Познавательно – экспериментальная деятельность. Старшая группа. Тема: «Белоснежная королева»
план-конспект занятия (старшая группа)

Киселева Ольга Александровна

Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.

Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования.

Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок. Выращивание «кристаллов» из солевого раствора. Выпаривание соли из соленой воды.

Оборудование: тарелочки с солью, увеличительные стекла, сырые куриные яйца, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, альбомные листы, покрытые гуашью, кисти, письмо,посылка с солонкой, блюдца с кусочками льда, кусочки поролона.

Ход занятия: Ребята, когда я шла на работу, на пороге группы я увидела посылку. Наверное это для Вас. Может быть посмотрим, что в посылке?

«Здравствуйте дорогие дети, я хозяйка медной горы и слышала, что вы много знаете о природе. Вот и решила отправить вам эту посылку. А что в ней находится вы отгадайте!!!

Хозяйка медной горы - владелица земных богатств, хранительница тайн прекрасного и секретов высокого мастерства.

Без нее, ребята, повар просто как без рук.

И становится вся пища несъедобной вдруг.

Если в ранку попадает, испытываешь боль.

Вы конечно догадались! Ну конечно, это – соль!

В: Ребята, а вы догодались о чем идет речь?

Воспитатель открывает посылку, достает солонку с солью. Правильно это соль. А зачем она нужна?

Дети: Чтобы солить пищу.

 А зачем солить пищу?

Вы занете, что соль бывает разная? (поваренная мелкая и крупная соль (достать из посылки и сравнить), йодированная соль (в такую соль добавлен йод. Она нужна нам для того, чтобы организм получал все необходимые миниральные вещества. Когда готовят вам кушать в детском саду добавляют йодированную соль, чтобы вы меньше болели и росли здоровыми. Ребята, как называется эта соль?

А еще ребята, есть морская соль!

Кто знает зачем она нужна? Как косметическое средство, чтобы кожа была чистой, мягкой и ухоженной.

 Посмотрите дети, мы свами попали в лабораторию. А вы хотели бы как настоящие исследователи провести опыты с солью?

Пройдите на места, возьмите стаканчики с солью, давайте определим:

1. Есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха).

2. Попробуйте соль на вкус?  Какая она на вкус? (соленая).

3. Возьмите ложки и насыпьте немного соли в тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая).

4. Возьмите стакан с водой и насыпьте в нее ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (Растворилась). Значит, что можно сказать еще о соли?  ( Соль растворяется в воде).

Отгадайте загадку: «В воде родится, а воды боится?» (Соль)

6. Изменился ли цвет воды? (нет). Значит, соль не имеет цвета.

А как вы думаете какой стал вкус у воды? (солёная). Молодцы.

А теперь давайте повторим что мы узнали о соли.

(Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды).

У всех ученных есть время, когда они отдыхают, набираются сил для дальнейших исследований. И мы с вами давайте отдохнем, чтобы затем продолжить наши эксперименты. (Дети встают возле столов)

Физкультминутка «Лягушки»

На болоте две лягушки, две зеленые болтушки.

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ручками хлопали, ножками топали.

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет, всем друзьям физкульт -привет!

Отдохнули? Продолжаем наши исследования.

Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? (зернышки, кристаллы, крупинки). Дети, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть).

А еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед.

А сейчас ребята я хочу рассказать вам сказку - загадку, а вы слушайте и запоминайте. Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он мы с вами узнаем в нашей лаборатории.

Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? (поролон). Значит, какому ослику было легко идти? (который нес поролон, а который нес соль, ему было тяжело).

Возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью? (она растворилась). А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. А теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон? Давайте подумаем какому ослику было легко плыть. Почему? (соль в мешках растворилась). Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду).

А теперь нам понадобятся два больших стакана с водой и два сырых яйца. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в чистую (не солёную) воду. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно) .

Во второй стакан добавим соль, и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом (оно плавает на поверхности). Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут.

