфетки, карандаш с губкой на конце. 

Проведение: Взять мелкую баночку, приготовить в ней раствор из гуаши, воды и шампуня (1:1), по консистенции он должен быть, как жидкая сметана. Опустить в смесь трубочку для коктейля, дунуть таким образом, чтобы получилась шапка из мыльных пузырей. Взять лист бумаги, осторожно опустить его на мыльные пузыри, как бы перенося их на бумагу. Дети фантазируют, на какой объект (растение или животного) похож мыльный рисунок. Ребёнок додумывает содержание рисунка и воплощает свой замысел в последующей работе в нетрадиционной технике с помощью «тычка».

Вывод: Рисовать интересно не только традиционными способами и материалом, а также нетрадиционной техникой выдувания лёгкими. Необычное рисование вызывает у детей особый восторг, желание и творческую активность.

Приложение 4
Беседа о формировании понятия «Здоровый образ жизни»
Цель: дать детям элементарные знания о микробах и о способах защиты от них, формировать понятие о здоровом образе жизни. 

Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять. Дети должны уметь правильно умываться (рассматривание картинок). Для чего это надо делать? Чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закаленным, чтобы смыть микробы. (Для закрепления навыков используем художественное слово. Например, отрывки из сказки Чуковского "Мойдодыр" и т.п.

Мойся мыло! Не ленись!

Не выскальзывай, не злись!

Ты зачем опять упало?

Буду мыть тебя сначала!
О микробах:

Они очень маленькие и живые (рисунок).

Они попадают в организм и вызывают болезни.

Они живут на грязных руках.

Они боятся мыла.

Микроб - ужасно вредное животное,

Коварное и главное щекотное.

Такое вот животное в живот

Залезет - и спокойно там живет.

Залезет шалопай, и где захочется

Гуляет по больному и щекочется.

Он горд, что столько от него хлопот:

И насморк, и чихание, и пот.

Вы, дети, мыли руки перед ужином?

Ой, братец лис, ты выглядишь простуженным

Постой-ка, у тебя горячий лоб

Наверное, в тебе сидит микроб!
Вместе с детьми рассматриваем ситуации защиты от микробов и отвечают на вопрос: «Что надо делать, чтобы не заболеть?»

Дети делают выводы


  • Есть только вымытые овощи и фрукты;

  • Не пить грязную и сырую воду (воду можно пить только кипячённую)

  • Всегда мыть руки перед едой, после туалета, после прогулки;

  • Есть и пить только из чистой посуды;

  • При чихании и кашле рот и нос прикрывать платком;

  • Не забывать делать уборку и проветривать комнату.


Посчитайте, сколько раз в день вы моете руки?
Чтение и анализ сказки К.И. Чуковского «Федорино горе»

Цель: помочь понять содержание сказки; дать понятие о гигиене;

воспитывать аккуратность, брезгливость к грязи, неопрятности.

Беседа на тему: «Из истории мыла».

Ребята, а хотите узнать, чем люди умывались раньше? (Показ иллюстраций) Раньше люди стирали и мылись щелоком. Древесной золой и глиной, которая прекрасно очищает руки и тело от грязи. Древесная зола – это раствор древесной золы в воде. Дерево, за время приготовления пищи, сгорает и превращается в золу, которая потом используется для мытья посуды. Когда щелок, полученный из древесной золы, смешивается с жирами и маслами, происходит химическая реакция и в итоге получается то, что мы называем мылом. 

Среди пенообразовательных и противомикробных растений лидирует мыльнянка лекарственная. Такое название растение получило из-за того, что при трении корней мыльнянки лекарственной с водой получается много пены, которая продолжительное время не дает осадку. Для изготовления туалетного мыла, лучше использовать сушеные и мелко нарезанные корни этого растения, так как они намного лучше мылятся. Археологи установили, что мыло начали изготавливать уже 6000 лет назад. 

Приложение 5
Конспект непосредственно – образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста группы «Почемучки»

( «Познание» и «Коммуникация»)

Сказка про мыльные пузыри зазнайство и хвастовство.  

