Методическая разработка андрагогической мастерской-галереи "" MULTUM, NON MULTА , или Откровенный разговор о профессиональном долге"
методическая разработка

Каблова Лидия Сергеевна

Обращение к вопросам педагогической деонтологии в системе внутрифирменного обучения не случайно. Эта тема продолжает надпредметный разговор с педагогом о проблемах профессионального самосознания в инновационном образовательном пространстве. Традиционно подобные мастерские вызывают у аудитории живой отклик, так как они не ориентированы на узкое специальное знание. С другой стороны, творческое начало предлагаемой формы работы таит в себе некоторую опасность для ведущего. Известно, что при всём многообразии личностных характеристик современного педагога, заметной остаётся наличие внутренних психологических барьеров в подтверждении собственного профессионализма. Проведённая мастерская подтвердила наши и опасения, и ожидания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

андрагогического мероприятия

" Multum, non multа[1], или Откровенный разговор о профессиональном долге"

(мастерская-галерея)

Цель мастерской:        создание условий для рефлексивного приобщения педагогов к проблемам педагогической деонтологии средствами художественного творчества.

Задачи мастерской:        1) привлечь внимание педагога к вопросам педагогической деонтологии;

2) средствами художественного творчества способствовать рефлексии собственного профессионального поведения;

3) открывать новые горизонты творческой самореализации личности в системе непрерывного образования педагога.

Оборудование мастерской: 

  1. листы А4 по количеству участников;
  2. карточки 3x3 дважды по количеству участников;
  3. листы черновой бумаги;
  4. инструменты для рисования (краски, карандаши, мелки, др.);
  5. средства для крепления бумаги на разные поверхности (скотч, булавки, магниты, др.);
  6. ножницы;
  7. атласная лента;
  8. длинная полоса бумаги (для оформления названия галереи);
  9. маркеры;
  10. держатель для бумаги, листы А4 (для создания "книги отзывов");
  11. указка;
  12. доска, мел;
  13. особая расстановка мебели (так, чтобы участники могли свободно перемещаться в пространстве помещения и в то же время не испытывать дискомфорта при создании собственного рисунка).

Время работы:         2 академических часа.

Количество участников не ограничено.

Пояснительная записка.

Обращение к вопросам педагогической деонтологии в системе внутрифирменного обучения не случайно. Эта тема продолжает надпредметный разговор с педагогом о проблемах профессионального самосознания в инновационном образовательном пространстве. Традиционно подобные мастерские вызывают у аудитории живой отклик, так как они не ориентированы на узкое специальное знание. С другой стороны, творческое начало предлагаемой формы работы таит в себе некоторую опасность для ведущего. Известно, что при всём многообразии личностных характеристик современного педагога, заметной остаётся наличие внутренних психологических барьеров в подтверждении собственного профессионализма. Проведённая мастерская подтвердила наши и опасения, и ожидания.

Ход мастерской.

1. Этап погружения в предмет разговора ведущий начинает с объявления нетипичности формы работы. В отличие от других мастерских, предлагаемых ранее, данная полностью лишена теоретической составляющей. Никаких ссылок на имена, документы, научные школы и течения не предполагает мастерская ценностных ориентаций, и потому кроме самого понятия деонтологии, определяющего направление работы, иные термины будут неуместны.

Начало мастерской возможно с обсуждения вопросов, связанных с понятиями морали и нравственности. Целесообразно обратить внимание участников мастерской на принципиальные различия между данными категориями: если в основе моральных принципов лежит свод внешних правил, регулируемых обществом, то нравственность есть явление сугубо внутреннего порядка, и определять её состояние и влиять на её развитие может лишь сам человек. Зачастую именно нравственный облик человека вызывает в нас внутреннее сопротивление, в то время как его моральные принципы внешне благопристойны. Особенное звучание приобретают эти вопросы, когда речь заходит о педагоге; именно ему обществом предъявляются самые высокие требования нравственного порядка, но именно их практически невозможно оценить и измерить… Аудитории предлагается обратить свой взор в адрес профессионального сообщества и ответить на вопрос: а что я никогда не приму в своём коллеге? за что я мог бы его осудить? Ответы, записанные на карточках, должны быть короткими (односложными) и быстрыми.

2. Обозначив отрицательные качества, недопустимые в личности педагога, участники приступают к осмыслению собственного профессионального долга. Ведущий предлагает на карточках записать словесные ассоциации, связанные с этим понятием, и по завершении выписывает слова на доску.

3. Прочтя полученный коллективный ответ на предыдущее задание, ведущий объявляет о самой задумке мероприятия: совместными усилиями создать тематическую картинную галерею, авторами и зрителями которой станут сами участники мастерской. Для её создания необходимо следующее: на листах формата А4 создать рисунок, композиционно объединяющий максимально возможное число записанных на доске ассоциаций, и придумать ему название, указав его карандашом на оборотной стороне листа. При этом нужно быть готовым собственный художественный замысел суметь объяснить зрителям. Пользоваться можно любыми принадлежностями для рисования, удобными каждому. На выполнение задания отводится 20 минут.