Понравилось ли вам занятие? Про что вы сегодня говорили на занятии ? Что нового узнали про соль? Что именно вам запомнилось на занятии? Рассказы детей. Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали и поэтому я хочу показать вам один фокус.

Беру два стакана с одинаковым количеством воды и развожу в первом стакане две ложки соли, а во втором пять (количество соли зависит от объема воды в стаканах) добавляю в стаканы краску (желательно в один темный цвет, а в другой светлый) и аккуратно переливаю стакан с малым количеством соли, в стакан с большим количеством соли. Более крутой раствор останется внизу, а слабый раствор останется сверху. Самое главное не перемешать краски.

Ребята наши работа в лаборатории подошла к концу.

Но чудесные свойства соли на этом не заканчиваются. Хозяйка медной горы прислала нам интересную посылку, и я предлагаю сделать для нее маленький подарок, который мы ей отправим. А подарок мы будем делать с помощью соли. Дети, знаете ли вы, что солью можно рисовать! Рисунки получаются просто сказочными! Соль впитывает жидкость с бумаги и прилипает к ней. Из-за этого поверхность рисунка становится похожа на бугристую поверхность планеты. Давайте нарисуем при помощи этого нетрадиционного способа рисования карту.

Для этого берём кисточки и наносим на всю поверхность заготовки воду, равномерно распределяя краску по окружности. Не дожидаясь высыхания, сыпем соль на всю поверхность заготовки. И наблюдаем, какие необычные узоры получаются.

Наши подарки готовы. Когда работы подсохнут, мы обязательно их отправим Хозяйке медной горы!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно – экспериментальная деятельность.

Старшая группа.

Тема: «Белоснежная королева»

Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.

Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования.

Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок. Выращивание «кристаллов» из солевого раствора. Выпаривание соли из соленой воды.

Оборудование: тарелочки с солью, увеличительные стекла, сырые куриные яйца, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, альбомные листы, покрытые гуашью, кисти, письмо,посылка с солонкой, блюдца с кусочками льда, кусочки поролона.

Ход занятия: Ребята, когда я шла на работу, на пороге группы я увидела посылку. Наверное это для Вас. Может быть посмотрим, что в посылке?

«Здравствуйте дорогие дети, я хозяйка медной горы и слышала, что вы много знаете о природе. Вот и решила отправить вам эту посылку. А что в ней находится вы отгадайте!!!

Хозяйка медной горы - владелица земных богатств, хранительница тайн прекрасного и секретов высокого мастерства.

Без нее, ребята, повар просто как без рук.

И становится вся пища несъедобной вдруг.

Если в ранку попадает, испытываешь боль.

Вы конечно догадались! Ну конечно, это – соль!

В: Ребята, а вы догодались о чем идет речь?

Воспитатель открывает посылку, достает солонку с солью. Правильно это соль. А зачем она нужна?

Дети: Чтобы солить пищу.

 А зачем солить пищу?

Вы занете, что соль бывает разная? (поваренная мелкая и крупная соль (достать из посылки и сравнить), йодированная соль (в такую соль добавлен йод. Она нужна нам для того, чтобы организм получал все необходимые миниральные вещества. Когда готовят вам кушать в детском саду добавляют йодированную соль, чтобы вы меньше болели и росли здоровыми. Ребята, как называется эта соль?

А еще ребята, есть морская соль!

Кто знает зачем она нужна? Как косметическое средство, чтобы кожа была чистой, мягкой и ухоженной.

 Посмотрите дети, мы свами попали в лабораторию. А вы хотели бы как настоящие исследователи провести опыты с солью?

Пройдите на места, возьмите стаканчики с солью, давайте определим:

1. Есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха).

2. Попробуйте соль на вкус?  Какая она на вкус? (соленая).

3. Возьмите ложки и насыпьте немного соли в тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая).

4. Возьмите стакан с водой и насыпьте в нее ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (Растворилась). Значит, что можно сказать еще о соли?  ( Соль растворяется в воде).

Отгадайте загадку: «В воде родится, а воды боится?» (Соль) 

6. Изменился ли цвет воды? (нет). Значит, соль не имеет цвета.

