Проект по инновационной технологии ТРИЗ в работе с младшими дошкольниками.
методическая разработка (младшая группа)

Белова Галина Борисовна

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_triz_2017.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад №116»

г. Сыктывкара

Проект по инновационной технологии

ТРИЗ в работе с

младшими дошкольниками.

Составитель: воспитатель первой

квалификационной категории

 Белова Г.Б.

Сыктывкар 2017

Актуальность:  

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

ТРИЗ для дошкольников:

- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

- это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер.

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (образовательной, в играх, и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ

- Метод мозгового штурма.

- Метод морфологического анализа.

- Мышление по аналогии. 

- Метод противоречий.

-Типовые приёмы фантазирования.

-Системный оператор.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые задания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. На вопрос ребенка не стоит торопиться отвечать, необходимо предоставить ребенку возможность самому дойти до сути, до истины вопроса, наводящими вопросами помочь ребенку самостоятельно сделать открытия.

         Основные этапы методики ТРИЗ:

1. Поиск сути.

2. «Тайна двойного» - выявление противоречий: хорошо-плохо.

3. Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок)

Проблема: низкий уровень развития творческих способностей.

Цель:  создание условий для развития умственной активности ребенка через творчество.

Задачи: 

- поиск нетривиальных идей,

- выявление и решение многих творческих проблем,

- развитие творческого мышления, формирование творческой личности.

Тип проекта: творческий.

Участники проекта: дети 3-4 лет, воспитатели, родители.

Сроки проекта: 1 год обучения.

Ожидаемые результаты:

Обогащение круга представлений, рост словарного запаса, развитие творческих способностей.

Формирование диалектики и логики, преодоление застенчивости, замкнутости, робости; отстаивание своей точки зрения.

Развитие наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения.

Повышение активности, самостоятельности детей;

Повышение компетентности родителей по данному разделу.

План реализации проекта:

I. Подготовительный этап:

Постановка цели, задач.

Подбор и изучение методической литературы, систематизация материала.

Подбор игр и материалов для работы с детьми.

Подбор консультаций для родителей.

Подбор материалов для обучения родителей коррекционной работе с детьми.

II. Основной этап: 

Реализация основных видов деятельности.

Разработка программно-методического комплекса.    

Непосредственное поэтапное внедрение педагогического проекта в работу с детьми.

Консультация для родителей «В помощь родителям – развивающие игры ТРИЗ».

 III.Заключительный этап:

Проведение мастер – класса для родителей.

Фотоотчет  «Мы играли и ни сколько не устали».


Перспективный план работы кружка на год.

(1 занятие в неделю во второй половине дня)

Месяц

Содержание

Задачи

Материалы

Октябрь

1.Игра «Что умеет делать?»

Учить выделять функции объекта.

Карточки с изображением  животных.

2.Игра «Где живет?»

Учить выявлять подсистемные связи.

Карточки с изображение животных.

3.Игра «Хорошо – плохо»

Учить объединять надсистему и подсистему объекта. 

Карточки с изображение животных.

Карточки двух цветов.

4. Игры

«На что похоже»

Формировать умение  сравнивать системы.

Карточки с изображением геометрических фигур.

Ноябрь

1. Игра «Назови часть предмета»

Учить «разбирать» любой объект на составляющие части.

Мяч.

2. Игра «Паровозик»

Учить определять временную зависимость объекта и его функции.

Карточки с изображением одного объекта в разные временные периоды.

3. Игра «Что это такое?»

Развивать ассоциативное мышление.

Лист бумаги, карандаши.

4. Игра «Что умеет делать?»

Учить выделять функции объекта.

Карточки с изображением неодушевленных предметов.

Декабрь

1. Игра «Где живет?»

Учить выявлять подсистемные связи.

Карточки с изображением  животных.

3.Игра «Хорошо – плохо»

Учить объединять надсистему и подсистему объекта. 

Карточки с изображение животных.

Карточки двух цветов.

3. Игра

«На что похоже»

Формировать умение  сравнивать системы.

Карточки с изображением фигур.

4. Игра «Назови часть предмета»

Учить «разбирать» любой объект на составляющие части.

Мяч.

Январь

1. Игра «Паровозик»

Учить определять временную зависимость объекта и его функции.

Карточки с изображением одного объекта в разные временные периоды.

2. Игра «Что это такое?»

Развивать ассоциативное мышление.

Лист бумаги, карандаши.

3. Игра «Что будет, если…»

Развивать мышление, речь, гибкость ума, воображение, знакомить со свойствами предметов, окружающим миром.

Мяч.

4.Игра «Солнышко светит»

Развивать мышление, речь, гибкость ума, воображение.

Мяч.

Февраль

1. Игра «Хорошо – плохо»

Учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. 

Карточки с изображение животных.

Карточки двух цветов.

2. Игра «Раз, два, три… ко мне беги!»

Учить сравнивать системы, уметь выделять главный признак, развивать внимание, мышление.

Карточки с изображением различных объектов.

3. Игра «На что похоже»

 Развивать ассоциативность мышления, обучать детей сравнениям разнообразных систем.

Карточки с изображением различных объектов.

4. Игра «Уменьшаем и увеличиваем»

 Обогащать словарный запас детей, учить образовывать при помощи суффиксов: – ок, – чик, – чек, -ище.

Карточки с изображением различных объектов.

Март

1. Игра «Назови, одним словом».

Обогащать словарный запас детей существительными, развивать речь, внимание, мышление.

Мяч.

2.Игра «Опиши, одним словом».

Обогащать словарный запас детей при помощи прилагательных, развивать речь, внимание, мышление.

Мяч.

3. Игра «Цепочка»

Учить выделять признаки объектов, развивать мышление, речь детей.

Карточки с изображением различных объектов.

4. Игра «Один - много».

Учить находить в одном предмете множество его составных частей.

Карточки с предметными картинками

Апрель

1. Игра «Путаница».

Учить подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое.

Мяч.

2.Игра «Чем был – тем стал»

Учить определять линии развития объекта.

Карточки с предметными картинками.

3. Игра "Маша-Растеряша"

Тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем.

Мяч.

4. Игра "Что будет, если.."

Учить определять  причинно-следственные связи.

Мяч.

Май

1. Игра «Превращения»

Учить выделять признаки объектов, развивать мышление, речь детей.

Мяч.

2. Игра «Исправь ошибку»

Учить выделять функции объекта.

Мяч.

3.Игра «Хорошо – плохо»

Учить объединять надсистему и подсистему объекта. 

Карточки с изображение животных.

Карточки двух цветов.

4. Игра «Один - много».

Учить находить в одном предмете множество его составных частей.

Карточки с предметными картинками.


Список использованной литературы.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.: Просвещение, 1991.

Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008  

Дыбина О.В. Что было до. М.: Творческий центр СФЕРА, 2004

Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006

Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 2010

Корзун А.В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов, 2008

Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

Инновационная деятельность в работе с родителями дошкольников

Дать определение инновационной деятельности. Показать направления взаимодействия с семьями дошкольников. Выделить формы организации работы с родителями....

Метод проектов как инновационная технология в работе ДОУ.

Метод проектов как инновационная технология в работе ДОУ...

Проект «Технология ТРИЗ в работе с младшими дошкольниками»

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны по...

Cтатья Макетирование как инновационная технология в работе со старшими дошкольниками

Макетирование как инновационная технология в работе со старшими дошкольниками...

Инновационные подходы в познавательном развитии младших дошкольников

Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возмо...