4. По истечении заданного времени ведущий просит слушателей встать со своих мест, взяв с собой ручку или карандаш, и объявляет следующее задание: в течение 20 минут познакомиться с неподписанными рисунками других участников, почувствовать настроение картин и попытаться озаглавить чужие работы, записывая свои варианты названий на листах черновой бумаги, лежащих рядом. После этого необходимо вернуться к своему рисунку и дать ему окончательное название, используя предложенные варианты или оставляя собственный первоначальный замысел. Готовый вариант названия указывается на лицевой стороне листа вместе с именем автора.

5. На следующем этапе участникам предлагается приступить к собственно оформлению галереи. Каждый автор, используя различные крепёжные материалы, выбирает место, где бы хотел расположить свой рисунок. Ведущий никоим образом не ограничивает выбор участников, даже если это место крайне экстравагантно; при этом важно, чтобы слушатели самостоятельно и выбирали место, и прикрепляли рисунок.

6. Итак, для торжественного открытия галереи почти всё готово: произведения заняли свои места, авторы и зрители, волнуясь, ждут посещения. Осталось придумать уникальной галерее уникальное же название, отвечающее внутренним ощущениям участников. Всем слушателям даётся задание написать свой вариант названия галереи на карточке. Далее работа напоминает второй этап мастерской, с той лишь разницей, что из всех предложенных вариантов следует путём обсуждений выбрать один, достойный стать названием галереи. По завершении обсуждения утверждённый вариант названия заносится участником на длинную полосу бумаги, заранее приготовленную, и крепится поверх ленты.

7. Для создания атмосферы торжественности, подчёркивая исключительность происходящего, ведущий предлагает участникам произнести приветственное слово на церемонии открытия галереи. Важно, чтобы этот этап прошёл пафосно и искренне, чтобы прозвучали слова, отражающие идеи мастерской – совместное движение в поисках ценностных ориентаций. По завершении поздравительных речей происходит торжественное разрезание парадной ленточки.

8. Кульминационным моментом мастерской можно считать организацию экскурсии по галерее, где у каждого участника появляется возможность предстать в роли и зрителя, и автора. Ведущий организует передвижение группы от одного рисунка к другому, а автор каждого комментирует свой замысел, объясняя зрителям то, что, возможно, оказалось слишком метафорично изображено. Каждый комментарий ограничен 2-3 предложениями, в то время как у зрителей есть право задавать автору вопросы по увиденному.

9. Заключительным этапом посещения галереи является создание книги отзывов, где каждый участник может оставить собственные комментарии мастерской в целом и своего участия в частности, поделиться впечатлениями от проведённого урока, оставить пожелания ведущему и участникам. По завершении оформления книги ведущий зачитывает записи и выражает благодарность всем участникам мастерской.


[1] Multum, non multа – (лат.) многое в немногих словах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПОСОБИЯ «ВОЛШЕБНАЯ ТАРЕЛОЧКА» для проведения НОД и дидактических игр в рамках Программы «Разговор о правильном питании» под редакцией М.М. Безруких, Т.А. Филипповой, А.Г. Макеевой

            Данное пособие даёт возможность развития творческой фантазии, как детей, так и педагогов и родителей. С помощью него можно комбинировать ра...

Методическая разработка андрагогической мастерской "Информационная компетентность педагога: от качества мультимедийной презентации к качеству образовательного процесса"

Требования к уровню профессиональной компетентности педагога сегодня претерпевают существенные изменения. Важно не только знать их, но и соответствовать им. Привлечь педагогов к разговору на столь сло...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Маршрут выходного дня:«Путешествие к озеру Долгое"

Маршрут выходного дня. Тема: «Путешествие к озеру Долгое»....

Деловая игра "Откровенный разговор"

Деловая игра для педагогов по эффективному взаимодействию с родительской общественностью....

Методическая разработка "Долг памяти за ту Победу, сегодня мы отдать должны!"

Именно в дошкольном возрасте дети особенно обучаемы и восприимчивы, а навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера в этот период оказываются особенно прочными, и являются фундам...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА АНДРАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА: ОСМЫСЛЕНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ, ВОПЛОЩЕНИЕ»

Работа андрагогической мастерской «Авторская позиция педагога: осмысление, становление, воплощение» нацелена на формирование у каждого из участников ценностно-смысловой позиции по отношени...

Методическая разработка "Долги, над которыми время не властно"

laquo;Есть долги, над которыми время не властно»Ведущая: (можно голос за сценой) Есть долги, над которыми время не властно,  вглубь времен уходит Победа , но мы навсегда запомним...