Статья: Роль русского фольклора в музыкальном воспитании дошкольника
статья

Семенова Татьяна Владимировна

В статье рассматриваются  вопросы  русского  фольклора, кто и как его изучает, по каким признакам можно отличить фольклорные произведения, примеры таких произведений в русском музыкальном творчестве, виды и методика изучения фольклора,  и, конечно же, какую роль фольклор играет в муз воспитании детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_russkogo_folklora_v_muz._vospitanii_doshkolnika.docx24.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РОЛЬ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА

«Покажи мне, как ты веруешь и молишься; как просыпаются у тебя доброта, геройство, чувство чести и долга; как ты поёшь, пляшешь и читаешь стихи, - говорил  И.А.Ильин, - скажи мне всё это, а я скажу тебе, какой нации ты сын».

Народная песня - самая демократичная, доступная всем форма приобщения к музыкальному творчеству. Где, как не в песне, можно постичь характер народа: его безмерную широту, доброту и щедрость, самородный нрав, удаль и молодецкий задор. В песне, как в молитве, происходит очищение души, катарсис, как говорили древнегреческие мудрецы. 

Давайте сегодня посмотрим на то, что такое фольклор в современном понимании, кто и как его изучает, по каким признакам можно отличить фольклорные произведения, посмотрим на примеры таких произведений в русском творчестве и, конечно же, какую роль он играет в муз воспитании детей.

Русский народный фольклор несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики. . Значительная роль фольклора заключается в том, что он формирует мировоззрение детей. Поэтому так важно впускать его в детскую жизнь как можно раньше. И так ценно для педагога музыканта иметь в своей копилке образцы русского фольклора и использовать фольклор в работе с детьми, не забывая при выборе фольклорного материала, учитывать возрастные особенности детей.

Фолькло́р (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество.

Детский фольклор — многожанровая система, сложенная  из прозаическихречитативныхпесенных и игровых произведений.

Первым ученым, посвятившим свою жизнь исследованию различных жанров детского фольклора, стал профессор Иркутского университета Г. С. Виноградов. В двадцатые годы с помощью многочисленных корреспондентов он собрал уникальный материал, которым не располагало ни одно научное учреждение того времени. Он обобщил представления о литературных и музыкальных произведениях (песнях, танцах), созданных коллективом неизвестных авторов из народа на протяжении нескольких десятков (или сотен) лет в отдалённом историческом прошлом.

Виноградов рассматривает различные стороны детского быта и выделяет основные виды детского фольклора, объединенные для удобства восприятия в тематические группы. . Каждая группа  имеет свое назначение: одни призваны развлекать, другие - чему-нибудь научить, третьи помогают маленькому человеку сориентироваться в большом мире.

Не смотря на то, что корни детского фольклора уходят в глубину веков, он остаётся востребован и актуален и в наши дни; по-прежнему мамы поют колыбельные песни своим детям, звучат считалки перед началом игры, современные герои мультфильмов нашли своё место в детских анекдотах и страшилках.

Основные виды музыкального фольклора – песни (колыбельные, пестушки, прибаутки) танцевальные мелодии, плясовые припевки (например, русские частушки, хороводы), инструментальные пьесы и наигрыши.

Поскольку в музыкальном фольклоре взаимосвязаны музыка, пение, движение и игра на простых инструментах, поэтому фольклор следует рассматривать как полижанровое явление.

Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями. (Придет серенький волчок и утащит за бочок). Взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям.

ПЕСТУШКИ (от слова «пестовать» - воспитывать) короткие стихотворные приговоры связаны с наиболее ранним периодом развития ребенка. Они  сопровождают движения ребенка.

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, топ, топ,

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ,

У ПОТЕШЕК - более разработанная игровая форма, чем у пестушек. Они созданы для развлечения ребенка, для создания веселого настроения. Иногда потешки не только развлекают , а порой и наставляют, дают простейшие знания о мире. Слушая, повторяя и запоминая рифмованные строки, он учиться говорить, думать, общаться с окружающими, выражать свои эмоции.

Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Где вы бывали,
Что вы видали?
— Мы видели волка:
Унёс волк гусёнка,
Да самого лучшего,
Да самого большего!
— Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Щиплите волка —
Спасайте гусёнка!

ПРИБАУТКИ -это небольшая песенка. всегда яркая, красочная, запоминающееся. Прибаутки чем -то сродни потешкам, но в отличие от них имеют самостоятельное значение. Прибаутки не связаны с конкретными действиями или играми, они предназначены, прежде всего, для развлечения малыша.

