Семинар – практикум «ЧТО ТАКОЕ КОНФЛИКТ?»
методическая разработка

Дорогова Марина Владимировна

Цель: оптимизация межличностных отношений педагогов в коллективе.

Задачи:

- расширить представления педагогов о конфликтах;

- на практике отработать позитивные способы решения конфликтных ситуаций.

Материалы: презентация, проектор, писчая бумага, простые карандаши по количеству участников.

 

Ход

 

1.     Игра – приветствие. 

 Все участники рассчитываются на 1, 2, 3, 4.

Участники с № 1 складывают руки так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

№ 2 – упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны;

№ 3 – кладут левую руку на левое бедро, правую – на правое колено, локти согнутых рук отведены в стороны;

№ 4 – держат сложенные крест – накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны.

После того как все участники примут исходное положение, психолог предлагает им по определенному сигналу поздороваться как можно с большим количеством присутствующих, коснувшись друг друга локтями – привет!

 (Слайд№1) 2.     Знакомство с задачами семинара - практикума

Определим задачи сегодняшнего семинара-практикума:

- осознание причин, механизмов и разновидностей конфликтов;

- освоение методов поиска решений в конфликте;

- использование конфликтной ситуации для личного роста;

- овладение приемами общения в конфликте;

- освоение приемов предотвращения конфликтов с близкими, знакомыми и малознакомыми людьми в повседневном общении.

3. Упражнение «Руки»

Психолог просит соединить ладони на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую ладонь.

(По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится).

Обсуждение:

Что вы чувствовали?

Как вы себя чувствуете?

Какие ощущения у вас возникли, при выполнения задания?

В ответ на (агрессию) раздражение мы подсознательно начинаем сопротивляться, т.е. раздражение рождает конфликт, агрессию.

Если мы настроены недружелюбно по отношению к другим, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты.

4.Упражнение « Ассоциации».

Сегодня мы рассматриваем конфликты. Я предлагаю встать тем, кто  ни разу в жизни не был в конфликте, кто не знает и не представляет себе, что такое конфликт…

 (Слайд№2)  «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс».                                       Ликсон Ч.

 Пусть каждый скажет, с чем у него ассоциируется слово «конфликт»?  Какой образ подскажет ваше воображение? Какие мысли, чувства, ощущения возникают при этом? На что « похож» конфликт?

Конфликт - столкновение противоположных интересов, взглядов, целей.

Конфликт - состояние, которое возникает, когда стороны имеют несовместимые стремления.

Конфликт - это проявление несогласования интересов, несогласие между сторонами, когда каждая сторона стремится склонить к своей позиции.

5.Мини-лекция «Конфликты».

Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Так как все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов.

Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Люди – то разные! Эти отличия естественны и нормальны. При этом и в конфликтных ситуациях мы ведем себя по-разному.

 (Слайд№3) Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов и потребностей одного человека.

Основой конфликтов является отличие в миропонимании, представлениях о добре и зле, нежелании поставить себя на место другого человека, преодолев свой эгоцентризм... Конфликты существуют в любых отношениях. Это случается потому, что люди разные и по-разному реагируют на ситуации. Вместо того чтобы стараться решить проблему, люди начинают спорить.

(Слайд №4) Конфликты бывают:

  • межличностные
  • между личностью и группой
  • внутри группы
  • межнациональные
  • межгосударственные

(Слайд №5) Стадии конфликта:

  • Рост напряженности в отношениях
  • Открытое противоборство
  • Решение конфликта
  • Завершение открытого противоборства

(Слайд №6) Нас сегодня больше интересуют межличностные конфликты.

Они могут протекать в форме:

соперничества - старание к доминированию

спора - расхождений по поводу нахождения наилучшего варианта решения общих проблем

дискуссии - обсуждение спорного вопроса

6. Упражнение «Плюсы и минусы конфликта» 

На конфликт можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы. Многие из нас конфликты рассматривают чаще всего как негативное явление, которое приводит к нарушению взаимоотношений и другим отрицательным последствиям. Но преодоление кризисов, в том числе конфликтных ситуациях, зачастую позволяют перейти на новый этап взаимодействия с другими людьми, на новый уровень восприятия окружающего мира и себя в нём. И сейчас мы с вами убедимся в этом при выполнении упражнения.

