"Значение арт-терапии"
статья

Виктория Викторовна Самарина

В статье говорится о том, какое значение имеет арт-терапия в жизни детей, какие виды арт-терапии существуют и как применяется арт-терапия в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_znachenie_art-trapii.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

       

Значение Арт-терапии

   Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества.      Арттерапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами.

Арттерапия – естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество.

Арттерапия – путь к установлению отношений. Средствами искусства человек может не только выразить себя, но и больше узнать о себе и о других людях. Строя отношения с людьми, владеющими языком звуков, красок, движений, то есть языком несловесного общения, он получает новый опыт, который может нести в жизнь, облегчая свое общение с другими людьми.

Арттерапия – процесс осознания себя и мира. В творчестве воплощаются чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения. Творческие возможности как ребенка, так и взрослого, реализуемые в процессе арттерапии - это его развитие, интеллектуальное, эмоциональное, раскрытие творческого потенциала, осуществление его прав на достойную жизнь, возможность преодолеть ограничения, вызванные болезнью или травмами вплоть до инвалидности.

Арттерапия – творческий поиск. Каждый человек по-своему отвечает на вечно стоящие перед ним вопросы: "Кто я и что я? Что такое мир, в котором я живу?" Творчество - это и есть путь, на котором ищут ответы на эти вопросы, и способы ответа и сам ответ. Переживание момента творения дает силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов.

Арттерапия – как способ социальной адаптации. Арттерапия особенно важна для людей-инвалидов, которые в силу физических или психических особенностей своего состояния зачастую социально дезадаптированы, ограничены в социальных контактах. Творческий опыт, осознание себя, развитие новых навыков и умений, позволяют этим людям более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора. Развитие творческого потенциала человека способствует его возможностям принимать решения, более успешно строить свою жизнь.

Арттерапия формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами и «зигзагами судьбы», умение видеть многообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач, не ожидая «вдохновения» или особых условий для творчества.

Интеграция различных психических функций задействует весь потенциал человека для целенаправленного изменения личности. Человек открывает общие закономерности творческого процесса, как в искусстве, так и в жизни, и постепенно два понятия соединяются в одно – искусство жить.

    Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арттерапии, достаточно широк:

- межличностные конфликты,

- кризисные состояния, в том числе экзистенциальные и возрастные кризисы, -травмы,

-потери, постстрессовые расстройства,

- невротические и психосоматические расстройства и др.

       Арттерапия, как метод – безболезненна, не имеет ограничений, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, социальной работе.  Арттерапия применяется в консультировании и терапии взрослых, детей и подростков, индивидуально и в группе. Кроме того, одной из важнейших задач арттерапии является восстановление нарушенных связей между чувствами и разумом, развитие целостности личности, обнаружение личностных смыслов через творчество.

      В настоящее время арттерапия включает в себя такие виды как:

  • Музыкотерапия – это вид арттерапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях.
  • Имаготерапия – театрализация психотерапевтического процесса.
  • Фототерапия – использование фотоматериалов и слайдов в работе.
  • Игровая терапия – метод коррекции посредством игры.
  • Изотерапия – лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.
  • Либропсихотерапия и библиотерапия – воздействие чтением, вызывающим положительные эмоции.(чтение сказок)
  • Песочная терапия – сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе)
  • Работа с семьей – восстановление механизмов интеграции семьи и коррекция неэффективной родительской позиции.

Для методов арт-терапии характерно то, что в центре внимания находится не столько произведение искусства (продукт творчества), сколько конкретная и уникальная личность автора с ее потребностями, мотивами, ценностями и стереотипами. При этом рассматриваются процессы взаимодействия личности с произведением искусства (с творческой продукцией) во всем их качественном многообразии. Здесь нет никаких норм, есть лишь некоторые параметры для относительного сравнения, например, по глубине воздействия.

Искусство оказывает свое воздействие не механически, благодаря своим особым свойствам, но существенна и встречная активность личности, поэтому в арт-терапии предпочтительно создание своей творческой продукции, а не использование готовых произведений искусства.

          Применение арт-терапии в работе с детьми.

Активное использование искусства как терапевтического фактора и тренинга эмоциональной сферы дает мощный толчок для творчества ребенка.

