самообразование
учебно-методический материал

Прусакова Алена Борисовна

конспекты и консультации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_0.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

консультация

Деятельность музыкального руководителя и воспитателя при решении задач в обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель Прусакова А.Б


Цель: Обсудить возможности взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в процессе музыкального развития дошкольников.

Как показывает практика, проблема взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ одна из важных: от её решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников, целью которого является развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать  музыку.

Основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника. Но более эффективно образовательные задачи решаются, если педагоги учитывают принцип интеграции образовательных областей, что и подразумевает активное сотрудничество между педагогами.

Большинство музыкальных руководителей признают, что больше времени уделяется таким видам деятельности, как пение, музыкально-ритмические движения и инсценировки, т.е. те виды, которые впоследствии могут быть представлены на праздничном утреннике. А на слушание – восприятие музыкальных произведений, обучению игре на детских музыкальных инструментах времени остаётся недостаточно. Поэтому помощь воспитателя в разучивании текстов песен, отработке музыкально-ритмических движений, закреплении репертуара играет огромную роль в решении задач музыкального воспитания.

Ребёнок сам выбирает деятельность, отвечающую его склонностям и интересам, обеспечивающую возможности для саморазвития. Задача воспитателя и музыкального руководителя— создать такую предметную среду, которая обеспечит ребёнку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющий развивающий характер. Это музыкальные инструменты, материалы для дидактических упражнений, книги и альбомы. Педагоги должны предоставлять детям возможность действовать как  вместе со сверстниками, так и индивидуально. Воспитатель подключается к деятельности детей по мере возникновения ситуаций, требующих его вмешательства.

Практика показывает, что готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности. Чтобы достичь наилучшего результата, педагогу-воспитателю необходимо:

  1. Знать программные требования по музыкальному воспитанию.
  2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
  3. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми в случае отсутствия музыкального руководителя.
  4. Разучивать движения с отстающими детьми.
  5. Углублять музыкальные впечатления детей путём прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
  6. Развивать музыкальные умения и навыки детей в процессе дидактических игр.
  7. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (деревянные ложки, металлофон, бубен,и др.)
  8. Развивать самостоятельность, инициативу детей в исполнении знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике.
  9. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
  10. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
  11. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников и развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
  12. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и утренникам.
  13. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.
  14. Быть изобретательным, эмоциональным и артистичным.

Всё это возможно при активном взаимодействии воспитателя и музыкального руководителя в решении задач музыкального воспитания в ДОУ.

Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка.

Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, игрой на детских музыкальных инструментах.

Последнему виду музыкальной деятельности в детском саду можно уделять больше внимания. Постоянно увеличивая ассортимент озвученных игрушек и детских музыкальных инструментов, с учетом возрастных особенностей детей оснащать музыкальные уголки в группах.

Первоначальные навыки игры на музыкальных инструментах дети получают в процессе музыкальных занятий. И если воспитатель с радостью ждет этих занятий, с нетерпением готовится к ним вместе с ребятами, активен на протяжении всего музыкального занятия, то детям передается его настроение.

Если говорить о детях младшего дошкольного возраста, то роль воспитателя в музыкальной работе с ними исключительно велика, он является участником всех видов детской деятельности: поет и танцует с ребятами, загадывает музыкальные загадки, играет на бубне, дудочке, на погремушках.

Первоначальные музыкальные самостоятельные проявления у малышей еще неустойчивы. Поэтому воспитатель поддерживает возникший у них интерес к музыкальной игрушке и некоторым инструментам, показывает, как ими пользоваться. Вместе с музыкальным руководителем обыгрывает на занятиях музыкально-дидактические игры. Например, при знакомстве детей с музыкально-дидактической игрой «Птичка и птенчики» Е. Тиличеевой воспитатель играет на металлофоне, а музыкальный руководитель исполняет .аккомпанемент.

Вместе с детьми он выполняет ритмические упражнения на погремушках, колокольчиках, бубнах под сопровождение музыкального руководителя. Затем в различных игровых ситуациях использует эти музыкальные игрушки с детьми в группе. Воспитатель учит малышей реагировать на тихое и громкое звучание, слышать и различать детские музыкальные инструменты (барабан, бубен, погремушку).

В средней группе педагог вместе с музыкальным руководителем знакомит детей с музыкальными инструментами — металлофоном, треугольником и др. При этом обязательно исполняет мелодию с ребенком, так как музыкальный руководитель играет фортепианное сопровождение. Воспитатель помогает ребенку освоить навыки игры на инструменте, передать ритмический рисунок мелодии. Если тот затрудняется, проигрывает мелодию на своем инструменте (однотипном с инструментом ребенка). Он играет вместе с детьми и в том случае, если мелодия выучена и идет ее закрепление.

