Игры для развития фонематического восприятия
материал

Шихова Альфира Фаридовна

Подготовка дошкольников с нарушениями речи к анализу звукового состава слова на материале гласных звуков. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

6 ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕКОГО ВОСПРИЯТИЯ И НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ С ТНР. 

Подготовка дошкольников с нарушениями речи к анализу звукового состава слова на материале гласных звуков. 

1. «Угадай звук». 
Предлагаются картины с изображением лица ребенка, который поет, плачет, удивляется, улыбается. Артикуляция губ на картинке четко выделена. 
Например, звук [у] обозначается маленьким кружочком, звук [а] - большим кружком, звук [о] - овалом, вытянутым по вертикали, звук [и] - прямоугольником, расположенным горизонтально, звук [ы] - нижней половиной круга. Сначала с помощью вопросов логопеда определяется содержание картины, а затем указывается звук по изображенной артикуляции. На материале гласных звуков дети учатся определять направление звука, его громкость и высоту с последующим соответствующим произношением. 

2. Игра: «Подними фигурку». 
Цель: упражнять детей в выделении трех гласных звуков из потока гласных звуков; развивать внимание и память. 
У детей на столах заменители звуков [а, у, и]. Логопед медленно произносит гласные и согласные звуки: и – а – о – с –к –п – и – о – р –ж – и – о – м – и. Дети поднимают соответствующие фигуры, услышав какой – либо из трех, представленных заменителями, звуков. Следует отметить, что без опоры на символы дети в этих условиях не могут выделить даже два звука. 

3. Игра «Разложи картинки». 
Цель: научить детей дифференцировать звуки [а и у] в начале слова. 
У логопеда на столе картинки с изображением предметов, названия которых начинаются со звуков [а] [и] [у] (утка, автобус, аист, утюг). Звуки в словах стоят в ударной и безударной позиции. На наборном полотне логопед выставляет слева заменитель звука [а], справа – звука [у] (большой и маленький кружки). Дети выходят по одному, берут со стола картинку, громко произносят соответствующее слово и ставят картинку на полотно справа или слева, в зависимости от начального звука в слове. Подобным образом происходит обучение дифференциации и звуков [ а – и]? [и –у], [у–о], находящихся в начале слов. Впоследствии можно упражнять в различении трех звуков, например, а – у – и. Без зрительных символов детям это удается с большим трудом. 

4. Игра «Что я пропустила?» 
Цель: упражнять в анализе звукового состава слова. 
У детей на столах заменители звуков [а, у, и ,о]. Логопед обращается к детям: «Ребята, послушайте, как говорит Незнайка. Он пропускает первый звук в своих словах. Давайте перехитрим его и отгадаем это звук». Логопед четко, сохраняя ударение, произносит примерно такие сочетания звуков: -тка, -голка, - слик, -грушки и т.д. Дети поднимают соответствующие символы и поизносят каждое слово целиком, называя первый звук. 

5. Игра « Что в середине слова» 
Цель: учить детей выделять гласный звук в середине односложных слов. 
Логопед выставляет на наборное полотно картинки, на которых изображены сад, сок, сыр, мак, волк, нос и т.п. Здесь же на нижней полоске наборного полотна выставлены символы звуков а, у, о, и, ы (по три штуки на каждый звук, причем символы, обозначающие один звук, ставятся вместе, один сзади другого, так, чтобы они не занимали много места и не отвлекали внимание детей). Вызванный ребенок громко произносит каждое слово, выделяя голосом гласный звук, затем находит нужный символ и ставит его под картинкой. Далее картинки меняются, и работа продолжается до тех пор, пока самые слабые дети не научатся справляться с заданием. 

6. Игра «Какой звук ставится в слове?» 
Цель: учить детей находить гласный звук в середине односложных слов. 
У всех детей на столах символы звуков [а, у, и, о] (предлагать более четырех гласных в этой игре не следует). Логопед дает задание внимательно слушать слова и искать, какой звук «спрятался» в середине слова: сок, мир, зал, мост и т.д. Дети поднимают соответствующий символ после каждого слова. Логопед исправляет, если видит ошибку. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не будут поднимать нужный символ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Основной задачей  в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка...

Дидактические игры для развития фонематического восприятия

Игры для развития фонематического восприятия у детей, имеющих речевые нарушения...

Консультация для педагогов:«Игры для развития фонематического восприятия у дошкольников»

В данной консультации раскрыты основные понятия фонематической системы: фонематический слух, фонематическое врсприятие, фонематический анализ, синтез, фонематические представления, показана взаим...

Игры на развитие фонематического восприятия

Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения, такие дети часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно, для них также характерны на...

Игры для развития фонематического восприятия. Подсказка для родителей.

Статья содержит краткую информацию о важности формирования фонематического восприятия в дошкольником возрасте. Предлагается практический материал, построенный по принципу от простого к сложному....

Игры на развитие фонематического восприятия у дошкольников.

Игры на развитие фонематического восприятия у дошкольников....