Главные вкладки

    Технология развивающего обучения Программа обучения детей восприятию музыки
    методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

    Шуванова Юлия Анатольевна

    Технология развивающего обучения

    Программа обучения детей восприятию музыки

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технология развивающего обучения

    Программа обучения детей восприятию музыки

    Цель использования технологии:

    Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, развитие эмоциональной отзывчивости к музыке в процессе слушания, формирование умения понимать характер музыкальных произведений.

    Описание порядка использования (алгоритм применения технологии):

    1 этап – беседа ,наглядный материал для активации познавательного интереса детей.

    2 этап – развитие зрительного и слухового внимания, фантазии и воображения, образного мышления.

    3 этап – активизировать детей для выражения впечатлений от музыки в различных видах деятельности.

    4 этап – развитие правильной артикуляции, голосового аппарата и певческого диапазона, работа над пополнением словарного запаса.

    Результат использования образовательной технологии :

    Формируется ценностное отношение к музыкальным шедеврам.

    Дети умеют слушать и понимать музыку, высказываются о ее характере , особенностях исполнения(динамика ,ритм, тембровые особенности и т. д).

    Дети умеют соотносить художественный образ с характером музыки, сравнивать между собой музыкальные произведения по характеру, оттенкам звучания.

    Задачи  :

    Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, а также расширять знания детей о народной музыке.

     Вызывать проявления эмоциональной отзывчивости , развивать музыкальные способности, мышление(осознание эмоционального содержания музыки, музыкальной формы, жанра).

    Воспитывать эстетические чувства, тезаурус(сокровищницу впечатлений).

    Побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности(в образном слове ,рисунках, пластике,инсценировках).

    Эти задачи едины для всех возрастных групп.

    Методическое обоснование

            Технология О.П.Радыновой построена на основе концепции, обосновывающей важность накопления уже в раннем возрасте музыкально-интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению речи ребёнком. Ориентация дошкольников на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребёнка, нравственно-эстетического становления личности. Автором впервые создана научно-обоснованная и методически выстроенная система формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, включая принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающей индивидуальные и психофизиологические особенности детей и в интеграции со всеми образовательными областями в детском саду.

    Основная цель программы – развитие творческого слушания детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлению различных форм творческой активности – музыкально, музыкально-двигательной, художественной.

    Ведущий вид деятельности в программе – музыкальное восприятие, объединяющее исполнительство ,творчество , музыкально-образовательную деятельность на едином репертуаре(с привлечением дополнительного репертуара по пению).

    Задачи программы ,а также более конкретные задачи, сформулированные по каждой теме,едины для всех возрастных групп:

    Расширять знания о музыке

    Вызывать и поддерживать интерес к музыке

    Развивать музыкально-эстетические потребности, признание ценности музыки, начало вкуса, представления о красоте

    Побуждать к оценке музыки(эмоциональной и словесной),оценочное отношение

    Возможности детей в осуществлении этих задач в разном возрасте различны. Автор основывается на концепции, что формирование музыкальной культуры детей обеспечивается тщательным отбором произведений музыкальной классики и народной музыки. Изучение репертуара происходит по разработанным автором принципам :

    тематическому

    концентрическому(цикличности)

    контрастного сопоставления произведений

    синкретизма

    адаптивности

    Принципы построения программы

                    Основной принцип построения программы —тематический (наличие шести тем, которые изучаются в течение одного-двух месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе). Он систематизирует  знания,  полученные  детьми,  способствует поддержанию интереса к занятиям.

     «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей» -  является  ведущей,  стержневой,  сквозной  темой  программы. Выражает определенное эмоциональное содержание.

    «Песня, танец,  марш» -  является  основополагающей  по  программе  для  общеобразовательных  школ  Д.Б.  Кабалевского.

    «Музыка рассказывает о животных и птицах» - дает детям представление  об  изобразительности  музыки,  средствах  музыкальной выразительности.

    «Природа и музыка»  - включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года,  дня.

    «Сказка в музыке»  - знакомит детей с разными сказочными пьесами классической музыки, которые дети инсценируют, передают характер персонажей в танцевальных, образных движениях, пантомиме, рисунках.

    «Музыкальные инструменты  и  игрушки» - знакомит  детей  с  произведениями,  имитирующими  подражания  звучаниям музыкальных  инструментов  (тамбурину,  гармонике,  музыкальным табакеркам,  колокольчикам,  колоколам,  шарманкам  и  пр.),  а  также  с музыкальными инструментами симфонического оркестра и народными.

    Принципы программы :

    Концентрический или принцип цикличности – повторяемость тем ,позволяет легко вернуться в следующем году к первой теме. Дети применяют усвоенное и познают новое на следующем этапе музыкального и общего развития.

    Принцип контрастного сопоставления репертуара – является одним из основных принципов программы. Репертуар подобран в сравнении пьес с одинаковыми или близкими названиями ,но разными по эмоциональному окрасу. Такие сопоставления рождают проблемную познавательно-оценочную ситуацию, заинтересовывают детей, заостряют внимание, позволяют лучше осознать услышанное.

    Принцип адаптивности  -  предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка (подгрупп детей). Этот принцип допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы.

    Принцип  синкретизма -  предполагает  взаимосвязь  разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности на занятиях при  объединяющей  роли  восприятия,  «творческого  слышания»  музыки.  Побуждение  к  творческой  эстетической  активности (музыкально-ритмические  движения,  ритмопластика,  дирижирование, подпевание, пение, певческие импровизации, оркестровка, игра на детских музыкальных  инструментах,  рисование,  восприятие  произведений  изобразительного  искусства,  чтение  стихотворений,  сочинение сказок,  игр-драматизаций,  детских  опер  на  сказочные  народные  сюжеты  с использованием  фольклора  и  песенных  импровизаций  детей,  постановка спектаклей-игр  на  сюжеты  литературных  произведений  с  использованием музыки,  спектаклей-игр  на  музыку  классических  детских  балетов  с включением импровизаций детей, кукольного театра с музыкой).

    Методы и приёмы музыкального восприятия :

    Наглядный ,словесный, практический – традиционные методы носят развивающий характер, побуждают детей к проявлению различных форм двигательной, речевой и эстетической активности.  Каждый из трех  основных  методов применяется  с  нарастанием проблемности: от  прямого  воздействия  (исполнение,  объяснение, иллюстрация)  через  закрепление,  упражнения  (воспроизводящее  и творческое),  создание  поисковых  ситуаций  (показ  вариантов  выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности. Они формируют музыкальное мышление детей, способности к элементарным суждениям и оценкам, развивают творческое воображение, углубляют эмоциональное сопереживание, интерес к музыке.

    Особые методы, разработанные О.П.Радыновой

    Метод  контрастных  сопоставлений произведений -   позволяет  за-интересовать детей, активизирует проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учетом возрастных  и  индивидуальных  особенностей  детей.  В младшем возрасте контрастные сопоставления наиболее отчетливы. В более старшем возрасте применяются контрастные  сопоставления  произведений  с постепенным   уменьшением   контрастности   образов.

    Метод  уподобления  характеру  звучания музыки  -  предполагает активизацию  разнообразных  творческих  действий,  направленных  на осознание  музыкального  образа.

    Моторно-двигательное    уподобление эмоционально-образному содержанию  музыки  (мелкая  моторика  рук,  дирижерский  жест,  ритмо-пластика,  образные  и  танцевальные  движения)  побуждает  детей  к «экспериментированию»(различению  выразительных  интонаций, акцентов,  пауз,  динамических,  темповых,  регистровых,  тембровых особенностей,  изменений  характера  звучания)  и  является  наиболее универсальным  и  действенным  средством  развития  эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения ребенка.

    Тактильное уподобление - прикосновение руки педагога к руке ребенка, моделирующее характер звучания музыки; используется в младшем возрасте.

    Словесное  уподобление - эмоционально-выразительные  пояснения характера  музыки,  сравнения,  метафоры,  слова-образы,  характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий. Применяется в разном возрасте  по-разному.

    Вокальное  уподобление - в  виде  выразительного  напевания  педагогом мелодии  во  время  звучания  произведения  и  подпевания  отдельных интонаций, фраз детьми применяются в младшем возрасте. Этот метод способствует различению на слух конкретной мелодии, выделению в ней наиболее ярких средств. В средней и старшей группах дети уже сами напевают полюбившиеся мелодии ,что свидетельствует проявлению интереса к музыке, накоплению опята её восприятия.

    Мимическое  уподобление характеру  звучания  музыки —сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз,  улыбка  или  серьезность,  внешнее  проявление  увлеченности  крайне важно  для  ребенка,  так  как  служит  для  него  своеобразным  ориентиром, «путеводителем» в процессе восприятия музыки.

    Темброво-инструментальное уподобление характеру  звучания  музыки применяется  в  виде  оркестровки,  выбора  выразительного  тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа. В младшей группе выполняются простейшие действия с музыкальными инструментами(шумовыми, ударными). Дети 5-7 лет могут применять звуковысотные инструменты.

    Интонационное уподобление характеру звучания музыки крайне важно в  занятиях  с  детьми  младшего  возраста.  Дети  1-го  года  жизни,  не понимающие значений слов, а также 2-го —4-го года жизни, пассивный и активный  словарь  которых  находится  в  стадии становления  и  развития, ориентируются на интонационную выразительность речи, несущую, как и музыка, определенный смысл.

    Цветовое уподобление характеру звучания музыки применяется для закрепления представлений о характере музыки ,выявление реакции на изменение настроений.

    Полихудожественное уподобление характеру музыки позволяет ребенку' осознать выразительную роль средств языка разных искусств —живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение музыкального произведения  с  картиной  (двумя  или  несколькими  картинами)  в  плане общности или различия выраженных в них настроений (и, наоборот, картины с несколькими музыкальными произведениями), музыкального произведения со стихотворениями по эмоциональным признакам, использование различных инсценировок  и  театрализованных  игр  (сопровождающихся  классической музыкой),  творческих  ритмо-пластических  импровизаций,  способствуют образованию  у  детей  обобщенных  синестезийных  представлений  о выразительных возможностях искусств.

    Непосредственная образовательная деятельность(НОД)

    Основная форма организации детской деятельности ,где решаются задачи формирования основ музыкальной культуры. Все виды деятельности(индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и их разновидности)применяются и варьируются в зависимости от возраста и уровня музыкального развития ребёнка.

    Автор считает важным ,чтобы музыка звучала в повседневной жизни детского сада в самых разнообразных ситуациях :

    Слушание знакомых музыкальных произведений

    Музыкальные игры – путешествия в прошлое и настоящее

    Игры-сказки

    Звучание музыки ,как фон ,во время тихих игр, рисования

    Творческие музыкальные вечера

    Беседы-концерты

    Театральные постановки

    Праздничные утренники

    Праздничные даты могут отмечаться по-разному - тематические или комплексные занятия, развлечения -а не только в форме утренника.

    Объём внимания ребёнка не велик, поэтому для слушания надо давать небольшие произведения или яркие фрагменты. Необходимо, чтобы классическая музыка звучала и в семье.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    « Технологии развивающего обучения для развития речи детей. «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»

    Актуальность обучения детей составлению описательных рассказов – несомненна.  Я работаю над приёмами работы с мнемотаблицами, составлению рассказов по символам, алгоритмам....

    Доклад "Игровые технологии, технологии развивающего обучения, технология "Ситуации"

    Доклад раскрывает особенности использования современных образовательных технологий в ДОО....

    Технология развивающего обучения Программа по ритмической пластике для детей

    Технология развивающего обученияПрограмма по ритмической пластике для детей...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе с использованием технологии развивающего обучения, игровой технологии и информационно-коммуникативных технологий. Тема: «Театральные профессии»

    Конспект непосредственной образовательной деятельностив подготовительной группе с использованием технологии развивающего обучения, игровой технологии и информационно-коммуникативных технологий. Т...

    Презентация для детей подготовительной к школе группы на тему “Дворец Петра I в Стрельне (Путевой дворец)” в рамках образовательных областей с использованием технологий развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий

    Путевой дворец  — самая ранняя постройка в пригороде Петербурга Стрельне, сохранившаяся до наших дней с петровских времён. Дворец расположен недалеко от берега...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ЗНАКОМСТВЕ ДЕТЕЙ С НЕТРАДИЦИОННЫМИ ТЕХНИКАМИ РИСОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.

    Основные виды инновационных технологий в ДОУ: технология проблемного обучения, технология развивающего обучения, игровые технологии, информационно – коммуникативные технологии, технология ТРИЗ (...

    Конспект занятия с использованием технологии развивающего обучения «Обучение детей грамоте. Звук [ш]»

    Обучающие задачи:• Учить детей умению делить слова на слоги, называть их, ставить ударение;• Закреплять умение находить слова с заданным звуком, определять его место в слове (...