Расскажу я вам сейчас, мои хорошие, про одного мальчика. Звали этого мальчика... Ну, скажем, Макс. А, может, и не Макс.Да дело не в имени, а в той истории, которая с ним произошла.
  Сразу бы надо заметить, что Макс ничем не отличался от своих сверстников. Быстрый, шустрый. Короче, непоседа.
  Одно только выделяло его среди друзей - это постоянное желание казаться лучше других.
  В этом ему не было равных! Бегал он, по его словам, лучше всех, прыгал лучше всех. Да и в футбол играл, как ему казалось, тоже лучше всех.
  О надувании же мыльных пузырей и говорить не приходиться. Здесь он считал себя просто непревзойдённым.
  А так как ребятам зазнайство Макса не нравилось, они и прозвали его зазнайкой.
  - Почему зазнайка? - недоумевал Макс. - Если я действительно лучше всех..
  Это и осталось бы для него загадкой, если бы не случай, о котором я и хочу вам рассказать.
  Вышел как-то Макс после обеда во двор.
  Лето. Погода прекрасная. А ребят во дворе нет. Кто на дачу с родителями отправился, кто на море, а кто книгу на диване читает.
  Сел Макс на лавочку под тенистым деревом, открыл баночку с мыльной пеной, и давай пузыри из соломинки пускать. А они краше, чем когда-либо, получаются!
  - Вот бы кто увидел! - подумал он. - Сразу бы перестали меня зазнайкой называть.
  Но вокруг, как нарочно, ни души!
  Мыльный пузырь на кончике соломинки растёт, переливается... Вот он уже как большое яблоко... А вот уже как футбольный мяч... И вдруг ’футбольный мяч’ превращается в настоящий воздушный шар!
   
  - Привет! - послышался вдруг,  напоминающий шуршание мыльной пены, голос - Что, полетели?
  Не успел Макс и глазом моргнуть, не то что ответить, как мыльный шар взмыл в небо, увлекая за собой соломинку, на которой, цепко ухватившись обеими руками, повис наш герой.
  Деревья и дома становились всё меньше и меньше, а шар поднимался всё выше и выше. И вот уже под ними сплошные белые облака.
  У Макса от волнения даже дыхание перехватило.
  Но тут шар стал медленно опускаться.
  И то, что Макс увидел после приземления, буквально ошеломило его.
  Он стоял посреди мыльной улицы. Да, именно, мыльной! Всё на этой улице было сделано из мыла. Дома - из мыла, деревья - из мыла, машины,  и то - из мыла!
  А так как мыло было разных цветов, всё смотрелось очень красиво и даже празднично.
  Вот только жители в этом городе были необычные Мыльные пузыри! Маленькие и большие катились они по тротуарам, переливаясь всеми цветами радуги.
  - А теперь что скажешь? - снова послышался тот же шуршащий голос.
  Перед Максом стоял знакомый мыльный пузырь. Был он, правда, уже поменьше, ростом с Макса.
   - Красиво! - только и смог прошептать изумлённый Макс.
  - Ещё бы! - гордо ответил мыльный пузырь и слегка раздулся. - Ведь это город Мыльных Пузырей!
  - Я так и понял, - всё также тихо ответил Макс, продолжая с интересом наблюдать за мелькающими по тротуару мыльными пузырями.
  Вели себя пузыри точно как люди. Встречались, общались друг с другом, смеялись, огорчались, спорили о чём-то.
  И тут Макс обратил внимание на пару пузырей, остановившихся неподалёку. Один из них что-то доказывал своему собеседнику, бил себя пухлыми ручками в грудь, а его носик, напоминающий собой картошечку, при этом вытягивался и задирался кверху.
  Но самое интересное было не то.  А то, что мыльного не останавливали ни любопытные взгляды прохожих, ни поникший отречённый взгляд собеседника. Наоборот, казалось, всё это лишь подзадоривает и вдохновляет его. Ну, ещё сильнее пыжиться и раздуваться.
  И тут... О, ужас! Громкий хлопок. Раздувшийся пузырь лопает и превращается в мутную белёсую капельку.
  Только сейчас Макс замечает, что все пузыри, спешащие по тротуару, как бы возвышаются над сплошным мутным потоком, состоящим из многих белёсых капелек.
  - Да...  именно так мыльные пузыри и превращаются в крошечные, почти невидимые, капельки, - задумчиво произнёс знакомый нам мыльный пузырь, уловив недоумевающий взгляд Макса. - Именно так... Но я не такой! Я-то себе цену знаю! Я особенный! Куда им до меня! Смотри, какой я красивый и большой!
  При этом мыльный пузырь стал расти, расти, расти...
  - Осторожно! Лопнешь! - только и успел крикнуть Макс, прикрывая от испуга глаза.
  И тут снова - хлопок. Лицо Макса покрылось сотней мелких брызг.
  - Ты чего, всё пузыри пускаешь? - возле скамейки стоял сосед Димка.
  - Ага. Пускаю, - смутился Макс. - Но это так... Баловство. Ничего особенного

Л. Гуляева

Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что их не поймать.