Разбейтесь на 2 команды. Первая команда записывает как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, вторая команда, описывают негативные последствия конфликтов.

На работу группам даётся 10 минут.

Далее каждая группа оглашает свой список. Если у команды соперников возникают вопросы и замечания, то они могут их озвучить, после того как команда полностью закончит свой ответ.

 (Слайд №7) Различают две стороны конфликта: конструктивные и деструктивные. 

(Слайд №8) Конструктивные конфликты:

  • Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта);
  • Конфликт даёт возможность увидеть скрытые отношения;
  • Конфликт даёт возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;
  • Конфликт - это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное;
  • Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации;
  • Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.

(Слайд №9) Деструктивные конфликты:

  • Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;
  • Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально- психологический климат;
  • Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений;
  • Представление о победителях или побежденных как о врагах;
  • Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут после конфликтных переживаний.

7.Игра  на взаимопонимание в  группе  «Все мы разные»

Цель: формирование паралингвистических и оптокинетических навыков общения; совершенствование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.

Группа разбивается на тройки. В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль «глухого и немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль «глухого и паралитика»: он может говорить и видеть; третий «слепой и немой»: он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание, например, договориться о месте, времени и цели встречи. На упражнение отводится 15 минут.

Обсуждение:

- Какие качества развиваются в этой игре и для чего они нужны.

-         Кто  ощущал  себя  некомфортно  и  почему?

Помогали  или  затрудняли  общения  невербальные  каналы  передачи  информации  в  этой  игре?

 (Слайд №10) 8. «Пути решения конфликтов»:

Прежде чем реагировать на действие другого лица необходимо выяснить:

  • Почему данный человек поступил так, а не иначе.
  • Побудить участников конфликта на установление прямого контакта друг с другом, на открытое обсуждение конфликтной ситуации.
  • Создать условия для работы конфликтующим людям, чтобы они длительное время не контактировали друг с другом.
  • Не злоупотреблять официальной властью.
  • Предупреждать и устранять межличностные конфликты (многие конфликты можно избежать, если вовремя остановить, лучший вариант это извиниться).
  • Уметь учитывать интересы друг друга.
  • Воспринимать критику своих коллег.
  • Проявлять вежливость, тактичность, уважение по отношению друг к другу.
  • Дисциплинированность в работе.
  • Можно обойти конфликт, если ответить улыбкой. Люди с чувством юмора редко конфликтуют, а уж если спорят, то всегда приятно, с шуткой, улыбкой (не с сарказмом, злой иронией, а с доброй, остроумной шуткой).

 В конфликте, когда человек переживает сильные отрицательные эмоции, появляются проблемы с их выражением: стресс, повышение голоса, сердцебиение, ускоренное дыхание, побледнение, грубые слова, которые унижают другого.

Есть два вида утверждений, которые можно использовать во время конфликтной ситуации. Одним из наиболее эффективных средств выражения своих эмоций, есть понимания своих чувств и способность об этом сказать своему сопернику. Такой способ называется «Я -   утверждение». Такое утверждение улучшают взаимоотношения, напротив «Ты – утверждение» подрывают их и ведут к углублению конфликта. Используя «я – утверждение» мы концентрируем свое внимание на том, что мы сами думаем или чувствуем в конфликтной ситуации, при этом мы не предъявляем обвинение и не осуждаем других людей.

 9. Упражнение «Другими словами»

В этом упражнении вам предлагается поработать над неконструктивными установками в общении с другими людьми, которые зачастую приводят к возникновению или еще большему усугублению конфликта. Обычно нас раздражает, а порой и просто выводит из себя, когда другой человек говорит нам фразы типа: «Ты должен…», «С тобой невозможно разговаривать…», «Ты безответственный человек» и т.п.

Эти и подобные высказывания приводят к возникновению барьеров общения, увеличению напряжения. Поэтому очень важно особенно в конфликтной ситуации, отслеживать неконструктивные установки в общении.

Ваша задача перефразировать ряд неконструктивных утверждений в конструктивные утверждения. Например, «Ты должен принести мне книгу». («Я была бы рада, если бы ты принёс мне книгу»).

«Он должен заботиться обо мне». («Мне хочется, чтобы он заботился обо мне»);

«Ты не должна была ходить на ту вечеринку». («Я бы предпочел, чтобы ты не ходила на вечеринку»);

«Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделала!» («Мне не хватает внимания и заботы с твоей стороны»);

«Ты должна была предвидеть возможные трудности». («Мне хотелось, чтоб ты предвидела возможные трудности»);

«Меня обидели!» («Я предпочла обидеться»);

«Меня заставили». («Я не сумела отказаться»);

«Он – упрямый осёл». («Я не смог убедить его»);

«Он меня унизил». («Мне было неприятно»);

«Прекрати меня злить!». («Я начинаю злиться»);

«Ты должна мне дать программу, книгу». («Мне хотелось бы, чтоб ты дала мне программу, книгу»).

Обсуждение: просто – сложно перефразировать?

(Слайд №11) Вывод: Успешное решение любой конфликтной ситуации, неизбежно связано со способностью прощать.

Во всех конфликтных ситуациях каждый человек контролирует исключительно свои действия и не может контролировать действия, реакцию других. Если вы не прощаете своего обидчика, то вредите лишь самому себе. Вы можете принять решение извинить вашего обидчика независимо от того, примет он ваше прощение или нет.

Прощение означает, что вы «отпускаете» свой гнев и не собираетесь мстить.

Предотвратить конфликт также можно согласием, и ответить на выпад (оскорбление, обвинение) не противостоянием, что только усугубит конфликт, а согласием, при этом, не отступая от своей позиции, например: «Ты никогда не сдерживаешь взятые на себя обязательства!» - «Иногда я выполняю свои обязанности, иногда мне приходится их нарушать».

 11. Упражнение «Извините» 

Многих конфликтов можно избежать, если вовремя остановиться, так, например, для того чтобы не доводить дело до конфликта, принято извиняться. Один человек берет на себя роль виновного и просит извинения. Или поступают еще проще, не выясняют, кто был виноват, - извиняются обе стороны. Например, если в магазине кто-то нечаянно задел кого-то и попросил извинения: «Извините», он услышит в ответ: «Извините». Первое «Извините» означает: «Простите, что я задел вас», второе «Извините»  - «Простите, что я встал на дороге в тот момент, когда вы проходили». Если же кто-то умышленно задевает другого, потому что у него плохое настроение, он снова услышит в ответ «Извините», что означает: «Извините, конфликта не будет» или «Я очень сожалею, что у вас плохое настроение, но мне совсем не хочется ругаться с вами».

По команде психолога все начинают свободно перемещаться по аудитории и локтем или плечом легонько задевают друг друга. Оба участника извиняются любым способом: «Извините, пожалуйста, простите, сожалею о случившемся или в любой другой форме. Фразы неприемлемые: «Ах, что вы, это я вас задела». «Нет, нет, это вы меня извините».

Обсуждение:

Что вы чувствовали, когда задевали других?

Что вы чувствовали, когда вас задевали?

В каких жизненных ситуациях можно использовать данный прием?

Трудно ли вам было извиняться?

Вывод: мы извиняемся не потому, что сделали что-то не так, а потому, что мы выше конфликтов, которые происходят из-за пустяков, потому что мы уверенны в своем поведении. Мы извинились или высказали свое сожаление о том, что случилось, и забыли. Мы сделали все, чтобы избежать конфликта, который нам не нужен. Мы остались в хорошем настроении, потому что держали себя на высоте.

(Слайд №12) Пословица: «В любом конфликте виноват тот, кто умнее».

 12. Притча «Солнце и ветер».

 Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.

Начался ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ из человека. Он задувал ему под ворот, у рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.

Тогда за дело взялось солнце. «Смотри, - сказало оно ветру. - Я буду действовать по-иному, ласково». И, действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.

Так солнце, победило, действуя по-доброму, с любовью.

 13.Упражнение « Голова»

Цель: снять неприятные соматические изменения

Инструкция: Встаньте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, где вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

 14.Упражнение «Аукцион скульптур».

Цель: выразить важные аспекты конфликта без слов, с помощью тела.

Инструкция: Работа в парах. Один из  партнеров играет роль скульптора, другой – «материал». Скульптор из обоих «лепит» скульптуру на тему «Взаимоотношения в конфликте» молча, используя только руки. «Материал» пассивен. Скульптура запоминает окончательный вариант, чтобы продемонстрировать. Затем партнеры меняются ролями.

Обсуждение. Рефлексия: Податлив ли материал? Каков характер прикосновений скульптора? Что чувствовали в процессе изготовления скульптуры? Какие мысли приходили в голову?

 15.Упражнение « Скульптура».

  Вылепите из себя самого скульптуру под названием

 « Бодрость, уверенность, жизнерадостность, сила». Запомните позу и мимику. Надевайте и носите эту позу три раза в день. 

16. Рефлексия:

 Спасибо за работу, всего хорошего!

Дарим памятки, по профилактике конфликтов, и позитивные смайлики, чтобы никогда не забывали о позитивном отношении друг к другу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска»

Семинар – практикум

«ЧТО ТАКОЕ КОНФЛИКТ?»

                                                   Педагог-психолог:

Дорогова Марина Владимировна

г. Лесосибирск  2017г

Цель: оптимизация межличностных отношений педагогов в коллективе.

Задачи:

- расширить представления педагогов о конфликтах;

- на практике отработать позитивные способы решения конфликтных ситуаций.

Материалы: презентация, проектор, писчая бумага, простые карандаши по количеству участников.

Ход

1.     Игра – приветствие. 

 Все участники рассчитываются на 1, 2, 3, 4.

Участники с № 1 складывают руки так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

№ 2 – упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны;

№ 3 – кладут левую руку на левое бедро, правую – на правое колено, локти согнутых рук отведены в стороны;

№ 4 – держат сложенные крест – накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны.

После того как все участники примут исходное положение, психолог предлагает им по определенному сигналу поздороваться как можно с большим количеством присутствующих, коснувшись друг друга локтями – привет!

 (Слайд№1) 2.     Знакомство с задачами семинара - практикума 

Определим задачи сегодняшнего семинара-практикума:

- осознание причин, механизмов и разновидностей конфликтов;

- освоение методов поиска решений в конфликте;

- использование конфликтной ситуации для личного роста;

- овладение приемами общения в конфликте;

- освоение приемов предотвращения конфликтов с близкими, знакомыми и малознакомыми людьми в повседневном общении.

3. Упражнение «Руки»

Психолог просит соединить ладони на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую ладонь.

(По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится).

Обсуждение:

Что вы чувствовали?

Как вы себя чувствуете?

Какие ощущения у вас возникли, при выполнения задания?

В ответ на (агрессию) раздражение мы подсознательно начинаем сопротивляться, т.е. раздражение рождает конфликт, агрессию.

Если мы настроены недружелюбно по отношению к другим, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты.

4.Упражнение « Ассоциации».

Сегодня мы рассматриваем конфликты. Я предлагаю встать тем, кто  ни разу в жизни не был в конфликте, кто не знает и не представляет себе, что такое конфликт…

 (Слайд№2)  «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс».                                       Ликсон Ч.

 Пусть каждый скажет, с чем у него ассоциируется слово «конфликт»?  Какой образ подскажет ваше воображение? Какие мысли, чувства, ощущения возникают при этом? На что « похож» конфликт?

Конфликт - столкновение противоположных интересов, взглядов, целей.

Конфликт - состояние, которое возникает, когда стороны имеют несовместимые стремления.

Конфликт - это проявление несогласования интересов, несогласие между сторонами, когда каждая сторона стремится склонить к своей позиции.

5.Мини-лекция «Конфликты».

Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Так как все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов.

Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Люди – то разные! Эти отличия естественны и нормальны. При этом и в конфликтных ситуациях мы ведем себя по-разному.

 (Слайд№3) Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов и потребностей одного человека.

Основой конфликтов является отличие в миропонимании, представлениях о добре и зле, нежелании поставить себя на место другого человека, преодолев свой эгоцентризм... Конфликты существуют в любых отношениях. Это случается потому, что люди разные и по-разному реагируют на ситуации. Вместо того чтобы стараться решить проблему, люди начинают спорить.

(Слайд №4) Конфликты бывают: 

  • межличностные
  • между личностью и группой
  • внутри группы
  • межнациональные
  • межгосударственные

(Слайд №5) Стадии конфликта:

  • Рост напряженности в отношениях
  • Открытое противоборство
  • Решение конфликта
  • Завершение открытого противоборства

(Слайд №6) Нас сегодня больше интересуют межличностные конфликты.

Они могут протекать в форме:

соперничества - старание к доминированию

спора - расхождений по поводу нахождения наилучшего варианта решения общих проблем

дискуссии - обсуждение спорного вопроса

6. Упражнение «Плюсы и минусы конфликта» 

На конфликт можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы. Многие из нас конфликты рассматривают чаще всего как негативное явление, которое приводит к нарушению взаимоотношений и другим отрицательным последствиям. Но преодоление кризисов, в том числе конфликтных ситуациях, зачастую позволяют перейти на новый этап взаимодействия с другими людьми, на новый уровень восприятия окружающего мира и себя в нём. И сейчас мы с вами убедимся в этом при выполнении упражнения.

Разбейтесь на 2 команды. Первая команда записывает как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, вторая команда, описывают негативные последствия конфликтов.

На работу группам даётся 10 минут.

Далее каждая группа оглашает свой список. Если у команды соперников возникают вопросы и замечания, то они могут их озвучить, после того как команда полностью закончит свой ответ.

 (Слайд №7) Различают две стороны конфликта: конструктивные и деструктивные. 

(Слайд №8) Конструктивные конфликты:

  • Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта);
  • Конфликт даёт возможность увидеть скрытые отношения;
  • Конфликт даёт возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;
  • Конфликт - это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное;
  • Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации;
  • Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.

(Слайд №9) Деструктивные конфликты:

  • Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;
  • Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально- психологический климат;
  • Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений;
  • Представление о победителях или побежденных как о врагах;
  • Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут после конфликтных переживаний.

7.Игра  на взаимопонимание в  группе  «Все мы разные»

Цель: формирование паралингвистических и оптокинетических навыков общения; совершенствование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.

Группа разбивается на тройки. В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль «глухого и немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль «глухого и паралитика»: он может говорить и видеть; третий «слепой и немой»: он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание, например, договориться о месте, времени и цели встречи. На упражнение отводится 15 минут.

Обсуждение:

- Какие качества развиваются в этой игре и для чего они нужны.

-         Кто  ощущал  себя  некомфортно  и  почему?

Помогали  или  затрудняли  общения  невербальные  каналы  передачи  информации  в  этой  игре?

 (Слайд №10) 8. «Пути решения конфликтов»:

Прежде чем реагировать на действие другого лица необходимо выяснить:

  • Почему данный человек поступил так, а не иначе.
  • Побудить участников конфликта на установление прямого контакта друг с другом, на открытое обсуждение конфликтной ситуации.
  • Создать условия для работы конфликтующим людям, чтобы они длительное время не контактировали друг с другом.
  • Не злоупотреблять официальной властью.
  • Предупреждать и устранять межличностные конфликты (многие конфликты можно избежать, если вовремя остановить, лучший вариант это извиниться).
  • Уметь учитывать интересы друг друга.
  • Воспринимать критику своих коллег.
  • Проявлять вежливость, тактичность, уважение по отношению друг к другу.
  • Дисциплинированность в работе.
  • Можно обойти конфликт, если ответить улыбкой. Люди с чувством юмора редко конфликтуют, а уж если спорят, то всегда приятно, с шуткой, улыбкой (не с сарказмом, злой иронией, а с доброй, остроумной шуткой).

 В конфликте, когда человек переживает сильные отрицательные эмоции, появляются проблемы с их выражением: стресс, повышение голоса, сердцебиение, ускоренное дыхание, побледнение, грубые слова, которые унижают другого.

Есть два вида утверждений, которые можно использовать во время конфликтной ситуации. Одним из наиболее эффективных средств выражения своих эмоций, есть понимания своих чувств и способность об этом сказать своему сопернику. Такой способ называется «Я -   утверждение». Такое утверждение улучшают взаимоотношения, напротив «Ты – утверждение» подрывают их и ведут к углублению конфликта. Используя «я – утверждение» мы концентрируем свое внимание на том, что мы сами думаем или чувствуем в конфликтной ситуации, при этом мы не предъявляем обвинение и не осуждаем других людей.

 9. Упражнение «Другими словами»

В этом упражнении вам предлагается поработать над неконструктивными установками в общении с другими людьми, которые зачастую приводят к возникновению или еще большему усугублению конфликта. Обычно нас раздражает, а порой и просто выводит из себя, когда другой человек говорит нам фразы типа: «Ты должен…», «С тобой невозможно разговаривать…», «Ты безответственный человек» и т.п.

Эти и подобные высказывания приводят к возникновению барьеров общения, увеличению напряжения. Поэтому очень важно особенно в конфликтной ситуации, отслеживать неконструктивные установки в общении.

Ваша задача перефразировать ряд неконструктивных утверждений в конструктивные утверждения. Например, «Ты должен принести мне книгу». («Я была бы рада, если бы ты принёс мне книгу»).

«Он должен заботиться обо мне». («Мне хочется, чтобы он заботился обо мне»);

«Ты не должна была ходить на ту вечеринку». («Я бы предпочел, чтобы ты не ходила на вечеринку»);

«Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделала!» («Мне не хватает внимания и заботы с твоей стороны»);

«Ты должна была предвидеть возможные трудности». («Мне хотелось, чтоб ты предвидела возможные трудности»);

«Меня обидели!» («Я предпочла обидеться»);

«Меня заставили». («Я не сумела отказаться»);

«Он – упрямый осёл». («Я не смог убедить его»);

«Он меня унизил». («Мне было неприятно»);

«Прекрати меня злить!». («Я начинаю злиться»);

«Ты должна мне дать программу, книгу». («Мне хотелось бы, чтоб ты дала мне программу, книгу»).

Обсуждение: просто – сложно перефразировать?

(Слайд №11) Вывод: Успешное решение любой конфликтной ситуации, неизбежно связано со способностью прощать.

Во всех конфликтных ситуациях каждый человек контролирует исключительно свои действия и не может контролировать действия, реакцию других. Если вы не прощаете своего обидчика, то вредите лишь самому себе. Вы можете принять решение извинить вашего обидчика независимо от того, примет он ваше прощение или нет.

Прощение означает, что вы «отпускаете» свой гнев и не собираетесь мстить.

Предотвратить конфликт также можно согласием, и ответить на выпад (оскорбление, обвинение) не противостоянием, что только усугубит конфликт, а согласием, при этом, не отступая от своей позиции, например: «Ты никогда не сдерживаешь взятые на себя обязательства!» - «Иногда я выполняю свои обязанности, иногда мне приходится их нарушать».

 11. Упражнение «Извините» 

Многих конфликтов можно избежать, если вовремя остановиться, так, например, для того чтобы не доводить дело до конфликта, принято извиняться. Один человек берет на себя роль виновного и просит извинения. Или поступают еще проще, не выясняют, кто был виноват, - извиняются обе стороны. Например, если в магазине кто-то нечаянно задел кого-то и попросил извинения: «Извините», он услышит в ответ: «Извините». Первое «Извините» означает: «Простите, что я задел вас», второе «Извините»  - «Простите, что я встал на дороге в тот момент, когда вы проходили». Если же кто-то умышленно задевает другого, потому что у него плохое настроение, он снова услышит в ответ «Извините», что означает: «Извините, конфликта не будет» или «Я очень сожалею, что у вас плохое настроение, но мне совсем не хочется ругаться с вами».

По команде психолога все начинают свободно перемещаться по аудитории и локтем или плечом легонько задевают друг друга. Оба участника извиняются любым способом: «Извините, пожалуйста, простите, сожалею о случившемся или в любой другой форме. Фразы неприемлемые: «Ах, что вы, это я вас задела». «Нет, нет, это вы меня извините».

Обсуждение:

Что вы чувствовали, когда задевали других?

Что вы чувствовали, когда вас задевали?

В каких жизненных ситуациях можно использовать данный прием?

Трудно ли вам было извиняться?

Вывод: мы извиняемся не потому, что сделали что-то не так, а потому, что мы выше конфликтов, которые происходят из-за пустяков, потому что мы уверенны в своем поведении. Мы извинились или высказали свое сожаление о том, что случилось, и забыли. Мы сделали все, чтобы избежать конфликта, который нам не нужен. Мы остались в хорошем настроении, потому что держали себя на высоте.

(Слайд №12) Пословица: «В любом конфликте виноват тот, кто умнее».

 12. Притча «Солнце и ветер».

 Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.

Начался ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ из человека. Он задувал ему под ворот, у рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.

Тогда за дело взялось солнце. «Смотри, - сказало оно ветру. - Я буду действовать по-иному, ласково». И, действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.

Так солнце, победило, действуя по-доброму, с любовью.

 13.Упражнение « Голова»

Цель: снять неприятные соматические изменения

Инструкция: Встаньте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, где вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

 14.Упражнение «Аукцион скульптур».

Цель: выразить важные аспекты конфликта без слов, с помощью тела.

Инструкция: Работа в парах. Один из  партнеров играет роль скульптора, другой – «материал». Скульптор из обоих «лепит» скульптуру на тему «Взаимоотношения в конфликте» молча, используя только руки. «Материал» пассивен. Скульптура запоминает окончательный вариант, чтобы продемонстрировать. Затем партнеры меняются ролями.

Обсуждение. Рефлексия: Податлив ли материал? Каков характер прикосновений скульптора? Что чувствовали в процессе изготовления скульптуры? Какие мысли приходили в голову?

 15.Упражнение « Скульптура».

  Вылепите из себя самого скульптуру под названием

 « Бодрость, уверенность, жизнерадостность, сила». Запомните позу и мимику. Надевайте и носите эту позу три раза в день. 

16. Рефлексия:

 Спасибо за работу, всего хорошего!

Дарим памятки, по профилактике конфликтов, и позитивные смайлики, чтобы никогда не забывали о позитивном отношении друг к другу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое конфликт ? Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №9 «Сказка» п едагог-психолог Дорогова М.В. Семинар - практикум Лесосибирск - 2017

Слайд 2

Задачи семинара - практикума : - осознание причин, механизмов и разновидностей конфликтов; - освоение методов поиска решений в конфликте; - использование конфликтной ситуации для личного роста; - овладение приемами общения в конфликте; - знакомство с приемами предотвращения конфликтов в повседневном общении.

Слайд 3

« Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс». Ликсон Ч.

Слайд 4

Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов и потребностей одного человека.

Слайд 5

Конфликты бывают: - межличностные - между личностью и группой - внутри группы - межнациональные - межгосударственные

Слайд 6

Стадии конфликта : - Рост напряженности в отношениях - Открытое противоборство - Решение конфликта - Завершение открытого противоборства

Слайд 7

Межличностные конфликты могут протекать в форме : - соперничества - стремление к доминированию - спора - расхождений по поводу нахождения наилучшего варианта решения общих проблем - дискуссии - обсуждение спорного вопроса

Слайд 8

Различают стороны конфликта: конструктивные и деструктивные.

Слайд 9

Конструктивные стороны конфликта: - Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта); - Конфликт даёт возможность увидеть скрытые отношения; - Конфликт даёт возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение; - Конфликт- это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное; - Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации; - Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.

Слайд 10

Деструктивные стороны конфликта : - Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям; - Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины; - Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений; - Представление о победителях или побежденных как о врагах; - Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.

Слайд 11

Пути решения конфликтов: - Прежде чем реагировать на действие другого лица необходимо выяснить: почему данный человек поступил так, а не иначе. - Побудить участников конфликта на установление прямого контакта друг с другом, на открытое обсуждение конфликтной ситуации. - Создать условия для работы конфликтующим людям, чтобы они длительное время не контактировали друг с другом. - Не злоупотреблять официальной властью. - Предупреждать и устранять межличностные конфликты (многие конфликты можно избежать, если вовремя остановить, извиниться ). - Уметь учитывать интересы друг друга. - Воспринимать критику своих коллег. - Проявлять тактичность и уважение по отношению друг к другу. - Дисциплинированность в работе. - Можно обойти конфликт, если ответить улыбкой (не с сарказмом, злой иронией, а с доброй, остроумной шуткой).

Слайд 12

Успешное решение любой конфликтной ситуации неизбежно связано со способностью прощать.

Слайд 13

Пословица : « В любом конфликте виноват тот, кто умнее».

Слайд 14

Спасибо за работу, всего хорошего!



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА по профилактике конфликтов
1. Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его завершить. Учитесь защищать свои законные интересы без конфликтов.
2. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:
- оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злится;

- ухудшают качество мышления;

- снижают объективность оценки окружающих;

- по закону эмоционального заряжения вызывают ответную неприязнь у партнера по общению.

3. Никогда не выясняйте отношения с администрацией, коллегами и родителями в присутствии детей.

4. Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделать воспитанников. Воспитание процесс длительный, требующий от воспитателя терпения, ума, такта и осторожности.
5. Постоянно учитесь без каких-либо условий любить или, по крайней мере, уважить всех, начиная с себя. 

6. Расширяйте пространственные границы своего мировосприятия.

«Правила для избегания конфликтов»

Не говорите  сразу со взвинченным, возбужденным человеком.

Прежде чем сказать о неприятном, создайте благоприятную, доброжелательную атмосферу доверия.

Попробуйте стать на место другого, посмотреть на проблему его глазами.

Не скрывайте своего доброго отношения к человеку, выражайте одобрение  его поступками.

Умейте говорить спокойно и мягко, уверенно и доброжелательно.

Признавайте достоинства окружающих во весь голос, и врагов станет меньше.

Если вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу.

Основные виды поведения в конфликте.
1. Избегание. (Многие стараются избежать конфликта). Используют в случаях:
- не хотят проиграть,
- боятся,
- нет времени и т.д.
2. Конкуренция. (Стремление удовлетворить свои интересы в ущерб интересам другого человека). Применяют в следующих случаях:
- исход очень важен для человека,
- если человек обладает авторитетом,
- когда нет выбора и нечего терять.
3. Приспособление. (Человек в меньшей степени отстаивает свои интересы). Используют тогда, когда нет достаточной власти. Не использовать, когда человек обижен.
4. Компромисс. (Проблемы решаются поверхностно). Используется тогда, когда:
- оба партнера обладают достаточной властью, но взаимоисключающими интересами,
- когда устраивает временное решение,
- какие-то уступки помогут сохранить отношения.
5. Сотрудничество. (Самый эффективный стиль поведения в конфликте).

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=0033ddb220b84a09e9673927c279c830-64-144&n=21

МБДОУ «Детский сад №9 «Сказка»

педагог-психолог Дорогова М.В.

                                                                                         Как избежать конфликта?

Coloring Pages - Girlscouts/friendship


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Что такое Доброта?»

имеет большую практическую значимость для педагогов ДОУ....

Семинар-практикум "Есть на свете такая профессия"

В кануну праздника МЧС можно провести  данное мероприятие как с педагогами и родителями ДОУ , так и старшеклассниками.Цель-познакомить родителей и педагогов ДОУ(учащихся школы) с историей возникн...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Психологические границы (территория). Что это такое?"

Любые отношения между людьми это соприкосновение психологических территорий, или, другими словами – психологических границ. И от того как происходит это соприкосновение зависит качество сформированных...

Семинар практикум для родителей :"Что такое готовность к школе?"

Актуальность выбранной темы: Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном д...

Что такое семинары и семинары-практикумы?

Что такое семинары и семинары-практикумы?...

Семинар-практикум "Что такое наказание и запрет"

Цель как поощрения, так и наказания всегда состоит в том, чтобы помочь детям в приобретении знаний, умений и навыков для использования их в своей жизни. Применять поощрение и наказ...

Семинар-практикум «Что такое балансир и как он влияет на развитие мозга?»

Одна из важнейших составляющих здоровья – двигательная активность, в процессе которой совершенствуются различные физические качества, в том числе и равновесие.Равновесие – способность сохр...