Консультация для воспитателей "Организация работы по духовно- нравственному воспитанию"
консультация (младшая группа)

Делявская Марина Николаевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_nravstvennomu_vospitaniyu.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

                                        МАДОУ Детский сад «Родничок»

                                               Консультация на тему:

                «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМУ                            

                  ВОСПИТАНИЮ НА ЗАНЯТИИ И В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ»   

                                                                                             Подготовила воспитатель:

                                                                                                               М.Н.Делявская

                                                                2016г.

Нравственное воспитание рассматривается в программе как одна из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности.

В процессе духовно – нравственного воспитания детей в повседневной жизни и на занятиях формируем навыки культурного поведения, социально – общественные качества, уважение к взрослым, этические представления. Развиваем умение дружно играть и делиться игрушками с сверстниками, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

Третий год жизни -  особый период в развитии ребенка. Он характеризуется появлением новых возможностей для действий со знакомыми предметами ближайшего окружения без помощи взрослого; накоплением личностного опыта поведения, представлений, речевых суждений об окружающем, новых форм отношений между детьми, развитием самостоятельности в игре, в быту, на занятиях.

Отделяя свои действия от действий взрослого, малыши ориентируются на него, подражая ему, принимая его требования и оценки. В этот период дети усваивают навыки культурного поведения, выполняют поручения взрослого, начинают понимать мотивы общественной значимости.

К трем годам пробуждается внимание к товариществу, развивается потребность в общении, появляется ответ на инициативу сверстника, возникают общие игры.

Появление у детей качественно новых способов усвоения простых навыков, т.е выполнение действий без помощи взрослых, позволяет строить новые отношения с ним. Наблюдается переход к простейшим формам совместной (парной) деятельности.                        Этому способствует также развитие речи детей, способность лучше понимать требования взрослого, принимать помощь при налаживании отношений со сверстниками в совместной игре. Способность воспринимать и понимать речь взрослого подкрепляется развитием памяти. Малыши запоминают правила, но очень важно, чтобы словесная инструкция подкреплялась наглядными средствами, т.е. показом правильной формы поведения (слово – действие), оценкой действий детей, игрой, рассматриванием картинок и чтением художественной литературы, в форме мини- бесед, содержание которых также опирается на литературные произведения.

Правильное воспитание предупреждает накопление детей отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании их нравственных качеств.

Основные задачи духовно - нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственно - волевых качеств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.

В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения с взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого.                                                                                                                                                                 В детском саду дети находятся в окружении сверстников, и потому перед нами встает задача формирования у них норм поведения, отражающих отношение к сверстникам, основывающихся на уважении к товарищам, отзывчивости, уступчивости, доброжелательности, взаимопомощи. В раннем возрасте у детей формируются основы этих норм: умение не мешать игре сверстника, не отнимать игрушку, а попросить или выбрать для себя другую, подождать, пока он поиграет, и т. п. Возникают начальные формы положительных взаимоотношений: умение проявить отзывчивость (пожалеть плачущего сверстника, порадовать игрушкой), доброжелательность, желание играть и заниматься вместе.  Поощряем совместную деятельность детей - катание с горки, игру в мяч, постройку домика из кубиков и т. п. Формирование у детей интереса друг к другу, потребности в общении не может не сопровождаться воспитанием доброжелательности. Ее основы закладываются в семье – там, где ребенка любят, заботятся о нем. Доброжелательные отношения в группе, способствуют эмоционально – положительным переживаниям, закреплению чувств симпатии, расположения к окружающим. Одобрение положительных поступков и не одобрение негативных помогают малышам понять, как можно поступать, а как нельзя.

Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию, отделяя свои действия от действий взрослого, дети ориентируются на него.  В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки. Воспитатель формирует у детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение к взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, которые, превращаясь в привычки, становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за помощь, убирать игрушки на место, культурно вести себя в группе, вежливо обращаться с просьбой. Формируя нравственный опыт детей, мы стремимся создавать условия для упражнения в нравственных поступках, предупреждая тем самым возникновение формального отношения к моральным правилам.

Чем младше дети, тем конкретнее должны быть указания. В повседневной жизни например :  напоминаем  о том, что надо поздороваться  входя в группу, предлагаем помочь сверстнику поднять упавшую игрушку, собрать рассыпавшиеся кубики, посторониться, чтобы дать пройти взрослому, поблагодарить за оказанную помощь и т. д. Основной смысл таких указаний состоит не только в том, чтобы побуждать детей к поступкам, соответствующим нормам и правилам культурного поведения, но и вызвать у них положительный, эмоциональный отклик, желание совершить хороший поступок.