[/b]

О. Чусовитина

Раз, два, три
Раз, два, три -
Я пускаю пузыри.
Мыльные, воздушные,
Ветерку послушные.
Раз, два, три, четыре, пять,
Пузыри летят опять
Над домами, над лесами.
Над зелёными садами.
Я пускаю пузыри,
Мама, мама, посмотри.

Е. Егорова

Как красивы – посмотри! –
Мыльные пузыри.
Стайкой по ветру летят
И на солнышке блестят.
Взяли краски у зари
Эти чудо-пузыри!

Тетушка Ау

Увлекательное дело -
Шоу 
мыльных пузырей!
Я пузырик  разглядела -
Ни окошек, ни дверей!
Как же  радуга тогда
Забирается туда?!

Р. Горенбургова

Мама, мама, посмотри
Мы пускаем 
пузыри
Легкие, цветные,
Тонкие, большие,
Крутятся, сверкают,
дунешь - улетают.
Правда чудо?! Правда диво ?!
Посмотрите , так красиво!

М. Бойкова

В тепленькой водичке разведу я мыла...
Капельку шампуня, чтобы лучше было...
А теперь от ручки трубочкой...
- Смотри!
Как переливаются эти пузыри...
На, попробуй, выдуй тоже!
И скажи на что похоже?
В этих мыльных переливах,
Все нарядно и красиво...
Только в руку брать нельзя,
Лопнет, попадет в глаза...
Пусть себе летают,
Небо украшают!.

Все дети, маленькие и большие и даже взрослые мамы и папы любят пускать мыльные пузыри. Они такие нежные, веселые, цветные, как сама Радуга – красавица. Одна беда – живет Мыльный Пузырь недолго. Летит Пузырь, показывает нам все цвета спектра, раздувается от радости и – хлоп!- и его уже нет.

Я хочу научить рисовать вас Мыльными Пузырями, пусть их портреты радуют вас долго, долго.

Пригласите вашего малыша сесть за стол, желательно всей семьей. Застели стол клеенкой, положите газеты и приготовьте необходимые материалы:

- гуашь- краски;Консультация для родителей. Рисуем мыльными пузырями. Мастер-класс

-воду;

-жидкое средство для мытья     посуды;

-трубочки для коктейля;

-чайные ложечки (можно разовые);

-разовые стаканчики;

-бумагу белую (А4 или альбомную).

Итак, смешайте в стаканчике чайную ложку гуаши, 2 чайные ложки жидкого мыла и столько же воды.http://www.maam.ru/upload/blogs/7dbdef6589d006dafdf0702cc26ce78b.jpg.jpg

Хорошенько перемешайте, и пусть ваш ребенок дует в трубочку.

     Цветные мыльные пузыри веселой гурьбой полезут на верх, родителям, бабушкам или дедушке останется только накрывать эту веселую семейку бумагой и придерживать рукой стаканчик.http://www.maam.ru/upload/blogs/212f5f19e16c7a4ca1563b075c59bc93.jpg.jpg

        Приготовьте несколько цветных мыльных растворов. Ловите Пузыри всех цветов на один лист или каждый цвет отдельно, пусть у вас соберется много портретиков Мыльных Пузырей. Попробуйте подружить Желтый Пузырь с Синим, Красный с Желтым, Красный с Синим.

 

Консультация для родителей:

«Готовим мыльные пузыри своими руками»

Нередко ребята устраивают целые импровизированные соревнования на предмет того, у кого пузырь получится больше и «проживет» дольше. Стоит баночка готовых пузырей недорого. Но все же куда веселее выдувать пузыри своего собственного изготовления. Тем более, что их можно сделать цветными и очень большими, – не чета «магазинным». Предлагаем Вашему вниманию рецепт настоящих мыльных пузырей.

 Для приготовления мыльных пузырей вам понадобится:

 • Глицерин 50 граммов

• Моющее средство 100 граммов

• Вода 300 миллилитров

• Проволока для формы.

 Количество зависит от желаемой величины пузырей. Итак, все расходные материалы собраны, осталось сделать состав и форму.

Шаг1: Все составляющие необходимо перемешать. Главный секрет приготовления раствора в том, что ему необходимо отстояться около 12 часов в холодном месте, тогда самодельные пузыри будут упругие и стойкие.

Шаг 2: Создаем специальную проволочную форму для выдувания пузырей. Для этого из сгибаем проволоку в форме круга, квадрата или звезды! Здесь нужно проявить сноровку и немного силы. Поэтому эту часть мастер-класса отдаем родителям.

