Из опыта работы
статья
Нравственное воспитание детей – это комплексное понятие, объединяющее комплекс воспитательных мер, которые приобщают ребенка к моральным ценностям человечества. В течение этого процесса происходят качественные изменения человеческой личности. Ребенок достигает уровня нравственной воспитанности, включается в социальную среду, начинает заниматься самовоспитанием и взаимодействием с другими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 141.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема моей работы «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Актуальность
Нравственное воспитание детей – это комплексное понятие, объединяющее комплекс воспитательных мер, которые приобщают ребенка к моральным ценностям человечества. В течение этого процесса происходят качественные изменения человеческой личности. Ребенок достигает уровня нравственной воспитанности, включается в социальную среду, начинает заниматься самовоспитанием и взаимодействием с другими людьми.
Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве. В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. В воспитании ребёнка большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним. Желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей.
Детский сад-это вторая семья, где он окружён вниманием, любовью и заботой. У детей воспитывается уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещения. Дети должны стремиться беречь результаты труда взрослых и по возможности помогать им.
Целью моей работы по воспитанию нравственности является :
- формирование любых нравственных качеств, чувств, привычек, представлений,
- взращивание у детей разного возраста гуманного отношения к другим людям,
- закладка патриотического чувства, гордость за свою родину,
- воспитание у ребят с юного возраста терпимости к другим национальностям и религиям,
- умение жить и работать в коллективе, сохраняя чувство собственного достоинства,
- развитие таких качеств, как трудолюбие, умение трудится сообща.
Младший дошкольный возраст — от двух до четырех лет — важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первый элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.
У детей третьего и четвертого года жизни велика потребность в ласке, внимании взрослого, стремление к интимной близости с воспитателем. Дети еще во многом зависимы от взрослого. Это обусловлено отсутствием у малышей элементарных навыков гигиены и самообслуживания, умения самостоятельно играть, заниматься, общаться с окружающими.
Вот почему одной из основных задач, для меня, являлось формирование самостоятельности в бытовой деятельности, в игре, на занятиях. Детей следовало научить делать самим то, что им по силам, соответствует их жизненному опыту.
Есть разные подходы к формированию нравственных качеств у детей – через труд, игру, творчество, обучение, литературные произведение, собственный пример.
Формы нравственного воспитания разнообразны, как и сама жизнь:
- личностные качества ребенка,
- отношение детей к другим людям,
- духовные ценности,
- гласные и негласные правила этикета,
- патриотические чувства и уважение к власти.
- Взаимодействие, основанное на взаимном доверии, уважении, обсуждении, поиск выхода из трудной жизненной ситуации.
- Существование формы мягкого доверительного воздействия.
- Формирование у детей положительной реакции на соревнования, конкурсы, олимпиады. Рассмотрение этой части процесса обучения, как стимула к новым вершинам, а не порицание и унижение достоинств.
В своей работе я использую различные формы и приемы, в ходе воспитания и обучения затрагиваются следующие образовательные области:
- Физическое развитие
- Художественно - эстетическое развитие
- Речевое развитие
- Познавательное развитие
- Социально – коммуникативное развитие
Какие приемы я применяю для формирования нравственности у своих подопечных?
- Творчество, литературные произведения, музыка, изобразительное искусство. Средства художественной выразительности помогают описать чувства человека в различных ситуациях, собственное отношение через слово, музыку, рисунок.
- Общение с природой. Ребенок должен находиться в контакте с живой природой. Такое взаимодействие дает жизненные силы, учит законам взаимодействия живых существ, проявляет истинные чувства ребенка
- Содержание собственной деятельности. Через игру, обучение, труд, творчество ребенок выражает свое психическое состояние, учится взаимодействию с другими детьми, усваивает нравственные качества.
- Важную роль в воспитании нравственных качеств играет обстановка, которая окружает ребенка. Цель окружения ребенка – вырастить достойного члена общества. В детском образовательном учреждении эту роль играют воспитатели, сверстники.
Формы работы
В период от трех до четырех лет дети активно овладевают речью. Они начинают разбираться в окружающих явлениях и давать элементарные словесные оценки. Интенсивное развитие речи, большую детскую активность и эмоциональность педагог использует для знакомства малышей с окружающим миром, с людьми, с правилами взаимоотношений.
Тематические беседы:
- «Где добрые люди, там беды не будет»;
- «Доброе дело делай смело»;
- «У нас новенькая! Испугалась Сонечка и стоит тихонечко»
- «Жил-был Я»
- «Моя малая родина»
Беседы по картинкам:
- «Уроки вежливости»
- «Уроки доброты»
- «Воспитание сказкой»
Включая детей в индивидуальную и совместную деятельность, очень важно побуждать их к хорошим поступкам, формировать гуманные чувства, вызывать желание слушаться, уважительно относиться к окружающим (к воспитателю, няне). Так, у малышей третьего года жизни взрослый воспитывает умение здороваться, благодарить, вежливо обращаться с просьбой к старшим, играть рядом с другими детьми, не мешая им, беречь чужие постройки, спокойно ждать, пока товарищ умоется, поиграет с игрушкой, учит аккуратно умываться, старательно вытирать ноги, убирать на место игрушки.
