Главные вкладки

    Мастер-класс для педагогов "Использование игровых технологий при подготовке детей к обучению грамоте"
    консультация

    Коротышева Светлана Григорьевна

    Материал рассчитан на  оказание информационной и методической поддержки воспитателям МБДОУ в подготовке детей к обучению грамоте  через игровую деятельность.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

               Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!”

     Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Моя задача, как  учителя-логопеда раскрыть перед ними  эти сложные вопросы. На помощь приходят игровые технологии. В игре часто  сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата.

    Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению грамоты  является одной из наиболее  актуальных в коррекционной  педагогике.

    От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

    Игра  – на мой взгляд, является социально значимой  формой детской познавательной активности. Применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей весело, радостно и без принуждения. Игра помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. Игру можно применять в различных вариантах, обновляя речевой материал и включая в неё дидактический материал для формирования основ грамоты разно уровневого характера.

    Работая по выбранной проблеме, я руководствовалась следующей идеей: систематическое применение игровой технологии в  образовательной деятельности  с детьми с ОНР по обучению грамоте значительно повышает качество обучения.

    Новизна опыта моей работы состоит в том, что игровые технологии помогают эффективно решать задачи по обучению грамоте, строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника – игре.

    Выбрав тему, поставила перед собой цель:

    Использование игровых  технологий в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    Для реализации данной цели, я поставила перед собой следующие задачи:    

    1. Создавать условия для познавательных интересов и самостоятельности у      детей.

    2. Способствовать  развитию   психических процессов (речи, мышлению, памяти, внимания, воображению, восприятию и т.д.).

    3. Создавать условия для позитивной социализации, личностного развития детей.

    4. Расширять и обогащать диапазон игровых умений и навыков у детей, используя игровые технологии в различных видах деятельности детей.

           Изучив и обобщив литературу по использованию игровых технологий, в работе с детьми по обучению грамоте  я выделила   несколько групп:

    I. Использование на  образовательной деятельности игровых и литературных персонажей. Для усиления взаимосвязи между этапами образовательной деятельности вводится сказочный герой, который выполняет разные функции: приносит задания, просит детей о помощи,  помогает детям их выполнить, проверяет правильность выполнения задания. Дети, включаясь в игру, помогают ему отобрать картинки, в названиях которых есть соответствующий звук, подсказывают пропущенный звук в слове или недосказанное слово в предложении, восстанавливают перепутанные слоги и слова. Это могут быть Незнайка, Буратино, Карлсон, Вини Пух,  Утенок Утя ( при ознакомлении со звуком У), Клоуны Бом и Бим (Звуки Б, Бь), кот Леопольд (звук Ль).

    Участники мастер-класса работают в парах, у каждой пары 5 конвертов.

     

    В конверте №1 находятся картинки сказочных героев.

    Задание участникам: Как  бы вы использовали на образовательной деятельности по обучению грамоте сказочного героя, который находится у вас в конверте №1?

     

    Пока участники готовятся, работа с аудиторией.

    Чистоговорка «Закончи строчку».

    Ра-ра-ра-ра – начинается… (игра).
    Ру-ру-ру-ру – очень любим мы… (игру).
    Ры-ры-ры-ры – жить не можем без…(игры).

    Отгадайте загадки и решите кроссворд.

             На резиновом ходу все дороги обойду.
    Пассажира отвезу и на стройке помогу. 

             Его пинают, а он не плачет.
    Его бросают – назад скачет. 

              Его держу за поводок, хотя он вовсе не щенок.
    А он сорвался с поводка и улетел под облака. 

             Не куст, а с листочками.
    Не рубашка, а сшита.
    Не человек, а рассказывает. 

    – Какой предмет можно назвать лишним? (книга) Почему?

    – Как их можно назвать эти предметы одним словом? (игрушки)

    Ответы участников мастер-класса.

    II. Создание игровой ситуации. Создается так называемое «единое игровое поле», в ходе путешествий дети выполняют разнообразные задания. При этом   сюжетная линия проходит через все этапы образовательной деятельности. Детям пришла посылка или письмо с заданиями, отправитель которых либо известен сразу, либо имя его выясняется в ходе выполнения заданий. Занятия-путешествия, экскурсии. Например: путешествие в сказочную страну, экскурсия по селу, путешествие в зимний лес на самолете, полет в космос, путешествие в страну Голубой феи. Образовательная деятельность  такого рода вызывает огромный интерес у детей, оживление, радость и способствуют оптимизации процесса коррекционного обучения в группе для детей с нарушениями речи.

    В конверте №2 находятся картинки героев мультфильма или сказки.