Шаг 3: Закрепляем звезду, надевая на проволоку бусину. Вокруг бусины оборачиваем проволоку, это не дает ей соскальзывать. Продолжаем надевать бусины и получаем ручку «волшебной палочки». И если состав жидкости для будущих пузырей рекомендуем делать, следуя рецепту, то при создании ручки для будущей красоты можно проявить фантазию. Если проволоки достаточно, почему бы не сделать сразу несколько формочек? Тогда можно устроить пенную феерию, пригласив всех друзей или устроить настоящую мыльную вечеринку!  И напоследок один маленький креативный секрет: стоит налить в готовую массу немного пищевого красителя, и пузыри будут совершенно волшебные – цветные!
C:\Users\1\Desktop\Мыльные-пузыри-в-домашних-условиях.jpg



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8» города Энгельса Саратовской области

Конспект НОД

в старшей группе № 8

Тема: «Мой родной Саратовский край».

Подготовила: воспитатель Ланина О.С.

2017 г.

Цель: Обогатить знания детей старшего дошкольного возраста о природе Саратовской области, его флоре и фауне, реках, охране природы.

Задачи:

Образовательные: Закрепить знания детей о символике родного города и области; формировать представления о других городах области, реках, природных зонах.

Уточнить знания о природе Саратовской области.

Формировать умение выражать свои чувства, обогащать словарный запас;

Развивающие: Развивать наблюдательность, внимание. познавательный интерес к родному краю.

Воспитательные: Воспитывать желание любить и охранять родную природу, гордиться родным краем.

Активизация словаря: Правобережье, левобережье, лесостепь, степь, полупустыня.

Предварительная работа: Серия бесед по знакомству с родным краем: городами, реками, народами, его населяющими, природными зонами, животным и растительным миром, рассматривание иллюстраций, чтение книг о Саратовской области. Рисование деревьев, цветов, лепка животных.

Материалы и оборудование: физическая карта Саратовской области, фишки с гербами городов Саратова и области. Изготовленные макеты стволов и кроны деревьев, фломастеры, указка, муз. MP3 - колонка, макет природных зон Саратовской области, магниты с изображением животных Саратовской области, запись песни «С чего начинается Родина».

Ход НОД:

- Я рада видеть вас сегодня с хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на весь день.

Сегодня к нам пришли гости, давайте их встретим дружно и весело, чтобы они поняли, какие гостеприимные дети посещают нашу группу. А сейчас мы поздороваемся с гостями и с друг с другом. Повторяйте все слова и движения за мной (звучит медленная музыка)

Приветствие: Здравствуйте мои друзья,

Рада видеть здесь вас я,

Я живу в родном краю,

И вас всех приветствую.

- Послушайте пожалуйста песню.

Звучит песня «С чего начинается Родина?»

Вопросы к детям:

- О чём поётся в этой песне?

- Как вы думаете, что такое Родина?

- Как называется наша Родина? (ответы детей): Родина - значит, родная, как мама папа. Родина- это край, где мы родились, где живём, это наш дом, это всё то, что нас окружает.

Ребенок 1: Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озёра, реки и поля.

Леса, и степь, и горы.

Ребенок 2: Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом - снега и вьюга.

У каждого жителя Земли есть своя малая  Родина - это место где он родился и живёт.

Сегодня мы с вами поговорим о Саратовской области, где мы с вами живём.

Воспитатель: Почему наша область называется «Саратовская область»? (Правильно, потому что главный город в ней – Саратов).  

Воспитатель приглашает детей подойти к карте.

Воспитатель: Это карта нашего края, Саратовской области.

Здесь красным цветом нарисованы границы Саратовской области.

Отгадайте загадку:

Чуть дрожит на ветерок

Лента на просторе.

Узкий кончик в роднике,

А широкий в море.  (река).

Вот на карте изображена река Волга. Это одна из самых больших рек в мире. Её издавна называли Волгой –матушкой. Она течёт сверху вниз.

Посмотрите, ребята, река Волга разделила нашу область на две части. Как вы думаете, как они называются? (правобережье и левобережье).

Как называется город, в котором мы живём? (Энгельс).

В: Давайте поставим фишку с гербом нашего города на карту.

Воспитатель ставит гербы городов на карту, дети подсказывают.

В: На какой стороне Волги мы с вами живём?  (В Левобережье).

- Ребята, а сейчас подойдите, пожалуйста, к макету

В Саратовской области есть много природных зон: лесные, лесостепные, степные.

Сейчас я предлагаю выбрать тех животных, которые водятся в Саратовской области. Молодцы, ребята! Почему вы не брали остальных животных?

Физминутка:

Давайте немного отдохнём:

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зелёным лугом

Шелестит листва над нами

Вверх мы руки поднимаем,

Ветер стих – листва молчит,

Опускаем руки вниз.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

1,2,3,4, вот как славно освежились.