Игры-ситуации
- «Помоги подружкам»
- «Две конфеты»
- «Кошка на дереве»
Дидактические игры с куклой
- «Кукла Катя заболела»
- «Куклы поссорились»
- «Куклы в гостях у зверят» и т.д.
Вся работа поводилась в игровой форме, так как ,именно игра имеет самую важную роль в жизни дошкольников.
В своей работе активно применяю художественное слово.
Русский фольклор.
Чтение и разучивание потешек, закличек, умывалочек, будилочек,
- «Тили-бом, тили-бом…»
- «Еду, еду к бабе, к деду…»
- «Водичка, водичка умой мое личико…»
пословиц и поговорок;
- Нет друга – ищи, а нашел – береги.
- Дерево живёт корнями, а человек друзьями.
- Нет друзей –наживай, а старых не забывай.
- Друг познаётся в беде и т.д;
Чтение произведений поэтов и писателей России :
- С.Маршак
- К.Чуковский
- А.Пушкин
- К.Ушинский
- Б.Житков и т.д.
зарубежных писателей:
- Д.Биссет
- С.Капутикян
- Ч.Янчарский и т.д.
Одним из важных моментов является чтение русских народных сказок, т.к.сказки учат добру, отзывчивости, справедливости, честности и т.д.
Чтение сказок народов мира, н-р: «Рукавичка», «Два жадных медвежонка»
- «Репка»
- «Теремок»
- «Колобок»
- «Гуси лебеди»
Большая работа проводится по экологическому воспитанию. Проводится работа с родителями по данному направлению
- Консультации
- Беседы
- Памятки
- Родительские собрания
- Привлечение родителей к работе детского сада
- Субботники, работа на участке группы
- Участие в конкурсах, выставках и проектах
При взаимодействии детского сада и семьи, организации педагогически ценного повседневного общения, а также доступной для детей совместной деятельности со взрослыми и сверстниками задача формирования устойчивых привычек решается значительно успешнее; культура поведения, взаимоотношений с окружающими начинает изменяться .
Во второй младшей группе дети научились
- приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой,
- оказывать окружающим небольшие услуги,
- играть вместе со сверстниками,
- уступать игрушки, книги,
- соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх:
- терпеливо ожидать свою очередь
Вывод
Первый год воспитания и обучения в детском саду дал хорошие результаты .К концу года, приобретая самостоятельность, большинство детей уже не только могли обслужить себя (умываться, раздеваться, аккуратно складывать одежду, одеваться, есть), но и научились поддерживать порядок в окружающей обстановке (убирать на место игрушки, книги), выполнять ряд правил, не прибегая к помощи, т. е. управлять своим поведением.
К трем годам наблюдаются качественные сдвиги в росте самостоятельности. Это позволяет воспитателю предъявлять детям более высокие требования: устанавливать контакт с товарищами в игре, при выполнении поручений, вместе со сверстниками создавать обстановку для общей деятельности, считаться с интересами, желаниями других, оказывать помощь.
Я старалась объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность.
Обучать нравственности, патриотизму без фанатизма – основная задача каждого взрослого человека. Обучить нравственным поступкам невозможно. Их, по мнению педагогов, можно только привить. К тому же сам процесс, патриотического воспитания связан с личностной особенностью самого ребенка.
В заключение хочется отметить, что раннее детство в области духовно-нравственного воспитания охарактеризовано как “золотое время” в эмоциональной жизни ребенка. В этом возрасте у детей проявляются такие положительные качества как душевная целостность, моральная чистота, непосредственность, простодушие, искренность. Эти качества являются главными сильными сторонами ребенка. Именно поэтому так важно вести работу по духовно-нравственному воспитанию в дошкольном возрасте и закладывать в чистые и светлые детские души основы нравственных ценностей.
Нам, взрослым, нужно помнить, что нет ничего дороже, чем видеть горящие глаза детей, слушать их радостный смех, восторженные рассказы о друзьях, о семье, о родителях, которые живут их интересами, нет ничего дороже, чем бьющиеся в унисон сердца детей, родителей и воспитателей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/08/picture-65520.jpg)
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/27/picture-219482-1369680469.jpg)
Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)
Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/24/picture-353029-1385282865.jpg)
Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».
Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе. В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/26/picture-145949-1706289600.jpg)
Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/01/picture-1222845-1583084924.jpg)
Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..
Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/13/picture-1463404-1678722054.jpg)
Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»
laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/27/picture-1062607-1538054305.jpg)
Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.
Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....