    Задание участникам: Провести сюжетную линию через все этапы образовательной деятельности по обучению грамоте. Составить примерный план образовательной деятельности в ходе,  которой  дети выполняют разнообразные задания с героями сюжета.

     

    Работа с аудиторией.

    Игра «Собери слово».

    Ветерок подул и слово рассыпалось. Соберём его опять (ра – ду – га).

    Игра «Кто больше составит слов».

    Из букв слова радуга составим новые слова. (дуга, рад, друг, дар, удар, ад, руда, гад, угар, рагу, ура, да )

    Ответы участников мастер-класса.

    III. Использование наглядного занимательного материала: При ознакомлении со звуками дети знакомятся с мальчиками-Звуковичками, определяют их характер,  находят Звуковичка соответствующего характеристикам  звука: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий, и определяют в каком звуковом домике он будет жить. Абстрактные понятия обретают материальную форму, это помогает детям в создании конкретного образа при усвоении абстрактных терминов.

    Конверт №3.

    1 пара. Пособие «Паровоз».  Цель: определение позиции звуков в слове. Дети размещают картинки в вагоны, соответствующие позиции заданного звука в слове. В 1-й вагон помещаются картинки, в названиях которых изучаемый звук стоит в начале слова, во 2-й – с изучаемым звуком в середине слова; в 3-й – с данным звуком в конце слова.

    2 пара. Пособие «Домики». Цель: определение количества слогов в слове. Домики с одним, двумя, тремя и четырьмя  окошками, предметные картинки. Слово с одним слогом живет в доме с одним окошком, с двумя слогами – с двумя окошками и т.д.

    3 параПособие «Веселые путешественники».  Цель: дифференциация звуков Б-П. Картинки, содержащие в названиях звуки Б-П, изображения грузовика и автобуса. Поместить в кузов грузовика только тех животных, в названиях которых есть звук Б, а в автобус – со звуком П. Затем рассказать  какие животные  едут в машине, а какие в автобусе. Дети составляют предложения.

     

    Задание участникам: Рассказать с какой целью используются данный наглядный материал на образовательной деятельности по обучению грамоте.

     

    Работа с аудиторией.

     «Поиграем в рифмы»:

    • чайка – майка, гайка, лайка, зайка;  
      печь – речь, течь, меч, жечь;  
      дом – том, ком, ром, сом, лом. 

    Ответы участников мастер-класса.

    IV. Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов.  При знакомстве со звуками, используется соотнесение звуков речи со звуками окружающего мира. У - гудит паровоз,  А - плачет Аленка, Р - рычит собака и т. д. Для формирования звукобуквенной связи, для усвоения зрительного образа букв используются занимательные стихотворные тексты, которые помогают соотнести звук или букву с предметами  окружающего мира.

    В конверте  №4 находятся стихотворные тексты,  картинки для соотнесения звуков речи со звуками окружающего мира.

    Задание участникам: Рассказать, как можно использовать этот материал на образовательной деятельности по обучению грамоте.

     

    Работа с аудиторией.

    Игра «Новое слово» 

    - Добавьте к слову конь слог, состоящий из мягкого согласного звука и гласного звука, чтобы получилось новое слово  (коньки).

    - Поставьте перед словом соль слог, состоящий из глухого согласного звука и гласного звука, чтобы получилось новое слово    (фасоль). 

    Ответы участников мастер-класса.

    V. Использование дидактических игр. Большое  значение в процессе логопедической работы имеют дидактические игры, что связано, прежде всего, с тем, что их основная цель - обучающая. В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнить предложенное логопедом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж, игрушка помогают ему в этом. Важно чтобы каждая из игр имела относительно завершенную структуру и включала основные структурные элементы: игровая задача, игровые действия, правила и результат игры.

    В конверте №5 находятся дидактические игры по обучению грамоте.

    Задание участникам: Для выполнения дидактической игры придумать игровую ситуацию, используя,  сказочный персонаж или игрушку.

     

    Работа с аудиторией.

    Игра «Измени слово»

             В слове шар измените третий звук на другой твёрдый согласный, чтобы получилось новое слово (шаг).

             Измените  первый звук в слове шар на другой твёрдый согласный, чтобы получилось новое слово  (пар, бар, дар, жар).

    Ответы участников мастер-класса.

    Применяемые мною игровые технологии используют   воспитатели   в образовательной деятельности режимных моментах и в индивидуальной работе с детьми. Совместно мы работаем над формированием предметно-развивающего пространства в группе, создаем благоприятные условия для полноценного развития наших воспитанников.

    Используя игровые технологии в своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что они позволяют успешно готовить к обучению грамоте детей с ОНР. Достижение устойчивых положительных результатов подтверждаются данными мониторинга.