Дальше будем мы шагать,

Мир природы изучать.

Отгадайте загадки, и вспомните, какие деревья растут в нашем крае:

Стоит Алена-тонкий стан,

Платок зелёный, белый сарафан. (Берёза)

Что за девица, ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьёт,

 А в иголках круглый год? (Сосна)

Я самый серьёзный из русских деревьев,

Так просто не дамся на сруб.

Раскидиста крона, крепки мои ветви.

А люди зовут меня …(Дуб)

-Ребята, возьмите готовые деревья, и дорисуйте хвою сосне, листья берёзе и  дубу. Ребята, посмотрите, какие прекрасные деревья у вас получились! (задаю вопросы детям, у кого какое дерево получилось?)

- К сожалению, ребята, многие растения и животные стали редкими в нашей области.  Чтобы сохранить их, создаются охраняемые памятники природы,. Кто знает, какие? (заповедники, заказники, парки). Многие виды растений и животных занесены в Красную книгу Саратовской области. Об этом мы поговорим в следующий раз.

   -  Молодцы, ребята! Что для вас было интересным? Как называется край, в котором мы живём?

И в конце нашей работы я хочу вам подарить вот такие вкусные яблоки, которые растут на нашей Саратовской земле.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8» города Энгельса Саратовской области

Конспект мастер - класса

Тема: «Знакомство с русскими народными играми и хороводами в детском саду».

Подготовила: воспитатель Ланина О.С.

2017 г.

Отнимите у русского народа поэзию,

лишите его игр, и наша народность

останется без творчества, без жизни».

Иван Петрович Сахаров

   Цель: передача и распространение педагогического опыта по ознакомлению с русскими народными играми для детей дошкольного возраста и методикой их проведения.

Задачи:

1. Рассказать коллегам об истории, значении, функциях русских народных игр;

2. Познакомить с игровым репертуаром и методикой. 

Участники: педагоги ДОУ.

    В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.

      На Руси народные праздники, народные гуляния занимали очень важное место в жизни людей. Наиболее яркими из них были зимние праздники: Рождество, Святки, Масленица. В эти дни на площадях проводились ярмарки. Ярмарки –это красочные гулянья. На Ярмарках можно было побаловать себя сладостями: пекли блины с вареньем, предлагали пряники, конфеты, баранки. Люди пели песни, водили хороводы. Ни одна ярмарка не обходилась без главных героев: скоморохов, шутов, поводыря с бурым медведем, канатоходцев, жонглеров.

     Русский народ гордится своей силой и мужеством и очень любит различные шуточные состязания: бой с мешками, перетягивание каната, бег в мешках. Зимой – катание на санках, игры со снежками и др. 

     Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю. Они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

   С помощью русских народных игр решаются следующие задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста:

1. Знакомство с народными праздниками, входящими в русский народный календарь, с историей их возникновения;

2. Развитие координации движений, мышечного тонуса, артистических умений;

3. Развитие инициативы, организаторских и творческих способностей у детей.

Функции русской народной игры: исторически, прежде всего, развлекательная, потом воспитательная, коммуникативная. Также народная игра - это отличное средство эмоциональной разгрузки для ребенка.

При выборе игр для детей следует учитывать следующие факторы 

1. Возраст играющих. Для младших дошкольников следует выбирать наиболее простые игры, постепенно усложняя их к старшему возрасту за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в котором участие педагога обязательно. Детям еще сложно контролировать свои движения, поэтому пример взрослого необходим.

2. Место для проведения игр. Народные игры могут проводиться в группе, в зале, на воздухе. Если они проходят в помещении, его необходимо хорошо проветрить.

3. Количество участников игры. Необязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей на подгруппы. Участие в игре должно быть интересно для каждого ребенка.

4. Инвентарь для игр должен быть подготовлен заранее в достаточном количестве.

5. Знание правил игры. Объясняя детям правила, воспитатель должен встать так, чтобы его все видели. Лучше всего для этого встать в круг вместе с детьми (действие очень многих народных игр происходит в круге - хоровод, но не в его середину. Объяснение воспитателя должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов и всего игрового действа.

6. Выбор водящего лучше всего делать с помощью считалок, которые нравятся детям. Тот из игроков, на кого выпадает последнее слово считалки, начинает водить.

Игра должна быть вовремя закончена. Оснований для этого много: интерес детей к игре, физическая нагрузка, полученная во время игры, режимные моменты дня. Необходимо закончить игру раньше, чем она надоест детям,

А сейчас, уважаемые коллеги я предлагаю Вам окунуться в мир русских народных игр, превратиться в детей и немного поиграть.