Дети на таких занятиях в созданном воображаемом сюжете активно играют с различными предметами – песком, цветной манкой, волшебными красками и тестом, мелкими бусинками и камешками. Их не учат рисовать, брать "нужную" краску, лепить по образцу, им дают возможность создавать уникальное личное произведение.

Арт-терапевтические занятия помогают детям выражать свои мысли, чувства, настроения в процессе творчества.

      В процессе арт-терапевтической работы развиваются коммуникативные навыки ребёнка, способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

Таким образом,  арт-терапия дополнительно способствует формированию положительной самооценки ребёнка и его позитивного отношения к окружающему миру,  развивает сенсорные способности, влияет на эстетическое развитие.

Цель метода не научить ребёнка рисовать, а помочь посредством арт-терапии справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии. Ребёнок вооружается одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения.

Преимущества арт-терапии перед другими формами работы:

-в работе может участвовать каждый, т. к. она не требует наличия художественных навыков;

-изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей;

-она является средством свободного самовыражения;

-вызывает положительные эмоции, формирует активную жизненную позицию;

-основана на мобилизации творческого потенциала внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.

Арт-терапию, применяемую в работе с детьми, можно правомерно представить как здоровьесберегающую инновационную технологию, которая может проявляться через систему методов спонтанного творчества наравне с другими технологиями психологической и социальной работы.

В результативности и несомненной пользе применения арт-терапевтических приемов в работе с детьми убеждает следующее:

  • устанавливается тесный психологический контакт всех членов процесса, появляется демократизм отношений;
  • у ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;
  • воспитывается чувство коллективизма;
  • отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка (даже робкие включаются в работу);
  • на занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • создается комфортный психологический климат в группах: доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого;
  • стимулируется творческий подход, рассмотрение вопроса с многих точек зрения;
  • формируется умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать свою точку зрения;
  • идет развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать свои мысли;
  • уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность.

Как оказалось, это превосходный метод работы с детьми с различными способностями, в группах со смешанным уровнем развития, поскольку он позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть принятым. Этот метод может быть применен для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе (и то, и другое лежат в основе желания детей «рисковать» в процессе обучения, делать ошибки и пробовать новое). Его можно использовать для развития групповой сплоченности, он может помочь ребенку выразить то, для чего у него не находится слов, или то, что он не может озвучить. И это доставляет удовольствие!

Об эффективности арт-терапии можно судить на основании положительной динамики в развитии и активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий. Многочисленные данные показывают, что дети с ограниченными возможностями нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арт-терапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий.

     В своей многолетней работе с детьми я использую арттерапию– ведь это благодатная почва для коррекционной работы. Вся эта работа имеет положительные результаты для развития и адаптации личности таких учащихся в современном социуме: созданы комфортные условия для обучения и развития таких детей, а они, в свою очередь, имеют определенные успехи в своём развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение музыкальной терапии в коррекции воображения у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями речи

В статье освещено историческое развитие музыкальной терапии. Проблемы развития воображения у детей с нарушениями речи. Раскрываются основные закономерности использования средств музыкальной терапии в ...

Значение песочной терапии в развитии дошкольников.

Песочная терапия позволяет решить задачи развития мелкой моторик, развития фонематического слуха, успешно автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки, развития  коррекции речи, позволя...

Горелкова Т.В. Значение арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.

В современном мире, динамичном и требующим большой активности, к сожалению, иногда весьма жестоком, ребёнку в ещё большей степени, чем взрослому человеку, часто очень сложно жить в гармонии с самим со...

Консультация для родителей «Значение песочной терапии в развитии детей дошкольного возраста»

   Консультация для родителей "Значение песочной терапии в развитии детей дошкольного возраста"                ...

Консультация для родителей на тему: "Значение медикаментозной терапии при коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста"

В своей практике я часто сталкиваюсь с ребятами, которые страдают таким нарушением, как дизартрия. Под дизартрией понимают расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центра...

Значение медикаментозной терапии в коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста.

Значение медикаментозной терапии в коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста не просто велико - оно огромно! Контингент группы компенсирующей направленности для детей с ТНР составляют дети, в а...

Статья "Значение песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста"

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, стра...