В нравственном воспитании активным средством воздействия являются произведения литературы и искусства (книги, картины, иллюстрации, музыка). Они в яркой, образной, эмоционально насыщенной форме влияют на детей, вызывая разнообразные чувства, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающей жизни. Художественные образы, увлекательные сюжеты, в которых проявляются достоинства или недостатки литературных героев, раскрываются лучшие черты и качества людей, осуждаются отрицательные поступки и явления- все это находит живой отклик у детей, способствуя формированию нравственных понятий и чувств, вызывая желание следовать хорошим примерам и воздерживаться от отрицательных поступков.

Ни один метод воспитания не может быть универсальным, пригодным для всех ситуаций, которые возникают в работе с детьми, необходимо сочетать   разные методы, учитывая при этом особенности возраста, индивидуальные проявления, уровень воспитанности каждого ребенка и всей группы в целом.

Создавая условия для усвоения положительного нравственного опыта, взрослый рассказывает детям, как надо поступить в той или иной ситуации, как правило, непосредственно адресуясь к конкретному ребенку. В младшем возрасте мы стараемся   чаще одобрять каждого из детей за малейшее проявление самостоятельности, инициативы. С возрастом оценка поведения детей становится все в большей степени требовательной, учитывается накопленный детьми опыт нравственного поведения, их возрастающую самостоятельность и способность осмыслить свое поведение.  

Самым большим, действенным средством для формирования нравственно – волевых качеств детей является народная сказка. Она сопровождает ребенка с самого раннего детства.

Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.

Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.         Очень важно обращать внимание на выразительность чтения.

Главное выразительно прочитать, рассказать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ. При подборе сказок, учитывается возраст детей и особенности их психического развития. С детьми младшего возраста работа начинается с таких сказок как «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка». Содержание этих сказок близко и понятно детям. На примере литературных героев учим детей быть дружными, трудолюбивыми, умению помогать друг другу. Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрация – рисунок, относящийся к определенной части текста, поясняющий какой-то момент. Нужно учить ребенка внимательно, долго рассматривать иллюстрации, узнавать на них героев прочитанной сказки.  Так при рассматривании иллюстраций к сказке «Репка», в беседе специально останавливаюсь на дружной работе героев сказки и подвожу итог: «Такую большую репку смогли вытянуть, потому что друг другу помогали, все дружно тянули репку, не ссорились.  Хорошо, когда все живут дружно. Давайте и мы с вами будем жить дружно!»                                                                     Доброе отношение к людям помогает воспитывать игра.

Особое место среди игрушек занимает кукла как носитель человеческих качеств. Подражая взрослым, малыш качает куклу, обнимает ее, кормит, лечит, сопровождая свои действия ласковыми словами. Через игру, общение с куклой, поощрение доброго и ласкового с ней обращения ребенок приобретает положительный опыт.

Положительная оценка взрослого подкрепляется проявлением заботы, внимания, добрых чувств к детям. Образцы доброго отношения из игры переносятся в повседневную жизнь.

В этом возрасте дети уже знают некоторые «вежливые» слова. Углублять представления о них помогают небольшие инсценировки, в которых обыгрываем ситуации из повседневной жизни.

«Вежливые» слова дети воспринимают как нечто формальное, необязательное.

Поэтому нужно вырабатывать у них привычку, постоянно говорить: «Здравствуйте», «Спасибо», «До свидания».

Каждодневное произнесение этих слов взрослыми, напоминание о них, постепенно формируют у малышей привычку употреблять их в знакомых ситуациях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей на тему "50 уроков нравственности"

Только целенаправленные и последовательные занятия в сфере морального и духовного развития могут стать эффективной силой воспитания личности ребенка. Подобные занятия могут иметь форму доверительной и...

Доклад из опыта работы «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников»

Вашему вниманию представляю доклад по духовно-нравственному развитию личности докольников, в котором вы можете ознакомиться с перспективным планом по этой теме....

Презентация "Методы формирования нравственных представлений и формы работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников"

Материал для методистов, старших воспитателей, заместителей заведующих по УВР : консультация для воспитателей с использованием презентации.Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразры...

консультация на тему "Организация работы по духовно- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста в условиях в ДОУ"

Актуальность проблемы духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения, сегодня одна из наиболее важных.Дети, начиная с  дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний  о родном го...