Игра «Челнок»

Цель игры: Повысить интерес к русским народным играм. Активизация и развитие двигательной деятельности детей при тесной взаимосвязи с их познавательной и мыслительной деятельностью посредством народной игры.

Задачи: развивать координацию движений, чувство ритма и воспитывать коммуникативные качеств, а также умение двигаться под музыку сообща. Челноку» остаться не пойманным.

Ход игры: Два ряда играющих становятся друг напротив друга и сцепляются меж собой под локти. Два игрока-челнока пробегают меж этих рядов навстречу друг другу. Ряды при этом постоянно сходятся и расходятся, напевая попевку и постепенно ускоряясь. Проигрывает тот челнок, который не успевает пробежать между рядов до их схождения и оказывается зажат между ними. Затем выигравший челнок выбирает следующую пару челноков для игры.

Текст:

Челнок бежит,

Земля дрожит.

Шьет - пошивает,

Дали посылает.

Ткацкий челнок — деталь ткацкого станка, прокладывающий поперечную нить между нитями основы при выработке ткани. Самый простой челнок изготавливался из плоского узкого куска дерева с насечками на концах для прикрепления пряжи. Ткацкие челноки веками изготовлялись из дорогой древесины — бука, граба, хурмы, пальмы. Часто челнок делают из древесины цветущего кизила, потому что он должен быть прочным, противостоять раскалыванию, и должен иметь очень гладкую полированную поверхность.

Игра «Без пары» («Растяпа»)

Цель игры: Повысить интерес к русским народным играм. Активизировать и развивать двигательную деятельность детей при тесной взаимосвязи с их познавательной и мыслительной деятельностью посредством народной игры. Повысить интерес к русским народным играм.

Задачи: Найти себе пару, развивать координацию движений, внимание, быстроту реакции, воображение, а также воспитывать коммуникативные качества.

Исходное положение: Дети делятся на две команды. Первая команда образует большой круг (четное количество детей, вторая встает врассыпную внутри круга (нечетное количество).

Ход игры: Дети, находящиеся внутри круга, под веселую русскую народную музыку двигаются в рассыпную, пританцовывая, когда музыка замолкает, они должны занять место перед любым ребенком, стоящим в кругу, тем самым разделившись на пары. Ребенок, оставшийся один, выходит в центр круга. Все дети хором говорят:

«Раз, два, три, без пары ты! (Растяпа ты!»)

Игра повторяется.

   Спасибо за внимание!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8» города Энгельса Саратовской области

Педагогический брифинг

Тема: «Ознакомление дошкольников

 с природой родного края».

Подготовила: воспитатель Ланина О.С.

2017 г.

     Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями, основы нравственного воспитания.

     Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.              Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога. Огромное значение имеет непосредственный контакт ребенка с объектами природы.

      Именно в повседневной жизни дошкольники получают основную массу конкретных чувственных представлений о жизни растений и животных. Ведь сколько бы ребенок не запомнил названий растений, сколько бы он не посадил деревьев и кустов, но если при этом мы не зажгли в нем любовь к природе, все это бесполезно.

       Патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования экологического сознания предполагает проведение непосредственно-образовательной деятельности, различных видов совместной и самостоятельной деятельности детей в комплексе. Работа в этом направлении способствует достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы по формированию интегративных качеств личности ребенка в соответствии с ФГОС. Представления о родной природе успешно интегрируются с различными образовательными областями. Кроме того, природоведческие знания интегрируются:

- в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую познавательную и двигательную активность и способствуют сохранению и укреплению здоровья дошкольников);

- в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, энциклопедий);

- в процесс взаимодействия с семьями (участие в конкурсах, проектах, соревнованиях и др.)

     При организации работы по патриотическому воспитанию на основе позитивного отношения к природе важно учитывать региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе), ресурсное обеспечение педагогического процесса. Во всех видах деятельности при ознакомлении с природой обязательные общие темы чередуются с региональными. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре способствует расширению знаний и представлений о родном крае, развитию национального самосознания, формированию чувства гордости за свою Родину и привязанности к ней. У нас самая разнообразная флора и фауна, которая позволяет осуществлять краеведческую и экологическую работу, проводить наблюдения за живой и неживой природой. Места богаты историческими, этнографическими памятниками и интересным географическим расположением.

