Картотека игр в адаптационный период
картотека (младшая группа)

Татьяна Михайловна Малыгина

Картотека игр в адаптационный период и приложение игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_v_adaptatsionnyy_period.docx15.79 КБ
Файл igry_v_adaptatsionnyy_period.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр в адаптационный период

  • На сближение детей друг с другом и воспитателем:
  1. «Давайте познакомимся!»
  2. «Раздувайся, пузырь!»
  3. «Лови-лови!»
  4. «Чей голосок?»
  5. «Расскажи стихи руками»
  6. «Я иду к вам в гости с подарками»
  7. «Загляните ко мне в окошко…»
  8. «Приходите ко мне в гости…»
  9. «Поймай зайчика»
  10. «Гуси-гуси, га-га-га…»
  11. «Солнышко и дождик»
  12. «Иди ко мне»
  13. «Покружимся»
  14. «Прячем мишку»
  15. «Поезд»
  16. «Хоровод с куклой»
  17. «Догонялки»
  18. «Солнечные зайчики»
  19. «Игра с собачкой»
  20. «Карусели»
  21. «Мы топаем ногами…»
  22. «Мяч»
  23. «Огуречик, огуречик…»
  24. «Мы друг другу улыбнёмся…»
  25. «Ножки»
  26. «Дудочка»
  27. «Курочка и цыплята»
  28. «У Кирюши петушок…»
  29. «По дорожке Валя шла…»
  • На освоение окружающей среды:
  • «Найди игрушку»
  • «Чьи вещи?»
  • «Как пройти?»
  • «Шли-шли, что-то нашли…»
  • Напряжение мышц лица для развития речи детей:
  • «Выдувание мыльных пузырей»
  • «Дуть во что-нибудь и на что-нибудь»
  • «Подуй на шарик, бумажную бабочку…»
  • На обучение согласованности и координации движений (пальчиковые, речевые игры):
  1. «Подними ладошки выше…»
  2. «Где живёт пятачок?»
  3. «Дружные пальчики»
  4. «Пальчики в лесу»
  5. «Как живёшь?»
  6. «Две сороконожки»
  7. «Капуста»
  • На развитие общения:
  1. «Передай колокольчик»
  2. «Зайка»
  3. «Позови»



Предварительный просмотр:

Выдувание мыльных пузырей

        Воспитатель выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в неё. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивлённо спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребёнка выдувать мыльные пузыри.

Дуть во что-нибудь и на что-нибудь

         Воспитатель дует на воздушный шарик через соломинку, заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно. Сдувает листочек с ладони ребёнка, дует на цветок или травинку. Ребёнок повторяет действия взрослого.

Подуй на шарик, бумажную бабочку…

         На уровне лица ребёнка подвешивается бумажная бабочка, воздушный шарик. Воспитатель показывает, как надо дуть на них, чтобы они взлетели, и предлагает повторить действие.

Найди игрушку

         Воспитатель прячет небольшую игрушку в группе, и предлагает найти её. Сначала говорится: «Игрушка лежит на подоконнике в раздевалке», затем: «Лежит в спальной комнате, под подушкой на Надиной кровати». Как игрушка найдена, нужно сказать, что она там делала.

Чьи вещи?

           Воспитатель говорит, что к ним в группу приходили разные люди и каждый из них забыл одну из своих вещей. Просит помочь детей разобраться, кому какая вещь принадлежит. Дети должны назвать не только профессию, но и имя хозяина вещи. В конце игры можно обыграть эти вещи, предложив детям сыграть роли.

Как пройти?

            «У зайчика заболели ушки»- говорит воспитатель. Что ему делать? Степашка не знает, где находится медицинский кабинет. Надо ему помочь. Дети должны проводить его в кабинет. Вылеченный зайчик благодарит детей за помощь. Аналогично проводится игра, чтобы помочь найти в детском саду музыкальный зал, кухню, прачечную, группы и т.д.

Шли-шли, что-то нашли…

             Воспитатель гуляет с детьми по группе и находит различные предметы, которые заранее специально подобрала и разложила. Эта игра позволяет определить назначение предметов и поможет переключить детей на другой вид деятельности.

               

Передай колокольчик

              Дети стоят или сидят полукругом. В центре воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик. Ксюша, иди, возьми колокольчик» Девочка становится на место взрослого, звонит и приглашает другого ребёнка, называя его по имени (или показывая рукой).