А как вы думаете какой стал вкус у воды? (солёная). Молодцы.

А теперь давайте повторим что мы узнали о соли.

(Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды). 

У всех ученных есть время, когда они отдыхают, набираются сил для дальнейших исследований. И мы с вами давайте отдохнем, чтобы затем продолжить наши эксперименты. (Дети встают возле столов)

Физкультминутка «Лягушки»

На болоте две лягушки, две зеленые болтушки.

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ручками хлопали, ножками топали.

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет, всем друзьям физкульт -привет!

Отдохнули? Продолжаем наши исследования.

Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? (зернышки, кристаллы, крупинки). Дети, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть).

А еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед.

А сейчас ребята я хочу рассказать вам сказку - загадку, а вы слушайте и запоминайте. Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он мы с вами узнаем в нашей лаборатории.

Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? (поролон). Значит, какому ослику было легко идти? (который нес поролон, а который нес соль, ему было тяжело).

Возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью? (она растворилась). А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. А теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон? Давайте подумаем какому ослику было легко плыть. Почему? (соль в мешках растворилась). Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду).

А теперь нам понадобятся два больших стакана с водой и два сырых яйца. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в чистую (не солёную) воду. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно) .

Во второй стакан добавим соль, и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом (оно плавает на поверхности). Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут.

Понравилось ли вам занятие? Про что вы сегодня говорили на занятии ? Что нового узнали про соль? Что именно вам запомнилось на занятии? Рассказы детей. Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали и поэтому я хочу показать вам один фокус.

Беру два стакана с одинаковым количеством воды и развожу в первом стакане две ложки соли, а во втором пять (количество соли зависит от объема воды в стаканах) добавляю в стаканы краску (желательно в один темный цвет, а в другой светлый) и аккуратно переливаю стакан с малым количеством соли, в стакан с большим количеством соли. Более крутой раствор останется внизу, а слабый раствор останется сверху. Самое главное не перемешать краски.

Ребята наши работа в лаборатории подошла к концу.

Но чудесные свойства соли на этом не заканчиваются. Хозяйка медной горы прислала нам интересную посылку, и я предлагаю сделать для нее маленький подарок, который мы ей отправим. А подарок мы будем делать с помощью соли. Дети, знаете ли вы, что солью можно рисовать! Рисунки получаются просто сказочными! Соль впитывает жидкость с бумаги и прилипает к ней. Из-за этого поверхность рисунка становится похожа на бугристую поверхность планеты. Давайте нарисуем при помощи этого нетрадиционного способа рисования карту.

Для этого берём кисточки и наносим на всю поверхность заготовки воду, равномерно распределяя краску по окружности. Не дожидаясь высыхания, сыпем соль на всю поверхность заготовки. И наблюдаем, какие необычные узоры получаются.

Наши подарки готовы. Когда работы подсохнут, мы обязательно их отправим Хозяйке медной горы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Белоснежная зима»

         Занятие по развитию речи                 в старшей группе...

Конспект непрерывно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие к королеве Математики».

Вовлекать детей в содержательную, активную и развивающую деятельность, углубляя их представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира....

Проект по познавательно-экспериментальной деятельности в группе старшего дошкольного возраста «У нас зазвонил телефон»

Проект по познавательно- кспериментальной деятельности в группе старшего дошкольного возраста "У нас зазвонил телефон"...

Конспект экспериментальной деятельности, старшая группа детского сада. Тема. Вода. "Умная галка".

Данный конспект предназначен для педагогов старшего дошкольного возраста. С помощью Мудрой "Совуньи" ребята учатся рассуждать, проводят эксперимент. Основой для экспериментальной деятельност...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШАЯ ГРУППА НА ТЕМУ: «КУЛИНАРНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ»

Цель: привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности, как экспериментирование на кухне; познакомить детей с легкими видами кулинарных экспериментов; научить анализировать;способство...

проект по познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности старшей группы детского сада "Хочу все знать"

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....