«Формирование речевых умений детей 2-3х летнего возраста, посредством работы над мелкой моторикой руки».
статья (младшая группа)

Авдеенко Ольга Борисовна

Хорошо развитая речь- залог успеха ребенка в будущем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Работа выполнена воспитателем Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Новоорловский центр развития ребенка - детский сад «Аленушка»  Авдеенко Ольгой  Борисовной.

Тема: «Формирование речевых умений  детей  2-3х летнего возраста, посредством работы над мелкой моторикой руки».

Хорошо развитая речь- залог успеха ребенка в будущем.

      Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Формирование устной монологической речи в раннем детстве закладывает основы успешного обучения в школе. Формирование речевых умений детей 2-3 летнего возраста, является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет пользоваться им в дальнейшем. Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

      Основные задачи обучения родному языку, общепринятые в дошкольной педагогике:  воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства. Однако, на каждом возрастном этапе содержание речевой работы постепенно усложняется, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно. Формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание, являются одной из главных задач речевого воспитания детей. Проведя ряд наблюдений и исследований, можно сделать вывод, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше, значит, развитие мелкой моторики движений руки, благотворно влияет на формирование речевых умений ребенка.  Так, на основе проведённой диагностики обследования большого количества детей, так же была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и формирование речевых умений, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевые умения находятся в пределах нормы.  Доказано, что формирование речевых областей ,совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми: и там, где формирование речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание  и задержка развития моторной стороны речи. Речевое развитие детей, находится в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Хотелось бы, посоветовать педагогам, родителям, использовать естественные условия жизни и взаимоотношения с детьми во время игры, прогулки, кормления, укладывания спать, применять как можно чаще пальчиковые игры, песенки, потешки.

       Актуальность темы в том, что вся история человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга и психику детей.

       При проведении занятий по развитию речи возникла проблема:

недостаточность развития речи у детей раннего возраста. О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока - белобока» и др.

      Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза». Игры имеют развивающее значение, так как дают малышу возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела.   Соединение «слово – палец» наилучшим образом способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

       Фольклорные песенки и потешки благодаря своей напевности и мелодичности развивают у малыша чувство языка.  На 2-3 году жизни у детей уже, как правило, сложились представления о предметах и их признаках. Словесное обозначение качества ощупываемого предмета является обязательным условием процесса его осознания. Усвоив обобщающее слово, обозначающее признак предмета, ребенок приобретает способность сравнивать предметы по качеству, а для этого ему необходимо развивать чувствительность пальцев, которая обеспечивает восприятие таких свойств предмета, как мягкость - твердость, форма, вес (легкий - тяжелый), температура (холодный -горячий -теплый), особенность поверхности (гладкий - шершавый).  Узнавание ребенком предметов на ощупь в дальнейшем дает возможность правильно держать кисть, регулировать силу ее захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения руки более точными. При систематической работе по развитию тактильного восприятия, значительно активизируются познавательные процессы ребенка, расширяется его активный и пассивный словарь. В настоящее время эта проблема приобрела  особую актуальность, ибо процесс воспитания и обучения, требует постоянного совершенствования методов работы по формированию речи детей раннего возраста, которые в свою очередь способствуют общему развитию ребенка.

       Изучая  эту проблему, я  увидела, что уровень речевого развития находится в прямой зависимости от особенностей развития мелкой моторики, которая станет значительно эффективнее, если каждый педагог:

-будет выявлять  и раскрывать  психолого - педагогические особенности  детей 2-3 летнего возраста;

-  будет изучать и анализировать проблему формирования речевых умений детей 2 - 3 летнего возраста и ее взаимосвязь с развитием мелкой моторики;

- будет осуществлять подбор целесообразных методов, форм и средств по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста;

- будет осуществлять отбор технологий и методик развитии речи;          

 -будет проводить диагностику нарушения речи;

- и разрабатывать комплекс занятий и рекомендаций  для родителей, способствующих развитию движений рук и ручной умелости.

        Если педагог будет действовать в своей исследовательской и  практической     работе системно, то результаты  будут положительные.

        Сегодня это доказали работы многих исследователей, педагогов, психологов, таких как В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова, Ж. Пиаже и др.

        Анализируя результаты работы, по развитию мелкой моторики  я  увидела, что её развитие, является одним из важнейших условий полноценного формирования речи ребенка.  

Список использованной литературы

1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М., 2008. - 221 с

2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя/ Л.С.Выготский. - М.: Просвещение, 2009. - 93с.

3.Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер Н.Б. Венгер Э.Г. Пилюгина -М.: Просвещение, 2009. - 144 с.

4. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г., Развиваю мелкую моторику. - Спб.: Питер, 2013. - с. 144.Т.Н. Ушакова и др., 2007. - с. 48.

5. Галигузова Л.Н. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет: методич. пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений / Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик. - М.: Просвещение, 2012. - 159 с.

6.Развивающие игры с малышами до трех лет/ Сост. Т.В. Галанова -    Ярославль: Академия развития, 2008.- с. 103.

13.Кольцова М.М. Движение и развитие сенсорной речи / М.М. Кольцова.-М., 2015. - 210 с.

7. Карпова С.Н. Психология речевого развития ребенка (Текст) / С.Н. Карпова, Э.И. Труве. -Ростов - на - Дону,2008. - 158 с.

8.Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику (Текст) /Н. 

Кирпичникова // Дошкольное воспитание. -2009. -№ 2. - с. 76 - 78.

9.Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. -М., 2008. - 400 с.

Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М.,2008. - 468с.

10. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии

дошкольников (Текст) / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание - 2010. - № 1. -с. 60 - 64.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики руки посредством использования инновационных методик работы с гофрированной бумагой»

Работа с гофрированной бумагой способствует развитию мелкой моторики руки, что в свою очередь способствует развитию памяти и фантазии, повышает интерес детей к учебным мероприятиям. Результаты экспери...

«Формирование предпосылок учебной деятельности посредством развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста»

Одной из задач ФГОС ДО является формирование предпосылок учебной деятельности. Поэтому в ходе образовательной деятельности я широко использую приемы и методы развития мелкой моторики рук....

Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики руки посредством использования инновационных методик работы с гофрированной бумагой»

В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Сначала ...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством работы над мелкой моторикой рук

Формирование речевой деятельности детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики, в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности....

Опыт работы "Развитие мелкой моторики кисти руки посредствам ручного труда"

Актуальной  данная деятельность является  потому, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательног...

Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики руки посредством использования инновационных методик работы с гофрированной бумагой»

         Мелкая моторика (или пальцевой праксис) – это способность выполнять точные и мелкие движения кистями и пальцами рук. Ее развитие зависит от скоординирова...