Консультация "Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ в процессе реализации ФГОС ДО"
консультация

 

Здровьесберегающие технологии - это один из видовсовременных иннавационных технологий, которые наеправлены на  сохранения и улучшения здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx31.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» Пукане» комбинированного вида города Ядрин Чувашской Республики

Консультация

«Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ в процессе реализации ФГОС ДО»

                                   Разработал:

                                Воспитатель

                                                                  I квалификационной                                                                         категории

                                                                               Абрамова О. И.

Ядрин, февраль 2019 г.

«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Суть здоровьесберегающих технологий

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

- формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;

- организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.

        Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС ДО отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы.

        Использование таких технологий решает целый ряд задач.

        Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.

        Картотека здоровьесберегающих технологий

        Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада. Елжова  Н.В. разделила на 3 направления:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья;

- технологии обучения здоровому образу жизни;

- коррегирующие технологии;

Рассмотрим их.

        Стретчинг (от английского «stretching» — растягивание) — это особые упражнения, направленные на развитие гибкости всего тела. Кроме того, данный вид тренинга укрепляет сухожилия, нормализует кровообращение, оказывая положительное влияние на весь организм в целом. Это прекрасный способ оздоровиться. Заниматься стретчингом можно как в специально оборудованном зале, так и в домашних условиях. Все, что вам понадобиться, это коврик для фитнеса, который обеспечит вам комфортные условия для тренировки.

        Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

- осязательных ощущений;

- координации движений пальцев и рук;

- творческих способностей дошкольников.

        Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

массаж;

- действия с предметами или материалами;

- пальчиковые игры.

        Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

        Гимнастика для глаз

        Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

- снятия напряжения;

- предупреждения утомления;

- тренировки глазных мышц;

- укрепления глазного аппарата.

        Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

        Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

        Дыхательная гимнастика

        Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

        Использование дыхательной гимнастики помогает:

- улучшить работу внутренних органов;

- активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;

- тренировать дыхательный аппарата;

- осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;

- повысить защитные механизмы организма;

- восстановить душевное равновесие, успокоиться;

- развивать речевое дыхание.

        На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

        В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи

        Физкультминутки

        Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности,  во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

        Цель таких физкультминуток заключается в:

- смене вида деятельности;

- предупреждении утомляемости;

- снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;

- активизации кровообращения;

- активизации мышления;

- повышении интереса детей к ходу занятия;

- создании положительного эмоционального фона.  

        Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

        Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

        Елжова Н.В.выделяет в  отдельную группу  подвижные и спортивные игры, которые подбираются с учетом возраста детей, местом и временем проведения, в связи с поставленной целью. Могут проводится как часть физкультурного занятия или на прогулке, в помещениях ДОУ организуются игры малой подвижности. В ДОУ используются элементы спортивных игр.

        Утренняя гимнастика.  Проводится ежедневно перед завтраком на прогулке или в спортивном зале Длительность от 5-7 минут в раннем возрасте и до 10 минут в старшем дошкольном возрасте. Форма проведения разнообразна.

        Физкультурные занятия - основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям Значение занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, систематическом осуществлении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание физических качеств и эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие личности. решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Обучение на физкультурных занятиях осуществляется в определённой системе и последовательности, что позволяет достигать наилучших результатов в формировании двигательных навыков. В процессе физкультурных занятий детей готовят к успешному обучению в школе, Физкультурное занятие проводится в спортивном зале (помещение должно быть проветрено) или  на прогулке 3 раза в неделю. Длительность занятия должна  соответствовать  возрасту детей

        Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний. Цель комплексов массажа заключается не только в профилактике простудных и других заболеваний, повышении жизненного тонуса у детей, но и в привитии им чувства ответственности за своё здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие. Самомассаж незаменим как оздоровительный метод. Его можно проводить при различных дискомфортных состояниях (чиханье, кашель, насморк, икота). В зависимости от самочувствия можно менять его характер и дозировки.

        Коррегирующие технологии: Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения его со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

        Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное средство психологического воспитания, развития творческого начала. Без нее адаптация в детском саду проходит сложнее, поэтому методы арт-терапии применяются в детских садах еще на этапе ясельной группы.

        Сказкотерапия — это метод «лечения сказкой». Сказку используют в своей практике педагоги, психологи, врачи. Доступен это метод и родителям: любую сказку можно сделать полезной. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей.

        Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл.

        Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни. В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации. Существует множество разновидностей арт-терапии, основанных на работе с разными видами искусства: рисование, коллажи, оригами; лепка из пластилина, скульптура; работа с песком, глиной; пластика, танцы; кино, фотография; художественная самодеятельность (игры, представления); цветотерапия, музыкотерапия, т. д.

        Артикуляционные органы нужны для правильного произношения звуков. Благодаря их силе мы говорим сплошным потоком речи, а не вырываем отдельные звуки. С малых лет человек совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, благодаря чему развивается речевой навык. Иногда у ребенка возникают трудности с произношением слов.         Тогда на помощь приходит артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений, направленных на развитие речи.

        Цель артикуляционной гимнастики – развитие силы речевого аппарата, оттачивание верных движений органов, важных для четкого произношения звуков, слов, соединения их в единый поток речи.

        Существует много способов, приемов, разнообразных техник, позволяющих человеку сберегать свое здоровье.

        Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для воспитателей ДОУ «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности с дошкольниками в процессе реализации ФГОС ДО».

Семинар для воспитателей ДОУ "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности с дошкольниками в процессе реализации ФГОС ДО"  Тема выступления: "Утренняя гимнастика на...

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Сегодня можно признать, что процесс демократизации социальной политики, проходящей в России, постепенно изменяет отношения общества к проблеме инвалидности. Общество начинает приобретать более ш...

«Здоровьесберегающие технологии в воспитательно - образовательном процессе в условиях введения ФГОС"

Дети - это наше будущее и каким оно будет зависит лишь только от его окружения. Ребенок рождается как чистый листок и все, что мы напишем, нарисуем, начертим на нем все это будет отражаться в его личн...

«Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ в процессе реализации ФГОС ДО»

laquo;Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошк...

Здоровье и здоровьесберегающие технологии :воспитание детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

   Здоровье и здоровьесберегающие технологии :воспитание детей в условиях реализации ФГОС  дошкольного образования ....

Семинар-практикум для педагогов "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО".

Семнар-практикум подготовлен с целью повышения знаний педагогов о значении здоровьесберегающих технологий в жизни детей....

«Здоровьесберегающие технологии в ДОО в рамках реализации ФГОС ДО. Новый взгляд на традиционные средства оздоровления»

Жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни....