Статья «Роль игры в музыкальном воспитании дошкольников»
статья по музыке

Диана Алексеевна Васильева

Основное назначение у музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух побуждать к самостоятельным действиям, с применением знаний полученных на музыкальных занятиях, М.-д игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального слуха. 
              Музыкальные игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания петь, слушать, играть и танцевать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rol_igry_v_muz._vospitanii_do.docx22.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Васильева Д.А., музыкальный руководитель

ГБДОУ детский сад № 76 компенсирующего вида

                                                                                                Калининского района Санкт - Петербурга

 «Роль игры в музыкальном воспитании дошкольников»


           Игра всегда была и остается ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Использование игр для развития и обучения дошкольников во всех образовательных областях это неотъемлемая и основная часть образовательного процесса. Широкое использование разнообразных игр в образовательной области Музыка позволяет сделать обучение пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах более интересным для малышей, доступным, увлекательным. Игры помогут достичь того, что образовательный процесс станет более ярким и эмоционально обогащенным. 
            Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них музыкальная. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах. 
              Основное назначение у музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух побуждать к самостоятельным действиям, с применением знаний полученных на музыкальных занятиях, М.-д игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального слуха. 
             
Музыкальные игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания петь, слушать, играть и танцевать. 
В процессе игры у них формируется необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности. 
В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и даже в области слушания музыки. 
                 Существует множество музыкальных игр, благодаря которым у дошкольников развивается образное мышление: то они представляют маленького зайчика, услышав задорную мелодию, то выходит голодный волк, и музыка подаёт детям сигнал о том, что пора «бежать в укрытие». Таким образом, музыкальный слух улучшается, дети более сосредоточенно вслушиваются в изменения музыки, и если у них есть стимул выиграть, тогда музыкальные игры им приносят массу положительных, необходимых каждому ребенку, эмоций. 
                Музыка активизирует восприятие и представление, будит фантазию и воображение. Музыка имеет познавательное значение. В ней отражены жизненные явления, обогащающие учащихся новыми представлениями. 
  Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор. 
Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания в деском саду. Тут тоже используются игры, они помогают научить детей петь выразительно, непринуждённо. Учат брать дыхание между музыкальными фразами. 
Чтобы музыкальная игра доставляла каждому ребенку радость, он должен быть хорошо ознакомлен с правилами, понимать значение игры и иметь доброжелательные отношения с другими участниками данной игры. Если дети пребывают в хорошем расположении духа, если они с нетерпением и интересом ждут, какое же музыкальное развлечение их сегодня ожидает, то вам остается совсем немного – выучить с малышами правила и подарить им несколько минут веселья. 
    Если вы будете использовать муз. игры на каждом занятии, дети станут более послушными – ведь желание поучаствовать в новой, увлекательной игре, будет лучшим стимулом, удерживающим их от чрезмерных шалостей. Можно давать задание воспитателям или родителям, чтобы они выучили заранее с малышами слова музыкальных игр, если необходимо знать наизусть большой куплет песни или несколько куплетов.    Прежде, чем проводить игры с пением, нужно заранее выучить песню, под которую будет проводиться игра. Следует учесть, что пение, одновременное с движением, может отрицательно отразиться на качестве исполнения песни, так как затруднит дыхание и отвлечет детей от слухового контроля за чистотой интонирования. Поэтому игры даются или с медленными движениями, или используются такие, в которых пение и движение чередуются. Движение, органически связанное с музыкой, содействует воспитанию эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку, развивает музыкальный слух, память, ритм и совершенствует основные движения. 
Вот некоторые музыкальные игры, которые могут широко использовать в своей деятельности, как музыкальные руководители, так и воспитатели и другие специалисты дошкольного учреждения.   
Музыкальные игры организуются на основе музыкальных произведений с яркими и выразительными образами, которые дети способны воспринять и выразить пластически. Для эмоциональных перевоплощений детям могут быть предложены самые разнообразные темы: танцы зверей и птиц, танцы сказочных героев, танцы цветов, танцы огня, воды, облаков, снежинок и т.д. 
Педагог может проявлять собственное творчество в поисках композиционных приемов для организации игр-импровизаций с детьми. 
В дальнейшем это могут быть более свободные пластические композиции или игры с сюжетами, придуманными самими детьми. 

Используются игры: 
1. Игры для развития звуковысотного слуха (Н: «Где мои детки?», «Птицы и птенчики», «Кто в домике живет?» 
2. Игры для развития чувства ритма (Н: «К нам гости пришли», «Что делают дети?») 
3. Игры для развития тембрового слуха (Н: «Нам игрушки принесли», «Колпачки») 
4. Игры для развития диатонического слуха (Н: «Громко –тихо запоем», «Колобок») 
5. Игры для развития памяти и слуха (Н: «Сколько нас поет?», «Наши песни») 
6. Игры для развития детского творчества (Н: «Музыкальный телефон», «Музыкальная шкатулка») 
            Методически значимым моментом в организации творческих музыкальных игр с детьми является выбор педагогом музыкальных произведений, составляющих основу этих игр. Напомним, что произведение, призванное стать эмоциональным импульсом и одновременно эмоциональной канвой, основой для развертывания игровых сюжетов и образов детской фантазии, не обязательно должно укладываться в рамки традиционного детского репертуара. 
          Педагог может проявить свой художественный вкус, реализовать собственный творческий потенциал, подбирая музыкальное произведение, эмоционально соотносящееся с избранной тематикой. Для этого педагогу необходимо расширять свой художественный кругозор, учиться ориентироваться в стилях и направлениях музыкального искусства, уметь соотносить свои музыкальные предпочтения с педагогическими задачами. 
              Пожалуй, самым важным, что требуется педагогу для организации творческих музыкальных игр с детьми, – самому быть творческой личностью. Работая над собой и развивая у себя вкус к профессиональному творчеству, педагог периода детства обретает главное – способность понимать детей, видеть мир их глазами и видеть их счастливые глаза, обращенные к нему с радостью и любовью.

Список литературы: 
1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240с., нот. 
2. Деркунская В.А. ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребёнка. [Электронный ресурс]. URL:   http://www.resobr.ru/materials/45/50379/. (Дата доступа 07.05.2015) 
5. Профессиональный стандарт педагога. [Электронный ресурс]. URL:    http://минобрнауки.рф/документы/3071.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Роль проектной деятельности в патриотическом воспитании дошкольника"

В  статье  обоснован метод применения проектов, как эфективный метод развития представлений в той или иной сфере или познаваательной области. Иетод прпоектов в  развитии и формировании ...

Статья "Роль дидактических игр в экологическом воспитании дошкольника"

Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение.Поэтому на первый план воспитания выводится формирование основ...

Статья "Роль проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников"

В данной статье рассказывается значении проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников....

Статья "Роль дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников"

Статья предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений, занимающихся экологическим воспитанием....

Статья: Роль русского фольклора в музыкальном воспитании дошкольника

В статье рассматриваются  вопросы  русского  фольклора, кто и как его изучает, по каким признакам можно отличить фольклорные произведения, примеры таких произведений в русском музыкальн...

Статья «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»

Колесова Ирина Анатольевна, воспитательГБДОУ детский сад №103 Калининского района Санкт-ПетербургаСтатья «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»Пояснительная запискаСк...

Статья: "Роль сказки в развитии речевого воспитания дошкольников".

laquo;Сказка» — это несложная игра, предназначенная для группы детей. Если вместе собирается несколько ребят, то можно предложить им это развлечение — оно окажется и веселым, и инте...