Зайка

               Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребёнок- «зайка» -сидит в кругу на стуле(«спит»). Воспитатель поёт песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать.

Зайка, зайка попляши

И другого отыщи.

                После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встаёт и выбирает ребёнка, называя его по имени, а сам встаёт в круг.

Позови

                 Воспитатель рассматривает вместе с детьми новый мяч. Вызывает одного ребёнка и предлагает поиграть- покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я играла с Артуром. Артур, с кем ты хочешь играть? Позови». Мальчик зовёт. После игры Артур садится на место, а другой ребёнок зовёт следующего.

Подними ладошки выше…

Подними ладошки выше и сложи над головой.

Что же вышло? Вышла крыша, а под крышей мы с тобой.

Подними ладошки выше и сложи перед собой, что же вышло?

Вышел мостик, мостик длинный и прямой.

По нему мы ходим в гости, ходим в гости мы с тобой.

Подними ладошки выше и сложи-ка их дугой.

Что же вышло? Вышли гуси, вот один, а вот другой.

(Исполняется песня «Жили у бабуси…»)

Где живёт пятачок?

            Воспитатель сжимает кулачок, оставив указательный и средний палец, изображает Винни-Пуха и шагая по руке ребёнка с остановками, приговаривая: «Здесь живёт пятачок?», ребёнок отвечает: «Дальше» и продолжает по головке ребёнка и спрашивает: «Стучать или звонить?»

Дружные пальчики

             Пальцы сжимаются и разжимаются.

Этот пальчик маленький, мизинчик удаленький,

Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит,

Ну а этот средний- длинный, он как раз по середине,

Этот указательный- пальчик замечательный,

Большой палец хоть не длинный – среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся, вместе дело спорится.

Пальчики в лесу

              Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик в лес пошёл.

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал.

Ну а этот только ел-

От того и потолстел.

Как живёшь?

                Как живёшь? Вот так!

А плывёшь?  ----------

Как бежишь? ------------

Как вдаль глядишь? -----------

Как ждёшь обед? -------------

Как машешь в след? -----------

Как утром спишь? ------------

А как шалишь? --------------

Две сороконожки

Две сороконожки бежали по дорожке.

Бежали, бежали, друг друга повстречали.

Так друг друга обнимали, -------------

Что едва мы их разняли.

Капуста

Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

-Как же быть без хруста,

Если я – капуста!

-Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трём, трём,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмём, жмём.

Давайте познакомимся!

Дети с воспитателем становятся в круг. Воспитатель держит в руках мяч. Ребёнок ловит мяч, называет своё имя и бросает мяч обратно воспитателю. Затем мяч ловит следующий участник игры и т.д.

Раздувайся, пузырь!

Взрослый называет имя ребёнка, берёт его за руку и предлагает поиграть вместе и позвать другого ребёнка по имени. Так по очереди за руки берутся все дети. Воспитатель берёт за руку ребёнка, стоящего последним, и замыкает круг. «Посмотрите, какой большой круг получился, как пузырь!» - говорит взрослый. «А теперь давайте сделаем маленький кружок». Вместе с воспитателем дети начинают «раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух и произносят звук «ф-ф-ф-ф». Получается большой растянутый круг. Взрослый произносит слова:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!

Лови-лови!

Воспитатель показывает палочку, к которой на шнурке прикрепляется лёгкий предмет. Опуская её и поднимая, он предлагает детям поймать предмет. Взрослый становится в центре круга, говорит: «Лови-лови» и приближает предмет на палке то к одному, то к другому ребёнку. Когда тот пытается поймать, палка чуть приподнимается, и ребёнок подпрыгивает, чтобы схватить его. Поворачиваясь во все стороны, воспитатель старается вовлечь в эту забаву всех детей.

Чей голосок?

Дети садятся полукругом, ведущий- спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает по имени ведущего, который, не оборачиваясь, должен назвать того, чей голос он услышал.

Расскажи стихи руками.

Воспитатель читает стихотворение, затем, читая его ещё раз, выполняет определённые движения, потом ещё раз читает стихотворение и показывает его вместе с детьми.

   Когда дети поймут принцип игры, то сами начнут выдумывать движения — это необходимо поощрять.

Зайка

Заинька-зайка, маленький зайка,

Длинные ушки, быстрые ножки.

Заинька-зайка, маленький зайка,

Деток боишься, зайка-трусишка.