Петушок, Петушок, Золотой гребешок,

Масляна головушка, Шёлкова бородушка,

Что ты рано встаёшь, Деткам спать не даёшь?

Другой жанр детского фольклора, связанный с речевой игрой, - скороговорки. С одной стороны, скороговорки – средство развития речи у детей, помогающее овладеть труднопроизносимыми созвучиями, с другой – детская забава.

Уголёк в уголок принеси,
В уголке уголёк погаси!

Все эти колыбельные, потешки, прибаутки, созданы взрослыми для детей и вызваны "к жизни педагогическими надобностями". Они соответствуют особенностям и запросам детского возраста. Поэтому так любимы детьми. Легко и с радостью исполняются и имеют такую длинную жизнь.

НАРОДНАЯ ПЕСНЯ

«Комара женить мы будем»

«Ах вы сени»

«Во кузнице»

«Коробушка»

«Во саду ли в огороде»

«Светит месяц»
«Калинка малинка»

ХОРОВОД

«Во поле береза стояла»

«Каравай»

«Яблонька»

Признаки фольклорного произведения

  • Историчность. Произведения народного творчества рождаются в глубине веков и постепенно отшлифовываются, обретая новые варианты, формы и оттенки значений.
  • Коллективность. Рождение новой песни или сказки нельзя считать состоявшимся, если она не была воспринята множеством слушателей-исполнителей. Её создают и рассказывают многократно, передавая из уст в уста.
  • Вариативность. Любое народное творение имеет несколько вариантов исполнения.
  • Анонимность. Фольклорные произведения рождаются общими усилиями – выделить одного автора невозможно. Образы общедоступны и всенародны.
  • Повторяемость (цикличность). Модель фольклорного времени – это круг, колесо. События сменяют друг друга в строго определённой последовательности, начало сходится с концом, сиюминутность сливается с вечностью.
  •  Кумулятивность. Фольклор вбирает в себя лучшее, чем живёт душа народа, нации. Он сохраняет традиции, воспевает идеалы, передаёт ценнейшую информацию о прошлом и будущем через особые культурные коды.

Методика

  • Информационно-рецептивный метод, когда происходит эмоциональный показ и образец педагога с рассматриванием наглядного пособия.
  • Словесный метод, включающий в себя рассказ, художественное слово, пояснение
  • Репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей.
  • Эвристический, направленный на проявление самостоятельности и творчества.

Применяя различные методы обучения, хотелось бы, чтобы от простого любопытства ребенок шел к осознанному желанию услышать, запомнить и передать кому-нибудь понравившуюся ему закличку, песню или игру.

Знакомство и приобщение детей к русскому фольклору решает большой объем задач:

  • Приобщение к истокам народной музыки
  • Развитие чувства ритма и музыкального слуха.
  • Расширение диапазона голоса детей.
  • Знакомство и закрепление знаний детей о жанрах народной песни.
  • Работа над чёткой дикцией и артикуляцией.
  • Постановка правильного дыхания.
  • Побуждение детей к эмоциональному и образному исполнению песни.
  • Побуждение к импровизации.

Первые детские впечатления от фольклора дети получают в младшей группе. Они начинают подпевать повторяющиеся интонации, слова (баю-баю, га-га-га) песен выполняя несложные движения, подсказанные текстом или характером музыки.

Основная задача здесь - научить детей исполнять песни ритмично.

В средней группе увеличивается объем   песенного  репертуара и дети уже различают понятия "низко-высоко". "Мама - зайчиха маленькая, пушистая, нежная. Как она поет - высоко или низко?" Дети выбирают вариант и исполняют колыбельную как зайчик.

В старших группах значительно расширяется песенный репертуар.

Вводится такое понятие как "жанр народной песни" - лирические,  шутливые,   обрядовые, хороводные и ,пожалуй, самые любимые - частушка , строевые песни, обрядовые поцелуйные хороводы.

Также в старшем возрасте, дети начинают понимать суть обрядовых песен и с удовольствием импровизируют, составляют свои заклички, на основе уже известных.

Игра на детских музыкальных инструментах, пожалуй, самое любимое занятие детей на музыкальных занятиях. Прибегая к этому виду деятельности, можно решить немаловажные задачи в музыкальном воспитании.

В младшей и средней группах   идёт   первичное  знакомство детей с народными инструментами. Дети сами выбирают тот музыкальный инструмент, про который им будет рассказывать педагог, либо угадывают его по загадке и сами играют на нем.

