РОЛЬ ПЕДАГОГА В СТАНОВЛЕНИИ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА
статья

Миюсская Лидия Захаровна

В статье излагается взгляд автора на роль педагога в деле становления развивающейся личности ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Миюсская Лидия Захаровна

воспитатель

ГБДОУ № 24 Приморского района г. Санкт-Петербурга

г. Санкт-Петербург

РОЛЬ ПЕДАГОГА В СТАНОВЛЕНИИ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

Аннотация: в статье излагается взгляд автора на роль педагога в деле становления развивающейся личности ребёнка.

Ключевые слова: педагог, личность педагога, воспитание, развивающаяся личность, ребёнок.

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

Пройдя большую и интереснейшую часть жизни рука об руку с людьми, посвятившими себя делу просвещения, образования и воспитания, могу уверенно утверждать, что невозможно переоценить роль педагога в деле становления развивающейся личности.

 Педагог, совершая зачастую незаметную для всех окружающих работу, кропотливую, ежедневную, выстраивает наше будущее день за днём, «по кирпичику», как самый трудолюбивый строитель строит самое многоэтажное здание. Но в этом здании не может быть ни одного плохого кирпича, ведь даже самая маленькая трещинка на самом маленьком кирпичике приведёт к разрушению всего здания чьей-то бесценной жизни.

Вот поэтому воспитание в становлении личности играет такую же важную роль, как наследственность и окружающая среда. Наследственность закладывает внутренние данные ребёнка, предопределяет склонности, возможности, способности, а процесс воспитания обеспечивает приспособление, социализацию личности в окружающей среде, реализацию всех заложенных задатков. Воспитание - это заранее спланированный, специально организованный, долгосрочный процесс жизни подрастающего поколения. Только от педагога зависит, каким он будет, на сколько позитивным, эмоционально комфортным, создающим все предпосылки для развития всех возможных потенциалов детей.

Личность педагога – один из самых важнейших и определяющих факторов в деле становления и развития личности ребенка.

Одна из основных функций педагога - социальная - приобщение детей к преемственности и культурному наследию, духовному опыту старших поколений.

Педагог - носитель различных служебных обязанностей, призванный формировать, образовывать, направлять ребенка. 

Педагогическая деятельность - это деятельность, конечный результат которой зависит от сложившихся взаимоотношений между участниками, педагогом и воспитанниками. Степень успешности поставленных задач в процессе воспитания детей главенствующим образом зависит от личности педагога, его морально-этических качеств, профессионального мастерства, широты кругозора.

Одним из самых главных требований, предъявляемых современным обществом к педагогу, является любовь и к детям, и ко всей педагогической деятельности. Педагог должен жертвенно отдавать, посвящать всего себя делу, пренебрегая порой своим личным комфортом и желаниям.

Возможность педагога к самосовершенствованию и его способность быть многогранной личностью влияет на построение процесса воспитания.

Педагог дошкольного образовательного учреждения самостоятельно и совместно с семьёй и обществом формирует успешную личность ребёнка. Успешность воспитанников в социуме, его душевный комфорт во многом зависят от созданной педагогом положительной эмоциональной среды, среды добра, любви, принятия, понимания, созидания.

Личностные качества, мировоззрение, социальная активность педагога – вот «киты», на которых зиждется процесс современного воспитания:

- высокие личностные качества позволяют педагогу быть не только уверенным в своих профессиональных качествах, в результатах своей образовательной деятельности, инициативным, деятельным, но и тактичным, доброжелательным, ответственным, энергичным, терпеливым, способным передавать подрастающему поколению весь свой жизненный опыт и опыт окружающей среды;

-  гуманистическое мировоззрение, являющееся результатом осмысления и принятия процессов, происходящих в культурной, социальной и духовной жизни современного общества, дают возможность всестороннее развивать подрастающее поколение;

- социальная активность даёт возможность педагогу постоянно совершенствоваться, путём обучения повышать свой профессионализм и компетенцию, благотворно влияющие на интеллектуальное и нравственное развитие детей.

Как никогда ранее, на современном этапе развития нашего общества, педагог должен заботиться о привитии нравственных, духовных, патриотических черт характера формирующейся личности. Данные черты невозможно привить путём приведения положительных примеров из литературных произведений, рассказывая о героических поступках исторических личностей и современников. Лишь обладая высокоморальными качествами, веря и своим примером пропагандируя идеалы добра, справедливости и любви, будучи патриотом своей Родины, педагог сможет побудить в душе ребёнка стремление к духовному самоопределению.