Я иду к вам в гости с подарками….

Воспитатель идёт по комнате, приговаривая: «Пойду в гости к Танечке, Никите, Полинке и т.д., покажу им подарки». Прежде всего называет тех детей, которых в первую очередь надо привлечь к общей игре. Затем подходит к большой группе детей, говорит: «Здравствуйте, ребята, я к вам в гости пришла, вам подарки принесла. Посмотрите, что лежит у меня в коробочке (сумке и т.д.)

Подарками могут быть: фантики, камешки, игрушки, фломастеры, карандаши, пластилин, соломинки и т.д. Далее предметы обыгрываются.

Загляните ко мне в окошко…

Воспитатель сооружает «окно» на столе и говорит, что сейчас откроет окошко и будет приглашать заглянуть в комнату.

Можно показать книги, открытки, значки, сувениры и т.д.

Можно угостить конфетами, булочками, печеньем и т.д.

Приходите ко мне в гости….

Воспитатель с увлечением рассказывает детям, как готовится к приходу гостей. Строит дом из стульев, размышляет вслух, где лучше поставить стол и для чего на столе нужна скатерть и ваза с цветами, чем лучше угостить ребят. Ставит на стол предметы-заместители.

Дверь открою-стану звать,

Деток в гости приглашать.

Где вы, детки? Заходите!

Я вас вкусно угощу,

А потом будем играть,

Песни петь и танцевать.

Поймай зайчика

Взрослый показывает детям солнечного зайчика- как он бегает, прыгает, отдыхает, а потом опять неожиданно убегает.

Солнечные зайчики -прыг, прыг, прыг, скок,

Прыгают как мячики – прыг, прыг, прыг, скок…

Предлагает догнать зайчика, позволяя иногда им «ловить» световое пятно, которое опять убегает.

Гуси-гуси, га,га,га…

Дети стоят на определённом расстоянии от воспитателя. Взрослый – он исполняет роль хозяйки гусей – читает строки известной песенки.

Воспитатель произносит весь текст сам, меняя тембр голоса и интонацию, до тех пор, пока малыши не освоят его.

Когда они его освоят, можно инсценировать погоню волка. По окончании песенки дети убегают, а волк их пытается поймать. Но дети убегают от волка и прячутся в домике, где их встречает в роли хозяйки воспитатель. Все вместе радуются встрече и избавлению от опасности.

Солнышко и дождик

Воспитатель, повернув стульчик спинкой к лицу, сев на корточки, положив локти на сиденье и помахав рукой в «окошко», объясняет: «Это домик, в котором можно прятаться от дождя. Однако сегодня светит солнышко, небо ясное! Можно гулять! Выбегайте из своих домиков и радуйтесь яркому солнышку.

Светит солнышко в окошко,

Наши глазки щурятся,

Мы похлопаем в ладошки-

И бегом на улицу!

Посмотрев на «небо», воспитатель замечает: «Смотрите, туча надвигается, дождь собирается, скорей в домик!»

Иди ко мне

Взрослый отходит от ребёнка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!»

Когда ребёнок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Дениска пришёл!»

Покружимся

Воспитатель берёт игрушечного мишку или зайчика и т.д., крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Даёт другую игрушку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку. Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребёнок вслед за ним выполняет те же движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь,

А потом остановлюсь.

Быстро-быстро покружусь,

Тихо-тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь

И на землю повалюсь!

Прячем мишку

Воспитатель прячет игрушечного медведя так, чтобы он был немного виден. Говорит: «Где мишка?» Ищет его вместе с ребёнком. Когда малыш найдёт игрушку, взрослый прячет её так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребёнку.

Поезд

Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я -паровоз, а вы -вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали»-говорит взрослый и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведёт поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

Хоровод с куклой

Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей поочереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Воспитатель ставит детей в круг, берёт куклу за одну руку, другую даёт ребёнку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево.

Догонялки

Воспитатель приносит знакомую куклу. Она говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки».

Солнечные зайчики

Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит:

-Солнечные зайчики

Играют на спине.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.

Игра с собачкой

Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

-Гав, гав! Кто там?

Это пёсик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребёнку, имя которого названо, предлагает взять её за лапу, покормить. Приносят воображаемую миску с едой, собачка «ест  суп», «лает», говорит ребёнку «спасибо».