Например, несколько детей подготовительной группы исполняют мелодию попевки на металлофонах и ударных инструментах, а воспитатель играет ведущую партию на другом инструменте. Получается своеобразный оркестр, который доставляет ребятам большую радость — ведь они играют вместе с педагогом.

Часто, знакомясь с новыми пьесами, дети слушают игру на музыкальных инструментах в исполнении музыкального руководителя и воспитателя.

Музыкальная деятельность детей вне занятий очень разнообразна. Она проходит по чьей-то творческой инициативе, бывает различна по форме. И очень важно в этой деятельности определить роль взрослого. Воспитатель направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, включает музыку в игры, в прогулку, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал, при необходимости подсказывает детям, как можно развернуть игру.

На музыкальных занятиях дети получают задания позаниматься в музыкальном уголке, конкретно указывается попевка, которую они должны выучить на каком-то музыкальном инструменте. Ребята самостоятельно разучивают несложные мелодии, помогают друг другу. Воспитатель внимательно следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь

В свободное от занятий время воспитатель может проиграть знакомую мелодию на инструменте. Это сближает его с детьми, создает доброжелательную, непринужденную атмосферу.

Педагог, хорошо зная индивидуальные особенности детей, внимательно следит за успехами ребят в обучении игре, замечает отстающих, организует им помощь, выявляет наиболее способных детей. Эти дети затем становятся лучшими помощниками воспитателя в обучении своих товарищей. Процесс обучения доставляет удовольствие тем и другим. Дети -«учителя» испытывают большую радость, научив играть товарища, а дети-«ученики» довольны, что их научили сверстники.

Особо необходимо участие воспитателя, когда дети начинают играть ансамблем. Педагог следит за общим темпом исполнения, правильной передачей ритмического рисунка, если необходимо, приходит детям на помощь.

Часто воспитатели делятся своими впечатлениями после посещения концерта, театра. Дети же рассказывают о музыкальных передачах, услышанных или увиденных по телевидению. Воспитатель, хорошо зная каждого дошкольника, должен вовремя заметить его интерес к музыке, поддержать тех детей, которые стремятся выразить свое творчество в самостоятельной деятельности, делают первые шаги в игре на музыкальных инструментах.

Участие воспитателя в процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах, его умение исполнять знакомые детские песни, попевки, программные произведения дают возможность педагогу обыгрывать музыкально-дидактические игры. В начале мы разучиваем их на занятии, а воспитатель продолжает играть с детьми в группе. В этих играх он может исполнить как главную, так и - второстепенную роль.

Играть можно не только на металлофоне, но и на других детских музыкальных инструментах. Их применение дает возможность воспитателю интереснее организовать самостоятельную музыкальную деятельность детей, шире развивать их творческие способности.

Привлекая воспитателя к работе с детьми, необходимо в первую очередь подготовить его самого. Для этого мы планируем целый ряд мероприятий.

Во-первых, это индивидуальные занятия, в процессе которых воспитатели учатся играть на детских музыкальных инструментах индивидуально и в ансамбле.

Во-вторых, проведение консультаций, во время которых они разучивают новые песни, движения, отрабатывают ритмический рисунок песен. Обязательно проводить консультации в предпраздничные дни: заниматься с ведущими, обыгрываем различные игры, в том числе и музыкально-дидактические, которые требуют от ведущего владения несколькими детскими музыкальными инструментами. Хорошо, если кто-либо из воспитателей может играть на каком-то инструменте: аккордеоне, баяне и аккомпанировать на утреннике вместе с музыкальным руководителем. Опыт показал, что если регулярно и систематически заниматься с воспитателями, т. е. последовательно расширять и углублять их знания и умения, то они будут активными участниками в музыкальной работе с детьми, хорошими помощниками.

В детском саду музыкальное воспитание рассматривается как одно из звеньев гармонического развития детей дошкольного возраста. Нужно отметить, если воспитатель сам любит музыку, активен на музыкальных занятиях, праздниках, с удовольствием обучает детей игре на музыкальных инструментах, то и дети в этой группе отличаются особой музыкальностью, с интересом ждут занятий, весело проводят часы досуга, играют на музыкальных инструментах в группе в свободное от занятий время.

Только благодаря совместной работе музыкального руководителя и воспитателя, творческому подходу к вопросам музыкального воспитания дошкольников жизнь ребят можно сделать интересной и разнообразной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...