Привитие духовно-нравственных ценностей, знакомство с традициями и укладом жизни прошлых поколений, воспитание бережного отношения к историческому наследию родного народа – одно из основных направлений современной педагогики, прописанное в действующем образовательном стандарте – задача, с которой по силам справиться лишь педагогу, который сам обладает данными моральными качествами, постоянно их совершенствует и своим примером, не навязывая правил, может увлечь детей. Ведь освоить традицию для развивающейся личности также важно, как и освоить новейшие умения, так как на принципе преемственности основывается не только знания опыта прошлых поколений, но и все инновации в пору технологического прогресса.

Но не только освоение новых знаний и знакомство с опытом прошлого важно для становления личности ребёнка, а и построение самого процесса взаимодействия и общения с детьми в коллективе, как овладение навыков социального общения. Ведь если ребёнок с неохотой будет посещать детский сад, жалуясь на непонимание воспитателя, на трудности в отношениях со сверстниками, то в дальнейшем это может негативно сказаться на возможность адаптации растущей личности в различных социальных группах, что поставит под угрозу весь дальнейший процесс развития и обучения, а, быть может, и приведёт к не успешности личности в целом. И чтобы избежать возможных негативных психологических проблем социальной адаптации подрастающего поколения в будущем педагог должен постоянно выполнять наставническую функцию, демонстрируя правильные образцы ролевого поведения, с которыми дети ещё не сталкивались. Творческий педагог помогает воспитанникам проявлять инициативу, самостоятельность, прививает стремление к поиску нестандартных решений в новых жизненных ситуациях, учит не боятся делать шаг к чему-то неизведанному, тем самым побуждая развивать новые способности, открывать в себе новые таланты. Взрослый поддерживает в решении трудных жизненных задач, направляет по пути нравственного решения сложной жизненных ситуаций, поддерживает в правильности морального выбора.  

А для того, чтобы правильно взаимодействовать и эффективно воздействовать на души детей, педагог должен и сам быть наделён многими артистическими умениями, с целью пробуждения и стимулирования их творческого потенциала и самодеятельности. Педагогу необходимо умело пользоваться основами актёрского мастерства на практике, быть способным к быстрому перевоплощению в быстро меняющейся сложившейся ситуации.

Нельзя также забывать о всё возрастающем уровне знаний детей с самого раннего возраста в области научных знаний, культуры, искусства, политики и, конечно, новых технологий. Что, несомненно, заставляет педагога быть в процессе постоянного саморазвития и самосовершенствования, чтобы сохранять за собой статус непреложного авторитета для развивающихся личностей.

И все эти качества в современном педагоге должны сочетаться только для того, чтобы помочь развить весь дремлющий потенциал ума и сердца каждого ребёнка. Чтобы помочь вырасти каждому в уникальную личность и настоящего Человека. И чтобы мы не только с гордостью оглядывались на свои педагогические заслуги, но и были уверены в будущем, которое будут строить воспитанные нами Люди.

Список литературы

  1. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети ? М.,1986.
  2. Ашиков В. Ещё раз о воспитании // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
  3. Воронецкая Л.Н., Мелешко Ю.В. Народная педагогика. – Минск, 2007.
  4. Выготский Л.С. Психология / М.: ЭКСМО - Пресс 2009.
  5. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. - М., 1987.
  6. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека //Педагогика. 1998. № 4.
  7. Ольшанский, Д.В. "Я сам!" (Очерки становления и развития детского "Я"); М.: Знание, 2010.
  8. Педагогика / Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина.- М.: Просвещение, 1986.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль музыкального воспитания в развитии личности ребёнка "

Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.                                 ...

Консультация для родителей "Роль взаимоотношений в нравственном формировании личности ребёнка

Привитие эффективного воздействия старшего поколения на нравственное формирование личности ребенка, наличие положительных взаимоотношений между старшим и средним поколениями, активное включение ребенк...

Статья на тему:"Роль трудового воспитания в развитии личности ребёнка дошкольного возраста"

Введение.Труд - целесообразная,сознтельная деятельность человека,направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.Трудовое воспитание - формирование необходимых для трудовой деятельност...

Роль семейных отношений в развитии личности ребёнка

Семья играет основную роль в развитии будущей личности ребёнка. С самого младенчества у ребёнка развивается потребность в общении. В младенчестве формируются привязанности. Родители играют главную рол...

консультация для педагогов "Роль игр-драматизаций в развитии личности ребёнка дошкольного возраста"

Консультация рассчитана на педагогов ДОУ. В ней описана роль игр драматизаций, этапы руководства играми, особенности игр в разных возрастных группах....

Доклад к презентации Роль педагога в становлении позиции «Я часть общества» в первой младшей группе.

Воспитатель – это не только носитель различного рода служебных (ролевых) обязанностей, призванный исправлять, учить, приучать ребенка, вызывать чувства, формировать привычки. В этой связи вспоми...