Карусели

Дети вместе с воспитателем бегут по кругу, держась за руки. Воспитатель говорит или поёт:

-Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, а потом

Всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише не бегите,

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два

Вот и кончилась игра!

В соответствии со словами дети бегут по кругу всё быстрее и быстрее, затем медленнее и останавливаются.

Мы топаем ногами…

Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чём говорится в стихотворении.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаём.

(Дети берутся за руки, образуя круг)

Мы бегаем кругом.

Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой!»

Мяч

Ребёнок изображает мяч, прыгает на месте, и воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает:

-Мой весёлый звонкий мяч

Снова ты пустился в вскачь

Красный, синий, голубой,

Не угнаться за тобой!

После этого «мячик» убегает, а взрослый ловит его.

Огуречик-огуречик…

На одном конце площадки -воспитатель(ловишка), на другом – дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

-Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живёт,

Тебе хвостик отгрызёт.

При последних словах дети убегают, а воспитатель их догоняет.

Мы друг другу улыбнёмся…

Дети встают спиной в круг. Воспитатель вместе с детьми произносят:

-Мы сейчас потопаем,

А потом похлопаем,

А потом мы повернёмся

И друг другу улыбнёмся!

В соответствии с текстом, дети выполняют движения.

Ножки

На одном конце площадки воспитатель, на другом – дети. Воспитатель произносит:

-Ножки, ножки бежали по дорожке.

Бежали лесочком, прыгали по кочкам.

Прыг-скок, прыг-скок прибежали на лужок,

Потеряли сапожок.

В соответствии с текстом дети, выполняя движения приближаются к воспитателю. «Нашли сапожок» -говорит воспитатель и все бегут обратно.

Дудочка

Воспитатель спрашивает любят ли дети танцевать. Он предлагает вместе исполнить мелодию и показывает, как кулачки могут превращаться в дудочку. «Ду-ду-ду»-поют малыши в сжатые кулачки. Затем дети разделяются на музыкантов и плясунов.

Курочка и цыплята

Воспитатель в роли курочки произносит слова:

-Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать.

А за ней цыплятки-

Жёлтые ребятки.

Съели толстого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы

Полное корытце.

Дети имитируют движения по тексту, изображая цыплят.

У Кирюши петушок…

Дети с воспитателем говорят слова и имитируют движения, согласовывая с текстом.

-У Кирюши петушок петь умеет хорошо.

Ну а как?

Дети отвечают: «А вот так - кукареку!»

У Кирюши на ладошке

Есть и зёрнышки, и крошки.

Он немного поклюёт и спасибо запоёт.

Ну а как?

Дети отвечают: «А вот так -кукареку!»

Убежал Кирюша в сад,

Петушок зовёт опять.

Ну а как?

Дети отвечают: «А вот так -кукареку!»

По дорожке Валя шла…

Все дети ходят по кругу, а в центре, выбранный воспитателем ребёнок, выполняет движения, соответствующие тексту:

По дорожке Валя шла,

Валя тапочки нашла.

Валя тапки примеряла,

Чуть надела – захромала.

Стала Валя выбирать

Кому тапочки отдать.

Коле тапки хороши,

На, надень и попляши.

Все прихлопывают в ладоши, а дети свободно пляшут внутри круга. Затем Валя возвращается, а Коля остаётся. Имена используются настоящих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр в адаптационный период для детей 2-3 лет

Картотека игр в адаптационный период для детей 2-3 лет...

Картотека "Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет"

В картотеке собраны игры для дошкольников, начинающих посещать ДОУ....

Картотека «Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет»

Актуальность:Игры привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Игры являются не только средством физического воспитания с раннего возраста, но и способствую...

Картотека игр в адаптационный период во второй младшей группе

В данной картотеке подобраны игры, которые помогут ребенку более безболезнонно преодолеть эмоциональный дискомфорт в адаптационный период, его симбиотические связи  с мат...

Картотека игр в адаптационный период для детей 2-3 лет

«Доброе утро!» Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.Задачи:создание положительного эмоционального климата в группе;снятие эмоционального напряжения....

КАРТОТЕКА ИГР В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА  СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО БЛАГОПРИЯТНОЙ АТМОСФЕРЫ В ГРУППЕ, СБЛИЖЕНИЕ ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ И С ВОСПИТАТЕЛЕМ, ФОРМИРОВАНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ....

Картотека "Игры в адаптационный период"

Картотека игр в адаптационный период для детей младшего дошкольного возраста....