    Таким образом, игра для ребенка - это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация способствует сенсорному и умственному развитию, помогают закрепить и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности. Я как педагог, стараюсь всегда заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринимать  ее  с учетом своих возрастных и индивидуальных возможностей. Именно поэтому использование игровых технологий  в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками с нарушениями речи и  позволяет поддерживать интерес детей  к данному разделу, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.

    Уважаемые коллеги, перед вами 5 групп игровых технологий. Мне было бы очень интересно ваше мнение. Может вам что-то пригодится в работе, или понравилась определенная группа. Прошу вас высказать свое мнение. Прикрепите  бабочку.

    Спасибо, уважаемые коллеги, мне было очень приятно с вами работать.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Мастер-класс для воспитателей «Использование игровых технологий при подготовке детей к обучению грамоте.» учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №54 «Золушка», КоротышеваС.Г .

    Слайд 2

    Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

    Слайд 3

    Основные направления работы по подготовке к обучению грамоте в детском саду: 1 .Ознакомление детей со словом – вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи. 2. Ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы из речи. 3 .Ознакомление со словесным составом предложения 4. Ознакомление со слоговым составом слова – членение слов (из 2-4 слогов) на части и составление слов из слогов. 5. Ознакомление с звуковым составом слова – формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков и составление слов с определенными звуками. Научить детей проводить звуковой анализ слова.

    Слайд 4

    Во 2-ой младшей группе Целью является: Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Детей учат правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки ( м,б,п,т,д,н,к,г,х,ф,в,л,с,ц ); слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук ; развивать правильное речевое дыхание, слуховое внимание, фонематический слух, моторику речевого аппарата .

    Слайд 5

    В средней группе Цель : Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Понимание терминов «слово», «звук», использование их в речи; представления о том, что слова состоят и звуков, могут быть длинными и короткими; сравнение слов по протяженности; освоение начальных умений звукового анализа слов: самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук; узнавать слова на заданный звук.

    Слайд 6

    В Старшей группе Цель : Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Освоение терминов: «слово», «звук», «буква», «предложение», гласный и согласный звук, звуковой анализ слова; Освоение умений: делить на слоги двух- трехслоговые слова; осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов, составлять предложения по живой модели; определять количество и последовательность слов в предложении; развивать мелкую моторику кистей рук.

    Слайд 7

    В Подготовительной группе Цель : Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Освоение звукового анализа четырехзвуковых слов. Освоение умений: определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов; ориентации на листе, выполнения графических диктантов; выполнения штриховки в разных направлениях, обводки.

    Слайд 8

    Игровые технологии: 1.Использование на образовательной деятельности игровых и литературных персонажей. 2. Создание игровой ситуации. 3. Использование наглядного занимательного материала. 4. Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов. 5.Использование дидактических игр.

    Слайд 9

    Рекомендации по обучению грамоте детей: 1.Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо это перевод звуков в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь; 2.Знакомству и работе ребенка с буквами предшествует звуковой период обучения; 3. Играя с ребенком в звуки, полагайтесь, прежде всего, на собственный слух; 4.На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки и соответствующие им буквы одинаково - т. е. так, как звучит звук; 5.Не смешивайте понятия звук и буква. Помните: звук мы слышим и произносим, а букву – видим и пишем; 6.Знакомя с буквами, давайте только печатные образцы;

    Слайд 10

    В результате правильного обучения грамоте ребенок научится: 1.Различать четко все гласные и согласные фонемы; 2.Находить гласные и согласные фонемы в словах; 3.Определять твердость и мягкость согласных фонем; 4. Определять глухость звонкость согласных фонем; 5. Научиться слогослиянию .

    Слайд 11

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игровые упражнения для подготовки к обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения

    Развитие зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений и предупреждения нарушений письменной речи у дошкольников с нарушениями зрения.Данная разработка может быть использована на...

    Мастер-класс "Развивающее обучение. Игровые технологии на занятиях по обучению грамоте и знакомству с окружающим миром".

    Хочу поделиться, на мой взгляд, эффективными методами работы, применяемыми мною на занятиях, игровыми технологиями, которые помогают развивать детские способности и делать занятия более интересными и ...

    Конспект игрового комплекса по подготовке к обучению грамоте .

    Конспект по подготовке к обучению грамате в средней группе....

    Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185»    Опыт работыТема:Использование игровых техн...

    Опыт работы по теме "Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

    Цель: продемонстрировать систему разработанных мной игровых приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

    Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

    В статье представлен опыт работы по применению игровых технологий на занятиях с детьми по подготовке к обучению грамоте....