В старшем возрасте перед детьми ставятся задачи уже более сложные, например, узнать инструменты, звучащие в оркестре.

Игра - приобщает детей к традициям и обычаям своего народа;

Игра – удовлетворяет потребность детей в движении, воспитывает активность, инициативность, тренирует физическую силу, ловкость, несет в себе положительный эмоциональный заряд.

Игра – учит устанавливать добрые отношения детей друг к другу, оттачивает нравственные представления детей;

Игра – психологически подготавливает детей к различным жизненным ситуациям, воспитывает умение преодолевать неудачи, сохранять выдержку в тяжелых обстоятельствах;

Игра – пробуждает детское воображение и привлекательна для детей тем, что позволяет участвовать в чем-то сказочном, фантастическом;

Игра – развивает творческие способности детей, их музыкальность, так как объединяет в себе различные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.

Детские русские народные игры с пением являются увлекательным и доступным материалом, не представляющим большой сложности в плане исполнения.  Игры – хороводы облегчаются тем, что текст песни подсказывает содержание и последовательность движений, дети могут самостоятельно его инсценировать в соответствии с развитием сюжета. 

Тексты песенок, используемых в играх во многих   случаях выполняет функцию скороговорки, чистоговорки, многократного повторения одного и того же звука, тем самым решая многие логопедические задачи.  Например   в игре «Ворон» часто повторяется звук «р» и, пропевая слова песенки «Ой, ребята, та-ра-ра, на горе стоит гора», многие дети с помощью игры, ее многократного повторения решают, казалось бы сложную проблему произношения звука « Р»

 В младшей группе забавные игры («Петушок», «Идет коза рогатая», «Идет кисонька из кухни») побуждают детей к импровизации: у каждого получается свой «петушок» или своя «киска».  Чувство ритма хорошо развивать в игре «Барашеньки», когда педагог во время считалки ритмично дотрагивается до каждого ребенка в кругу, т.е. происходит невидимая работа над метроритмом. Игры способствуют развитию у детей чувства юмора, желание сопереживать герою и друг другу.

 В средней группе усложняются правила игр: быстро реагировать на команды, распределяться на пары, на две подгруппы. Ребята сами должны использовать считалки чтобы выбрать ведущего. В играх «Волк и гуси», «У медведя во бору», «Снежная баба»,  «Два мороза», усложняется диалог с ведущим: ребенок должен не просто дать ответ, а придумать его.

В старшей группе вызывать желания детей участвовать в играх с театральными действиями и более развернутыми диалогами. Во время игр («Дедушка Сысой», «Махоня») обращать внимание не только на удачные ответы и вопросы, но и манеру поведения героев. Стараться отобразить характер персонажей: дедушка старый, Махоня ленивая и притвора, бабка хитрая и т.д. воспитывать желание исполнять не только положительные, но и отрицательные роли («Водяной», «Баба-Яга»). Это объяснение поможет ребенку и при выражении характерных черт какого-либо персонажа. («Воробей», «Селезень утку догонял», «Ты слети-ка, сизый голубочек»). Хорошо в этом случае применять метод «от старших - к младшим»

В подготовительной группе активизировать детей для участия в играх с  развернутым  театральным  действом Усложнять правила и связывать их выполнение с происхождением некоторых обрядовых игр.  («Кострома», «Бояре», «А мы просо сеяли»).

Таким образом, широко внедряя в работу детского сада народные игры, песни, хороводы привлекаем детей к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране, воспитываем музыкальный вкус, приобщаем к музыкальной эстетике своего народа.

«Произведения детского фольклора для ребенка – живые организмы, полевые цветы, на глазах вырастающие, видимо расцветающие, существующие неотделимо с их хранителями.»

Г.С.Виноградов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль мордовского фольклора в экологическом воспитании дошкольников

Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Воспитывать бережное отношение к природе надо с малых лет, т.к.  наиболее благоприятным...

Проект «Роль русского фольклора в экологическом воспитании детей раннего дошкольного возраста»

Развитие экологических представлений детей раннего дошкольного возраста с помощью различных жанров русского фольклор....

статья "Русский фольклор в музыкальном воспитании ребенка- дошкольника"

Статья о роли русского фольклора в музыкальном развитии ребенка. К статье прилагается сценарий праздника...

статья Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников (2)

статья Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников (2)...

Музыкально- творческий проект : "Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников".

Музыкально- творческий проект : "Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников"....