Построение образовательного процесса на региональном материале позволяет осуществить решение следующих задач:

- воспитывать чувство гордости, любви, привязанности к Родине;

- обогатить знания детей о природе;

- формировать духовную личность, способную поступать нравственно по отношению к природе в различных ситуациях;

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

В совместной деятельности воспитателя и детей проводятся:

- познавательные беседы «Мой край родной Саратовский»,

- прослушивание песен о родном городе, чтение стихов,

- изготовление альбома «Природа моего края»,

- знакомство с флагом, гербом и гимном родного города и России, рассматривание географической карты Саратовской области, рассказы о достопримечательностях городов Саратова и Энгельса, о красоте природы родного края,

- посещение краеведческого музея, целевые прогулки.

Повседневное общение с природой, постоянные наблюдения за птицами и животными дают возможность изучать их привычки и повадки. Затем создаются рассказы и сказки, которые обобщают эти наблюдения. Сюжеты сказок доступны и привлекательны, учат детей быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему, что существует и живет рядом.

       Кроме чтения природоведческой литературы с детьми можно проводить «уроки доброты», целью которых является развитие интереса к природе, формирование положительного эмоционального отношения к ней, желание беречь и заботиться о ней, воспитание чуткости, чувства сопереживания живым существам. Темы «уроков доброты»: «Что значит быть добрым», «Когда я был добрым по отношению к природе?», «Кого можно считать заботливым?», «Любить – это что значит?» и т. д.

      Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста и вместе с тем источником их радостных эмоций. На фоне положительных эмоций, вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания о природе, и происходит формирование осознанно-правильного положительного отношения к ней. Для воспитания позитивного отношения детей к природе родного края необходимо проводить экологические развлечения, которые создают наиболее оптимальные условия для воспитания и обучения. В игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.). В ходе развлечений используются различные формы познавательной деятельности: создание ситуаций, дающих возможность каждому ребенку проявить себя; ролевые познавательные и дидактические игры; решение кроссвордов, альтернативных экологических задач.

     Работа по формированию любви к родному краю и бережному отношению к природе проводится в тесной связи с родителями. Консультации для родителей на тему «Великий учитель – природа» убедила их в том, что воспитать ребенка, любящего свой край и его природу, это главная, а не второстепенная задача в воспитании. В основу работы положена модель «Родители – ребенок – воспитатель». В ней рассматриваются нетрадиционные подходы совместной деятельности: совместное проведение выходных дней на природе; совместная подготовка к праздникам; родительские собрания в форме круглого стола и деловой игры; экологические КВН семейных команд, «Тайны природы» и др. , совместные посещения музея.

      Предлагаемая система работы по экологическому воспитанию дошкольников способствует развитию основ чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России, толерантного отношения к разнообразию народов, приобщению к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формированию патриотических чувств.

Литература:

  1. Алёшина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом» М:. ТЦ Сфера, 1999г. -122с.
  2. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» М:. ЦГЛ, 2004г. -156 с.
  3. Рыбалкова И. «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» Дошкольное воспитание, 2003г. №6 с. 45-55.

Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8» города Энгельса Саратовской области

Конспект математического КВН

в старшей группе № 8

Подготовила: воспитатель Ланина О.С.

2017 г.

Цель:

· Закрепление знаний, умений и навыков у детей, полученных на НОД по ФЭМП;

· Совершенствование умений детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования.

· Активизация познавательной деятельности воспитанников на занятиях по ФЭМП.

Задачи:

- Закрепить навыки количественного счета предметов в пределах 7;
- Закрепить умение располагать полоски по высоте;
- Упражнять в соотнесении цифры с количеством предметов;
- Упражнять в оперировании блоками Дьенеша – нахождении геометрических фигур по символам: форме, цвету, величине, толщине;
- Упражнять в согласовании числительных с существительными.
- Упражнять в нахождении предметов круглой, треугольной, квадратной, прямоугольной форм.
- Развивать логическое мышление, интерес к математике.

Материалы:

Набор цифр от «1» до «7», логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, счетный материал, медальоны для команд, предметы геометрических форм.

Ход:

- Ребята, сегодня мы с вами будем играть в КВН. Для этого вам нужно разделиться на 2 команды, придумать название для вашей команды, выбрать капитана, сочинить девиз. Победит та команда, которая правильно будет отвечать на вопросы, наберет больше баллов. Для подсчета баллов нужно выбрать жюри.
/выбор жюри из воспитателей/

«Приветствие команд» - 5 баллов

1 команда: «ТУЧКА»
«Мы - ребята – молодцы,
И считаем до семи».

2 команда: «СОЛНЫШКО»
«Раз, два, три, четыре, пять,
Всех мы можем сосчитать».

1 конкурс «Живые цифры» - 5 баллов

Воспитатель дает набор цифр от 1 до 7 капитану, тот раздает детям своей команды по одной цифре, команда должна быстро встать согласно своей цифре с 1 по 7.
/выставление баллов за конкурс/

2 конкурс «Найди фигуры» - 5 баллов

Детям предлагаются карточки-символы, обозначающие цвет, форму, величину, толщину. Задание: найти нужные фигуры и составить предмет: домик. /Логические блоки Дьенеша/.
/выставление баллов за конкурс/

3 конкурс «Прогулка в лес» - 5 баллов

Оформлена лесная полянка. На ней расположены елочки /6 больших пластмассовых елок, стоящих в кучке/, грибочки /например,5 мухоморов в одной тарелке/, неваляшки /7 неваляшек, поставленных в хоровод/, 3  бабочки, 2 мягкие игрушки /медвежонок и зайка/, 4 белки.
Задание: Воспитатель раздает ребенку из каждой команды по 3 цифры, они должны их положить рядом с предметами, соответствующими по количеству. /2-4-6, 3-5-7/.
/выставление баллов за конкурс/

4 конкурс «Найди число «5» и «6» - 5 баллов

Детям предлагаются 5 кубиков - «единиц» и 5 палочек Кюизенера, соответствующие числам «4», «5», «6», «7» - дети путем приложения кубиков на палочки находят палочку нужной длины. /выставление баллов за конкурс/

5 конкурс «Конкурс капитанов» - 5 баллов

1 задание: «Занимательные вопросы»

1 команда
1.Сколько ушей у двух мышей? /4/
2.Сколько глазок у трех лошадок? /6/

2 команда.

1. Сколько лапок у двух цыпляток? /4/

2. Сколько рогов у трех козлов? /6/

2 задание: «Сосчитай фрукты».
Одна груша, 2 груши, 3 груши, 4 груши, 5 груш
Один лимон, 2 лимона, 3 лимона, 4 лимона, 5 лимонов

3 задание: «Разложи 7 полосок по высоте».
Предлагается набор полосок, нужно расположить их от самой низкой до самой высокой.
/выставление баллов за конкурс/

6 конкурс-соревнование «Принеси нужные фигуры» - 5 баллов

На одной стороне в обручах на полу лежат предметы круглой, квадратной и прямоугольной формы /маленькие кубики, большие кубы, листы бумаги, бруски, крышки и др /.
Задание: детям по очереди нужно бежать к обручам и приносить по одному предмету квадратной и прямоугольной формы, круглые – не брать.   /выставление баллов за конкурс/

- Ребята, вот и закончился наш КВН. Сейчас будут подведены окончательные итоги, поэтому слово предоставляется жюри. /итоги викторины, награждение/

Тут, куда ни кинем взгляд,

Травы ровные стоят

И колышутся волнами

Под душистыми ветрами. 

Ответ: Степь

Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (трук бока руками) хома раненько встает, (потягиваются)

щечки моет (тереть щеки руками)

лапки трет (движения мытья рук)

Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)

и выходит на зарядку (маршируют)

Раз (руки вперед) два (руки вверх)три (руки в стороны)

четыре, пять (трясут кистями рук)

хомка хочет сильным стать .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игровой обучающей ситуации в подготовительной к школе группе с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича на тему: «Путешествие в Фиолетовый лес»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 8»   Конспект игровой обучающей ситуациив подготовительной к школе группес использованием развив...

Конспект маршрутной игры с использование развивающих игр В.Воскобовича по теме: ««Путешествие в цирк» ( младший дошкольный возраст)

Совместная деятельность с родителями и детьми в форме конструкторского бюро по технологии "Сказочные лабиринты игры" В.В. Воскобовича...

Конспект маршрутной игры с использование развивающих игр В.Воскобовича по теме: «Путешествие на планету Знаний» (старший дошкольный возраст)

Педагоги все время находятся в поиске новых форм работы с родителями. В конспекте представлена форма организации совместного детско - родительского мероприятия на основе конструирования. В данной рабо...

Конспект НОД в младшей группе с использованием развивающей среды В. Воскобовича на тему: «Путешествие в весенний лес. Чтение стихотворения А. Н. Плещеева «Весна».

Конспект НОД в младшей группе с использованием развивающей среды  В.  Воскобовича на тему: «Путешествие в весенний лес. Чтение стихотворения А. Н. Плещеева «Весна».Образова...

Конспект игровой обучающей ситуации в подготовительной к школе группе "Магазин продуктов"

Конспект игровой обучающей ситуации в подготовительной к школе группе по математике "Магазин продуктов"...

Конспект игровой обучающей ситуации «Айболит осматривает комнатные растения» в подготовительной к школе группе

Конспект игровой обучающей ситуации «Айболит осматривает комнатные растения» в подготовительной к школе группе...